Конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

СОСТАВ СЛОВА. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ


Урок русского языка во 2-ом классе. УМК « Школа-2100». Учитель: Мудренко Елена Валерьевна Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цель: - развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1. Актуализация знаний.




- Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем. Ни минуты НЕ теряем! - Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа».

- ЧИСТОПИСАНИЕ в тетради; оцени свою работу: Я молодец!, Могу и лучше! Или Мало старался! Открываем учебник. Читаем тему: СОСТАВ слова.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.


Рассматриваем иллюстрацию: -Петя Зайцев Вова Колесников говорят так:» Все на свете из чего-нибудь состоит. Вы согласны? -Из чего состоят облака?( из множества водяных капелек) -Из чего состоит лес?( из деревьев) -Из чего состоит наша речь? ( из предложений) -А предложение? ( из слов) -А слова? ( из звуков) -А еще из какого строительного материала составляют целые слова?( Из частей слова) -Какие мы знаем части слова?См. плакат: приставка, корень, суффикс,окончание.
-Читаем тему дальше: КОРЕНЬ. -Как разве у слова есть корень? СМ. на странице учебника рисунок -кадр. -Это же корень дерева! Что вы можете рассказать о значении слова КОРЕНЬ? Дети: корень есть у зуба-это его внутренняя часть; Корень дерева-это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть. Корень слова-это главная часть слова. Вывод: У слова КОРЕНЬ много значений, значит это слово….( многозначное) -Какое значение слова КОРЕНЬ интересно для нашего урока? ( Корень слова)





Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Планирование деятельности. - -Какой у нас будет план действий на уроке, посмотрите, что показывают наши условные знаки: -Вспоминаем то, что знаем -Основной вопрос урока -Открытие новых знаний -Применяем новые знания -Что мы составили? ( План работы)
ФИЗМИНУТКА





Наблюдение над однокоренными словами. Внимание! -ВСПОМИНАЕМ, то что знаем: упражнение № 116: -прочитай слова -эти слова близкие по смыслу? Как это объяснить, доказать? -что еще общего у этих слов?( Общая часть в середине слова) -что это? ( это корень слова) -обозначьте корень слова в словах. Взаимопроверка. -Проведем небольшой эксперимент: закроем эту общую часть-корень слова; -что наблюдаем? ( ничего невозможно понять и прочитать) -почему? ( мы зыкрыли корень слова! А это как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова-это ГЛАВНАЯ часть слова. Слово без корня не имеет смысла! -Давайте понаблюдаем: закроем, исключим части слова, которыми эти слова отличаются друг от друга. Что наблюдаем? ( Везде осталась общая часть слов.Именно здесь в корне слова находится смысл не только одного слова, а смысл всех его однокоренных слов. Сделайте правильный ВЫВОД:

  1. Корень слова-это ОБЩАЯ часть всех слов.
  2. Корень-это ГЛАВНАЯ часть предложения.
  3. Корень -это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов.
( Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод) -Давайте сравним наши выводы с выводом в учебнике см. стр. 86.) МОЛОДЦЫ! ФИЗМИНУТКА.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Развитие умений .Наблюдение над однокоренными словами.



- Что еще мы теперь знаем про КОРЕНЬ слова? ДЕТИ: 1)У однокоренных слов есть общая часть - один и тот же корень. 2) В корне заключен общий смысл однокоренных слов. 3) Корень - это сердцевина слова! От него «растут» слова, как ветви на дереве.( Рассказывают стих-е про странный сад) -Давайте « оденем» наше дерево: вот листочки-слова.ВНИМАНИЕ: вслушайся, вникни, не позабудь! Корень подскажет правильный путь. Например: вода, водичка, водица,водный, водоем, водонос, водолаз, водопровод, водопад, водопой, водяной, водянистый, водитель. -Слово-чужак?( водитель-из другой «семьи» , с другого дерева) -Почему?( У слов может быть общая часть в середине слова, НО если они различны по смыслу, то эти слова НЕ являются однокоренными. -Что учились сейчас делать? ( Подбирать однокоренные слова, думать над значением слова.)



4.Определяем основной вопрос урока.



Работаем по учебнику: упражнение 118. - Взаимопроверка, проверяем по эталону: как записали слова группами? Хлеб, хлебный, хлебушек Бережок, побережье, берег -Какое слово НЕ записали?( бережет); Почему? ( Есть общая часть в середине слова, но эти слова различны по смыслу. А значит: НЕ являются однокоренными. Правильно! Молодцы! -Обозначаем КОРЕНЬ слов.Проверяем по эталону.

Основной вопрос урока.



.- Сформулируйте, ОСНОВНОЙ вопрос урока?! -Дети: Как НЕ ошибиться в подборе однокоренных слов?!


5. Учимся открывать НОВЫЕ знания.
















6. Подводим итоги.


















7. Дополнительный материал к уроку.


























Работаем по учебнику : упражнение 119 по заданию. Учимся подбирать однокоренные слова, вдумываться в смысл слова.

Проверяем по эталону.

-Какой будет ответ на ОСНОВНОЙ вопрос урока? ( Чтобы правильно найти однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.)

-Проверяем по учебнику. Читаем ПРАВИЛО.



  1. Какую тему мы сегодня начинаем ПОДРОБНО изучать?( Состав слова. Части слова.Корень.

  2. Какой вывод сделали по теме урока? ( Корень - это ГЛАВНАЯ часть слова и общая часть однокоренных слов.)

Чтобы правильно подобрать однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.

  1. Завтра на уроке будем учиться ПРИМЕНЯТЬ наши знания по этой теме.

  2. Что сегодня у вас получилось лучше всего?

  3. В каком задании испытывали трудности?

  4. Кто нас радовал своими ответами?



Домашнее задание: Конспект урока русского языка Поробуйте вырастить свое «словесное дерево».Возьмите любой корень и попробуйте вырастить( образовать) как можно больше однокоренных слов( корни: сказ, сад, игр)

Давайте составим себе памятку: « Как надо действовать, чтобы правильно найти в слове корень».(Работа в паре)

-Расположите эти действия в нужном порядке:

3. Найти общую часть однокоренных слов.

1. Подобрать несколько однокоренных слов.

2. Найти слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова.

-Получился алгоритм( порядок действий). Проверим алгоритм по учебнику стр. 87.Подчеркнем ключевые слова: ПОДОБРАТЬ, НАЙТИ СЛОВО, ВЫДЕЛИТЬ общую часть. Все правильно. Молодцы!

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Оцениваем свои действия:

-кто сделал САМ?

-Кому потребовалась помощь соседа?


Деятельность учеников:

-наблюдали над однокоренными словами;

-анализировали лексическое значение слов;

-подбирали однокоренные слова;

-отличали однокоренные слова от слов с похожим корнем.






Конспект урока русского языка

5

© 2010-2022