- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Части речи
Конспект урока по русскому языку Части речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Чагина С.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №14»
Методическая разработка
урока русского языка во 2 классе
по теме «Части речи»
Чагина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
город Нижнекамск
2014 год
Краткая аннотация урока:
Данный урок русского языка «работает» на последующие уроки. Каждая новая тема будет углублять знания школьника. Тип урока - рефлексия, выбран не случайно, в настоящее время один из самых важных этапов современного урока. Она способствует развитию самокритики, самоконтроля, самовоспитания учащихся. Осуществляя данное требование, я, учитель использую следующие приемы работы: - «Оцените свою деятельность на уроке»; - «Проверьте себя»; - «Оцените работу товарища».
Смена видов деятельности, форма проведения урока, использование инновационных технологий - всё это помогает мне поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока, мотивировать их на активное включение в учебный процесс. Всем ходом урока, как мне думается, смогла подготовить учащихся к успешному выполнению домашнего задания. Цели урока:
- формирование специально-предметных учебных действий:
- совершенствование навыков правописания;
- закрепление знаний о частях речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола);
- развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса;
- развитие долговременной памяти, мышления, умения применять полученные знания в новой ситуации;
- привитие любви и интереса к русскому языку;
- формирование личностных УУД:
- создание ситуации успеха для оптимизации деятельности учащихся; - воспитывать ответственность и аккуратность; - способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование регулятивных УУД:
- формирование познавательных УУД:
- формирование коммуникативных УУД:
Форма урока: игра «Умники и Умницы». Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, групповая технология, ИКТ.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, метод беседы, игровой, поисковый, активный метод (когда ученик в роли учителя).
Внешняя мотивация учащихся: похвала, поддержка, оценка, награда.
Внутренняя мотивация учащихся: интерес к изучаемому материалу, предмету.
Обучающие структуры: ФИНК - РАИТ - РАУНД РОБИН (задается вопрос, думают и записывают, затем по очереди зачитывают свой ответ с листочка), используется для коротких ответов для развития коммуникации и сотрудничества "ученик-ученик"; СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу); КЛАССБИЛДИНГ - целый класс в процессе работы становится скооперированной командой (встань, подвигайся, взаимодействуй); "ХАЙ ФАЙВ" (внимание) сигнал тишины - стратегия для управления классом; ТИМ ЧИР - короткое поощрение, выражение благодарности при сотрудничестве "ученик-ученик"; (см.:реализация проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан»)
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), меловая доска, технологическая карта урока для каждого учащегося, электронная презентация в программе Power Point, плакаты с названиями частей речи, раздаточный материал (задания на листочках, домашнее задание), ордена, дипломы.
Ход урока.
1. Организационный момент (настрой учащихся на хорошую атмосферу труда).
Сегодня у нас, ребята, урок - игра под названием «Умники и умницы» (Слайд 1). Я думаю, что вы все заслуживаете такой похвалы, но чтобы выявить лучших, вам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, умение слушать ответы товарищей и высказывать своё мнение.
Вашу работу на уроке я буду оценивать с помощью жетона. Набрав пять жетонов, получаете орден. А кто наберёт самое большое количество жетонов, тот получит звание "Знаток русского языка". У каждого на столе лист самооценки. В конце урока вам нужно будет его заполнить, отметив свою работу и работу своего товарища. В добрый путь!
Пожелайте успехов в работе каждый своему товарищу по плечу.
2. Повторение ранее изученного материала. Рефлексия.
2.1. Минутка чистописания.
Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Выделите самую красивую букву (Слайд 2).
2.2. Орфографическая минутка.
Вы прошли большой раздел во 2 классе «Орфограммы» (Слайд 3).
- Что такое орфограмма? 1 (обратимся к словарю)
2.2.1. Найдите в записи все известные вам орфограммы.
Двадцать первое января. Классная работа.
(Большая буква в предложении, безударная гласная, удвоенная согласная, безударная гласная в корне слова и т.п.) Оцениваю с помощью жетона.
А сейчас я попрошу открыть орфографическую тетрадь на с.34. Задание32. Обратимся к истокам слова «Работа» 1 (толкование слова).
Рассматриваем следующую известную нам орфограмму (Слайд 4).
2.2.2. Раскройте скобки в предложениях. Какие известные орфограммы в словах со скобками вы можете назвать? (предлог) Что вы знаете о предлоге? Для чего нужны предлоги в предложении?
Взяли сыновья (по) стреле.
Упала стрела Ивана-царевича (в) болото.
Велел царь (под) утро хлеб испечь.
Василиса оборотилась птицей и улетела (в) окно.
(задание предлагается сделать письменно в паре с партнёром по плечу по заданному времени, изображение появляется на экране) таймер-30 секунд Проверка задания. Предлагаю побыть в роли учителя. Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу на отметку. Верните тетрадь товарищу. Проверьте себя (Слайд 5), на экране появляется правильная запись). Поднимите руки те, кто сделал так же? Оцениваю с помощью жетона.
- Вы работаете парами. У каждого из вас есть партнёр. Кто такой партнёр?
Партнер - это участник совместной деятельности, то есть тот, кто разделяет успех и неудачи, кому доверена ответственность. Партнерские отношения основаны на особом доверии и особой требовательности 1. (Слайд 6)
(предлагаю работать в паре дружно, с доверием и оказанием помощи друг другу)
3. Постановка темы и цели урока.
3.1. Введение нового понятия «Морфология».
«Великое количество слов в языке - сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир - морфология.
(вывешиваю слово, и изображение появляется на экране) (Слайд 7)
Что такое морфология ? (Раздел языкознания, изучающий части речи в русском языке) 1.
Впервые понятие «морфология» употребил немецкий поэт Гёте (Слайд 8).
Слово морфология состоит из двух слов. Запись этого слова на доске: морфология Что они означают ? Морфо - форма, логос - учение1. Толкование значений слов вы можете найти в словарях. Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. Подаст, к примеру, командир, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в четкие колонны.
( на доске постепенно появляется алгоритм работы на уроке)
морфология
1.имя существительное (предмет)
2. имя прилагательное (признак предмета)
3. глагол (действие предмета)
Какая часть речи будет стоять1-ой? (имя существительное)
4. Закрепление, расширение знаний о частях речи.
4.1.- На какие вопросы отвечает имя существительное (слова - предметы)? (кто? что?)
- Что ещё мы знаем о словах-предметах? ( Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными)
- Какие предметы являются одушевлёнными, на какой вопрос отвечают?
(Люди, животные - кто?) Приведите пример.
- Какие предметы являются неодушевлёнными, на какой вопрос отвечают?
(Все остальные предметы - что?) Приведите пример.
Задание на экране. (Слайд 9)
Распределите имена существительные в два столбика (одушевлённые предметы и неодушевлённые): стол, ваза, мышонок, лампа, пассажир, дочка, корм, художник. таймер-1минута30секунд Проверьте себя:1) взаимопроверка; 2) появляется на экране правильная запись ( Слайд 10) Ответы: Одушевленные существительные: мышонок, пассажир, дочка, художник. Неодушевленные существительные: стол, ваза, лампа, корм. - Поднимите руки, кто выполнил работу правильно! Оцениваю с помощью жетона. Старший командир подал команду: «Части речи, становись!» Первым встало имя существительное, слово - предмет. 4.2. Какая часть речи будет стоять второй? (имя прилагательное, слово-признак предмета). Прилагательные уточняют, украшают речь. Помогают нарисовать картину словами.
-На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой? какая? какое? какие?)
Запомним:
Существительное с прилагательным
Всегда дружит обязательно.
4.3. Игра «Отгадай, что это?»
Холодное, вкусное, шоколадное, ванильное, ягодное, молочное, сливочное? (мороженое)
Оцениваю с помощью жетона. Физкультминутка.
4.4. Игра на внимательность.
Если слово отвечает на вопрос кто? - показываем ладошкой на себя.
Если слово отвечает на вопрос что? - отводим ладошки от себя на предмет
Если слово - признак предмета и отвечает на один из вопросов: какой? какая? какое? какие?- поднять руки вверх. Люстра, мальчик, красивая, девочка, окно, белое, рама, деревянная.
Молодцы, ребята! Оцениваю с помощью жетона. 4.5. У каждого на столе новое задание. Прочитайте слова. Найдите пары. Работа выполняется совместно с товарищем по плечу (ФИНК - РАИТ - РАУНД РОБИН) 5
душистый вода
синее день
ясный реки
прохладная небо
широкие укроп таймер -30секунд затем по очереди зачитывают свой ответ с листочка. Оцениваю с помощью жетона. 4.6. Наблюдение над словами - действиями. - Какой же части речи не хватает в нашем списке? глагола (слов, которые обозначают действия предмета). Глагол вам помогает, Действовать вас заставляет. - На какие вопросы отвечают слова - действия (глагол)? (что делает? что делал? что сделал?) Найдите в стихотворении глаголы. (Слайд 11) На полянку, на лужок, Тихо падает снежок. И летят снежинки. Белые пушинки. Вдруг подул тут ветерок. Разлетелся наш снежок. И летят снежинки Белые пушинки. таймер-30секунд Проверьте себя! (Слайд 12) Оцениваю с помощью жетона. 5. Итог урока. Рефлексия. 5.1. ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁРКЛ 5. Дети встают по кругу лицом друг к другу, на закрепление материала по теме урока задаются вопросы, где учащиеся отвечают на них друг другу. Уделяется внимание развитию речи, памяти, вниманию, умению слушать, слышать товарища и дополнять не полный ответ. Охватываются все учащиеся. - Как называется раздел, который изучает части речи? (Морфология) - Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол) - Что обозначает каждая часть речи? (Предмет, признак предмета, действие предмета) - На какие вопросы отвечает: имя существительное, имя прилагательное, глагол? Оцениваю с помощью жетона. 5.2. Оценка деятельности учащихся. А сейчас выразите благодарность друг другу за работу на уроке. Повалите, оцените свою работу с партнёром. Возьмите лист самооценки, заполните его. 6. Домашнее задание (Слайд 13). Распредели слова в три столбика и проверь себя (каждому из детей раздаётся конверт с заданием) 7. Награждение (Слайд 14). Список использованной литературы.
-
Афонина Г.Н. Школьный толково - этимологический словарь / - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 416с.
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. орфографическая тетрадь. 2-й класс (к учебнику «Русский язык», 2-й кл.), 2-е изд., испр. - М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. - 64с. (Серия «Свободный ум»)
-
Бурцева В.В. Орфографический словарь русского языка: более 25000слов /- М.:АСТ, 2008.-638, [2] с. - (карманная библиотека словарей).
-
Соколова Э.В. Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие.- СПб.: ИГ «Весь», 2009. - 544с.: ил. 5. Тируман М., Фаттахов Н.Н. Совместный проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy». Преобразование обучения для XXI века. -108с.
Тема русского языка «Части речи», 2а класс
Лист самооценки Код класса __2а_____
Фамилия и имя ______________________________________________
Оцени работу с партнёром по плечу. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
-
Вместе ли вы с партнёром по плечу принимали участие в работе?
А. Да, работали вместе.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
-
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
-
Тебе нравится результат работы с партнёром?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.Оцени свой вклад в работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Почти все сделали без меня.