Конспект урока по русскому языку Части речи

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиКонспект урока по русскому языку Части речиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №14»







Методическая разработка

урока русского языка во 2 классе

по теме «Части речи»














Чагина Светлана Владимировна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории












город Нижнекамск

2014 год

Краткая аннотация урока:

Данный урок русского языка «работает» на последующие уроки. Каждая новая тема будет углублять знания школьника. Тип урока - рефлексия, выбран не случайно, в настоящее время один из самых важных этапов современного урока. Она способствует развитию самокритики, самоконтроля, самовоспитания учащихся. Осуществляя данное требование, я, учитель использую следующие приемы работы: - «Оцените свою деятельность на уроке»; - «Проверьте себя»; - «Оцените работу товарища».

Смена видов деятельности, форма проведения урока, использование инновационных технологий - всё это помогает мне поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока, мотивировать их на активное включение в учебный процесс. Всем ходом урока, как мне думается, смогла подготовить учащихся к успешному выполнению домашнего задания. Цели урока:

  • формирование специально-предметных учебных действий:

- совершенствование навыков правописания;

- закрепление знаний о частях речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола);

- развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса;

- развитие долговременной памяти, мышления, умения применять полученные знания в новой ситуации;

- привитие любви и интереса к русскому языку;

  • формирование личностных УУД:

- создание ситуации успеха для оптимизации деятельности учащихся; - воспитывать ответственность и аккуратность; - способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • формирование регулятивных УУД:
- формирование умения ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, выполнять её в соответствии с изученными правилами.
  • формирование познавательных УУД:
- формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме и оформлять свои мысли в письменной форме.
  • формирование коммуникативных УУД:
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: воспитание чувства коллективизма, товарищества, умения работать в коллективе, в паре (работа по плечу); Тип урока: урок рефлексии.

Форма урока: игра «Умники и Умницы». Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, групповая технология, ИКТ.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, метод беседы, игровой, поисковый, активный метод (когда ученик в роли учителя).

Внешняя мотивация учащихся: похвала, поддержка, оценка, награда.

Внутренняя мотивация учащихся: интерес к изучаемому материалу, предмету.

Обучающие структуры: ФИНК - РАИТ - РАУНД РОБИН (задается вопрос, думают и записывают, затем по очереди зачитывают свой ответ с листочка), используется для коротких ответов для развития коммуникации и сотрудничества "ученик-ученик"; СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу); КЛАССБИЛДИНГ - целый класс в процессе работы становится скооперированной командой (встань, подвигайся, взаимодействуй); "ХАЙ ФАЙВ" (внимание) сигнал тишины - стратегия для управления классом; ТИМ ЧИР - короткое поощрение, выражение благодарности при сотрудничестве "ученик-ученик"; (см.:реализация проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан»)

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), меловая доска, технологическая карта урока для каждого учащегося, электронная презентация в программе Power Point, плакаты с названиями частей речи, раздаточный материал (задания на листочках, домашнее задание), ордена, дипломы.

Ход урока.

1. Организационный момент (настрой учащихся на хорошую атмосферу труда).

Сегодня у нас, ребята, урок - игра под названием «Умники и умницы» (Слайд 1). Я думаю, что вы все заслуживаете такой похвалы, но чтобы выявить лучших, вам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, умение слушать ответы товарищей и высказывать своё мнение.

Вашу работу на уроке я буду оценивать с помощью жетона. Набрав пять жетонов, получаете орден. А кто наберёт самое большое количество жетонов, тот получит звание "Знаток русского языка". У каждого на столе лист самооценки. В конце урока вам нужно будет его заполнить, отметив свою работу и работу своего товарища. В добрый путь!

Пожелайте успехов в работе каждый своему товарищу по плечу.

2. Повторение ранее изученного материала. Рефлексия.

2.1. Минутка чистописания.

Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Выделите самую красивую букву (Слайд 2).

2.2. Орфографическая минутка.

Вы прошли большой раздел во 2 классе «Орфограммы» (Слайд 3).

- Что такое орфограмма? 1 (обратимся к словарю)

2.2.1. Найдите в записи все известные вам орфограммы.

Двадцать первое января. Классная работа.

(Большая буква в предложении, безударная гласная, удвоенная согласная, безударная гласная в корне слова и т.п.) Оцениваю с помощью жетона.

А сейчас я попрошу открыть орфографическую тетрадь на с.34. Задание32. Обратимся к истокам слова «Работа» 1 (толкование слова).

Рассматриваем следующую известную нам орфограмму (Слайд 4).

2.2.2. Раскройте скобки в предложениях. Какие известные орфограммы в словах со скобками вы можете назвать? (предлог) Что вы знаете о предлоге? Для чего нужны предлоги в предложении?

Взяли сыновья (по) стреле.

Упала стрела Ивана-царевича (в) болото.

Велел царь (под) утро хлеб испечь.

Василиса оборотилась птицей и улетела (в) окно.

(задание предлагается сделать письменно в паре с партнёром по плечу по заданному времени, изображение появляется на экране) таймер-30 секунд Проверка задания. Предлагаю побыть в роли учителя. Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу на отметку. Верните тетрадь товарищу. Проверьте себя (Слайд 5), на экране появляется правильная запись). Поднимите руки те, кто сделал так же? Оцениваю с помощью жетона.

- Вы работаете парами. У каждого из вас есть партнёр. Кто такой партнёр?

Партнер - это участник совместной деятельности, то есть тот, кто разделяет успех и неудачи, кому доверена ответственность. Партнерские отношения основаны на особом доверии и особой требовательности 1. (Слайд 6)

(предлагаю работать в паре дружно, с доверием и оказанием помощи друг другу)

3. Постановка темы и цели урока.

3.1. Введение нового понятия «Морфология».

«Великое количество слов в языке - сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир - морфология.

(вывешиваю слово, и изображение появляется на экране) (Слайд 7)

Что такое морфология ? (Раздел языкознания, изучающий части речи в русском языке) 1.

Впервые понятие «морфология» употребил немецкий поэт Гёте (Слайд 8).

Слово морфология состоит из двух слов. Запись этого слова на доске: морфология Что они означают ? Морфо - форма, логос - учение1. Толкование значений слов вы можете найти в словарях. Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. Подаст, к примеру, командир, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в четкие колонны.

( на доске постепенно появляется алгоритм работы на уроке)

морфология

1.имя существительное (предмет)

2. имя прилагательное (признак предмета)

3. глагол (действие предмета)

Какая часть речи будет стоять1-ой? (имя существительное)

4. Закрепление, расширение знаний о частях речи.

4.1.- На какие вопросы отвечает имя существительное (слова - предметы)? (кто? что?)

- Что ещё мы знаем о словах-предметах? ( Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными)

- Какие предметы являются одушевлёнными, на какой вопрос отвечают?

(Люди, животные - кто?) Приведите пример.

- Какие предметы являются неодушевлёнными, на какой вопрос отвечают?

(Все остальные предметы - что?) Приведите пример.

Задание на экране. (Слайд 9)

Распределите имена существительные в два столбика (одушевлённые предметы и неодушевлённые): стол, ваза, мышонок, лампа, пассажир, дочка, корм, художник. таймер-1минута30секунд Проверьте себя:1) взаимопроверка; 2) появляется на экране правильная запись ( Слайд 10) Ответы: Одушевленные существительные: мышонок, пассажир, дочка, художник. Неодушевленные существительные: стол, ваза, лампа, корм. - Поднимите руки, кто выполнил работу правильно! Оцениваю с помощью жетона. Старший командир подал команду: «Части речи, становись!» Первым встало имя существительное, слово - предмет. 4.2. Какая часть речи будет стоять второй? (имя прилагательное, слово-признак предмета). Прилагательные уточняют, украшают речь. Помогают нарисовать картину словами.

-На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой? какая? какое? какие?)

Запомним:

Существительное с прилагательным

Всегда дружит обязательно.

4.3. Игра «Отгадай, что это?»

Холодное, вкусное, шоколадное, ванильное, ягодное, молочное, сливочное? (мороженое)

Оцениваю с помощью жетона. Физкультминутка.

4.4. Игра на внимательность.

Если слово отвечает на вопрос кто? - показываем ладошкой на себя.

Если слово отвечает на вопрос что? - отводим ладошки от себя на предмет

Если слово - признак предмета и отвечает на один из вопросов: какой? какая? какое? какие?- поднять руки вверх. Люстра, мальчик, красивая, девочка, окно, белое, рама, деревянная.
Молодцы, ребята! Оцениваю с помощью жетона. 4.5. У каждого на столе новое задание. Прочитайте слова. Найдите пары. Работа выполняется совместно с товарищем по плечу (ФИНК - РАИТ - РАУНД РОБИН) 5

душистый вода

синее день

ясный реки

прохладная небо

широкие укроп таймер -30секунд затем по очереди зачитывают свой ответ с листочка. Оцениваю с помощью жетона. 4.6. Наблюдение над словами - действиями. - Какой же части речи не хватает в нашем списке? глагола (слов, которые обозначают действия предмета). Глагол вам помогает, Действовать вас заставляет. - На какие вопросы отвечают слова - действия (глагол)? (что делает? что делал? что сделал?) Найдите в стихотворении глаголы. (Слайд 11) На полянку, на лужок, Тихо падает снежок. И летят снежинки. Белые пушинки. Вдруг подул тут ветерок. Разлетелся наш снежок. И летят снежинки Белые пушинки. таймер-30секунд Проверьте себя! (Слайд 12) Оцениваю с помощью жетона. 5. Итог урока. Рефлексия. 5.1. ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁРКЛ 5. Дети встают по кругу лицом друг к другу, на закрепление материала по теме урока задаются вопросы, где учащиеся отвечают на них друг другу. Уделяется внимание развитию речи, памяти, вниманию, умению слушать, слышать товарища и дополнять не полный ответ. Охватываются все учащиеся. - Как называется раздел, который изучает части речи? (Морфология) - Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол) - Что обозначает каждая часть речи? (Предмет, признак предмета, действие предмета) - На какие вопросы отвечает: имя существительное, имя прилагательное, глагол? Оцениваю с помощью жетона. 5.2. Оценка деятельности учащихся. А сейчас выразите благодарность друг другу за работу на уроке. Повалите, оцените свою работу с партнёром. Возьмите лист самооценки, заполните его. 6. Домашнее задание (Слайд 13). Распредели слова в три столбика и проверь себя (каждому из детей раздаётся конверт с заданием) 7. Награждение (Слайд 14). Список использованной литературы.

  1. Афонина Г.Н. Школьный толково - этимологический словарь / - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 416с.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. орфографическая тетрадь. 2-й класс (к учебнику «Русский язык», 2-й кл.), 2-е изд., испр. - М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. - 64с. (Серия «Свободный ум»)

  3. Бурцева В.В. Орфографический словарь русского языка: более 25000слов /- М.:АСТ, 2008.-638, [2] с. - (карманная библиотека словарей).

  4. Соколова Э.В. Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие.- СПб.: ИГ «Весь», 2009. - 544с.: ил. 5. Тируман М., Фаттахов Н.Н. Совместный проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy». Преобразование обучения для XXI века. -108с.

Тема русского языка «Части речи», 2а класс

Лист самооценки Код класса __2а_____

Фамилия и имя ______________________________________________

Оцени работу с партнёром по плечу. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Вместе ли вы с партнёром по плечу принимали участие в работе?

 А. Да, работали вместе.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы с партнёром?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.Оцени свой вклад в работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.

Почти все сделали без меня.



© 2010-2022