- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Батуева Е.В. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
1. Общая характеристика учебного предмета Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса - помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. 2. Описание ценностных ориентиров Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение информации от взрослых. В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности. Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» - формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено: - на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира; - развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества; - воспитание личностных качеств культурного человека - доброты, терпимости, ответственности. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 3 классы - 68 часов (34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны:
-
знать:
-
уметь:
УУД:
- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;
- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);
- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.
- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдения, запись измерения, опыт сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 3 Б класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9-10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; умеют самостоятельно добывать дополнительный материал; дистанционно готовятся к олимпиадам и с удовольствием участвуют в них.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Проверка и оценка усвоения программы.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни. Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.
Контрольно-измерительные материалы.
№ урока
Дата
Вид работы
Тема
18
Тест № 1
Итоговый за 1 четверть
31
Тест № 2
Итоговый за 1 полугодие
52
Тест № 3
Итоговый за 3 четверть
66
Тест № 4
Итоговый за год
Календарно - тематическое планирование
по окружающему миру
Класс 3
Учитель Батуева Е.В.
Количество часов:
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 4 , из них 4 теста.
Планирование составлено на основе УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 частях. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для общеобразовательных
учреждений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2013.
№
Содержание
Кол-во
часов
Обучающая цель
Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Сроки
Предметные
Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)
Личностные
I четверть (18 часов)
Как устроен мир
6
1
Природа
1
Познакомить с учебником, тетрадь, основными задачами раздела
Природа
Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы
Построение логической цепочки рассуждений
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Сентябрь
1 нед
2
Человек.
1
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Внутренний мир человека
Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.
Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
3
Проект «Богатства, отданные людям»
1
Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы
Проект, проектная деятельность
Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Сотрудничество с учителем и учащимися
2 нед
4 | Общество | 1 | Учить определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества | Семья, народ, государство, общество | Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
5 | Что такое экология | 1 | Учить анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе | Экология | Называть экологические связи и их разнообразие | Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 3 нед |
6 | Природа в опасности | 1
| Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды | Окружающая среда, заповедник, национальный парк | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу | Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
Эта удивительная природа | 18 |
|
|
|
|
|
| |
7 | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел | Тела, вещества, частицы | Различать тела и вещества | Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях | Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений | 4 нед |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах | Растворение, крахмал | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам | Моделирование процесса растворения | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
9 | Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | Исследовать с помощью опытов свойства воздуха | Воздух, кислород | Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Октябрь 5 нед |
10 | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | 1 | Исследовать и объяснять свойства воды | Фильтр | Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы |
|
11 | Круговорот воды в природе. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | 1 | Высказывать предположения о состояниях воды в природе | Состояние, испарение, круговорот | Различать три состояния воды | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина | Сотрудничество с учителем и учащимися | 6 нед |
12 | Берегите воду | 1 | Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду. | Загрязнение, питьевая вода | Понимать, что надо беречь и охранять воду | Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды | Проявлять познавательный интерес к изучению предмета |
|
13 | Как разрушаются камни | 1 | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород | Разрушение, размыв, выветривание | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах | Установлением причинно-следственных связей | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 7 нед |
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы» | 1 | Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента | Перегной | Характеризовать процессы образования и разрушения почв | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
15 | Разнообразие растений | 1 | Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений | Ботаника | Приводить примеры растений разных групп и видов | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 8 нед |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений | Питание и дыхание | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений | Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. | Опыление | Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 9 нед |
18 | Итоговый тест | 1 | Качество усвоения материала четверти |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль |
|
II четверть (14 часов) | ||||||||
19 | Разнообразие животных | 1 | Учить классифицировать животных | Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Ноябрь 1 нед |
20 | Кто есть кто? Разнообразие природы родного края | 1 | Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания | Цепи питания | Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы |
|
21 | Размножение и развитие животных | 1 | Характеризовать животных различных групп по способу размножения | Личинка, куколка, малек, головастик | Знакомство с размножением и развитием животных различных групп | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 2 нед |
22 | Охрана животных | 1 | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир | Красная книга | Определять животных, занесенных в Красную книгу | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
23 | В царстве грибов | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов | Грибница, съедобные и несъедобные грибы | Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 3 нед |
24 | Великий круговорот жизни | 1 | Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители | Производители, потребители, разрушители | Познакомить с круговоротом веществ на Земле | Построение логической цепочки рассуждений. | Речевое высказывание |
|
Наше здоровье | 10 |
|
|
|
|
|
| |
25 | Организм человека | 1 | Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека | Анатомия, физиология | Называть и показывать на модели органы человека | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Декабрь 4 нед |
26 | Органы чувств | 1 | Распознавать предметы на ощупь, по запаху. | Обоняние, осязание | Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
27 | Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 | Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. | Ушиб, ожог, обмораживание | Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 5 нед |
28 | Опора тела и движение | 1 | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
29 | Наше питание | 1 | Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания | Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система | Моделировать строение пищеварительной системы | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 6 нед |
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 | Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы | Дыхательная, кровеносная системы | Установление связи между дыхательной и кровеносной системами | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
31 | Итоговый тест | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль | 7 нед |
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям» | 1 | Представлять результаты проектной деятельности |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
|
III четверть (20 часов) | ||||||||
33 | Умей предупреждать болезни | 1 | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний | Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия | Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | Январь 1 нед |
34 | Здоровый образ жизни | 1 | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать | Здоровый образ жизни | Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
Наша безопасность | 7 |
|
|
|
|
|
| |
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | Актуализировать знания об опасностях в быту. | Диспетчер, телефоны экстренного вызова | Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 2 нед |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Актуализировать правила безопасного поведения на улице | ПДД на улице | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы |
|
37 | Дорожные знаки. | 1 | Актуализировать знания различных групп дорожных знаков | Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные | Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | Февраль 3 нед |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС | МЧС, полиция | Определять цель проекта. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
39 | Опасные места | 1 | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах | Потенциально-опасные места | Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 4 нед |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 | Характеризовать опасности природного характера | Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы | Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
41 | Экологическая безопасность | 1 | Актуализировать полученные ранее сведения об экологической безопасности | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | Знать и называть правила экологической безопасности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 5 нед |
Чему учит экономика | 12 |
|
|
|
|
|
| |
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. | Экономика, потребности, услуги | Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
43 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | 1 | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике | Природные богатства, капитал, труд | Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 6 нед |
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | 1 | Актуализировать сведения о полезных ископаемых | Месторождение, геолог, полезные ископаемые | Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
45 | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях | Отрасль, растениеводство | Различать и классифицировать культурные растения | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | Март 7 нед |
46 | Животноводство. | 1 | Актуализировать знания о диких и домашних животных | Животновод-ство | Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров | Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия
| Характеризовать труд работников отраслей промышленности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 8 нед |
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Собирать информацию об экономике своего края | Проектная деятельность | Характеризовать отрасли промышленности своего края | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
49
| Что такое деньги Государственный бюджет | 1 | Раскрывать роль денег в экономике Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы | Деньги, заработная плата, бартер Бюджет, доходы, расходы, налоги | Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Сотрудничество с учителем и учащимися | 9 нед |
50 | Семейный бюджет | 1 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы | Стипендия, пенсия | Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
51 | Экономика и экология.
| 1 | Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. | Экологическая катастрофа, экологический прогноз | Понимать взаимосвязь экономики и экологии | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 10 нед
|
52 | Итоговый тест | 1 | Качество усвоения материала четверти |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль |
|
IV четверть (16 часов) | ||||||||
53 | Экономика и экология.
| 1 | Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. | Экологическая катастрофа, экологический прогноз | Понимать взаимосвязь экономики и экологии | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
Апрель 1 нед |
Путешествия по городам и странам | 15 |
|
|
|
|
|
| |
54-56 | Золотое кольцо России | 3 | Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии | Финифть | Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора |
2 нед |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | Собирать экспонаты, оформлять экспозицию | Проект | Определять цель проекта | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 3 нед |
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Показывать на карте России ее границы пограничные государства | Сухопутные, морские границы | Называть государства, граничащие с Россией, их столицы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
59 | На севере Европы | 1 | Познакомить с государствами севера Европы, их границами | Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры | Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 4 нед |
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Познакомить со странами Бенилюкса | Дамба | Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
61 | В центре Европы | 1 | Познакомить с государствами центра Европы, их границами | Фиакр | Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | Май 5 нед |
62-63 | По Франции и Великобритании | 2 | Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами | Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бен | Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
6 (1) нед |
64 | На юге Европы | 1 | Познакомить с государствами юга Европы, их границами | Акрополь, Колизей | Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора |
|
65 | По знаменитым местам мира | 1 | Познакомить с достопримечательностями разных стран |
| Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 7 нед |
66 | Итоговый тест за год | 1 | Качество усвоения материала второго полугодия |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль |
|
67-68 | Презентации проектов | 2 | Выступать с подготовленными сообщениями | Защита проектов | Представлять результаты проектной деятельности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 8 нед |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
4. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2013.
5. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
7. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2012.
8. Плешаков, А. А. «Окружающий мир. 3 класс. В 2ч.» /Е.М.Тихомирова. - 9 изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 79, (1)с. (Серия «учебно-методический комплект»)
9. Окружающий мир. 3 класс: контрольно-измерительные материалы / У.М.Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 96 с. (Серия «Контрольно-измерительные материалы»).
10. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012. Наглядные пособия:
- Натуральные живые пособия - комнатные растения;
- Географические и исторические карты;
Таблицы
Живая и неживая природа. Зима.
Живая и неживая природа. Весна.
Живая и неживая природа. Лето.
Живая и неживая природа. Осень.
Явления природы в живой и неживой природе.
Деревья. Кустарники. Травы.
Ядовитые растения и грибы.
Красная книга. Растения.
Красная книга. Животные.
Ориентирование. Стороны горизонта.
Водный и воздушный транспорт.
Наземный и подземный транспорт.
Строение тела человека.
Литература
-
Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1-4 классы / Л. И. Гайдина. - М. : 5 за знания, 2007.
-
Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. - Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1, 2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
-
Ляхов П.Р. Я познаю мир: Детские энциклопедии. - М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. - 560 с.
-
Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1-4 классы / Е. И. Николенко. - М. : Первое сентября, 2002.
-
Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. - Волгоград: Учитель, 2007. - 69 с.
-
Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. - М. : Дрофа, 2004.
- Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. - М. : Сфера, 2007.