- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мудренко Е.В. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык
СОСТАВ СЛОВА. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Урок русского языка во 2-ом классе. УМК « Школа-2100». Учитель: Мудренко Елена Валерьевна Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цель: - развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
1. Актуализация знаний.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем. Ни минуты НЕ теряем! - Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа».
- ЧИСТОПИСАНИЕ в тетради; оцени свою работу: Я молодец!, Могу и лучше! Или Мало старался! Открываем учебник. Читаем тему: СОСТАВ слова.
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
2. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
Рассматриваем иллюстрацию: -Петя Зайцев Вова Колесников говорят так:» Все на свете из чего-нибудь состоит. Вы согласны? -Из чего состоят облака?( из множества водяных капелек) -Из чего состоит лес?( из деревьев) -Из чего состоит наша речь? ( из предложений) -А предложение? ( из слов) -А слова? ( из звуков) -А еще из какого строительного материала составляют целые слова?( Из частей слова) -Какие мы знаем части слова?См. плакат: приставка, корень, суффикс,окончание.
-Читаем тему дальше: КОРЕНЬ. -Как разве у слова есть корень? СМ. на странице учебника рисунок -кадр. -Это же корень дерева! Что вы можете рассказать о значении слова КОРЕНЬ? Дети: корень есть у зуба-это его внутренняя часть; Корень дерева-это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть. Корень слова-это главная часть слова. Вывод: У слова КОРЕНЬ много значений, значит это слово….( многозначное) -Какое значение слова КОРЕНЬ интересно для нашего урока? ( Корень слова)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Планирование деятельности. - -Какой у нас будет план действий на уроке, посмотрите, что показывают наши условные знаки: -Вспоминаем то, что знаем -Основной вопрос урока -Открытие новых знаний -Применяем новые знания -Что мы составили? ( План работы)
ФИЗМИНУТКА
Наблюдение над однокоренными словами. Внимание! -ВСПОМИНАЕМ, то что знаем: упражнение № 116: -прочитай слова -эти слова близкие по смыслу? Как это объяснить, доказать? -что еще общего у этих слов?( Общая часть в середине слова) -что это? ( это корень слова) -обозначьте корень слова в словах. Взаимопроверка. -Проведем небольшой эксперимент: закроем эту общую часть-корень слова; -что наблюдаем? ( ничего невозможно понять и прочитать) -почему? ( мы зыкрыли корень слова! А это как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова-это ГЛАВНАЯ часть слова. Слово без корня не имеет смысла! -Давайте понаблюдаем: закроем, исключим части слова, которыми эти слова отличаются друг от друга. Что наблюдаем? ( Везде осталась общая часть слов.Именно здесь в корне слова находится смысл не только одного слова, а смысл всех его однокоренных слов. Сделайте правильный ВЫВОД:
- Корень слова-это ОБЩАЯ часть всех слов.
- Корень-это ГЛАВНАЯ часть предложения.
- Корень -это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3.Развитие умений .Наблюдение над однокоренными словами.
- Что еще мы теперь знаем про КОРЕНЬ слова? ДЕТИ: 1)У однокоренных слов есть общая часть - один и тот же корень. 2) В корне заключен общий смысл однокоренных слов. 3) Корень - это сердцевина слова! От него «растут» слова, как ветви на дереве.( Рассказывают стих-е про странный сад) -Давайте « оденем» наше дерево: вот листочки-слова.ВНИМАНИЕ: вслушайся, вникни, не позабудь! Корень подскажет правильный путь. Например: вода, водичка, водица,водный, водоем, водонос, водолаз, водопровод, водопад, водопой, водяной, водянистый, водитель. -Слово-чужак?( водитель-из другой «семьи» , с другого дерева) -Почему?( У слов может быть общая часть в середине слова, НО если они различны по смыслу, то эти слова НЕ являются однокоренными. -Что учились сейчас делать? ( Подбирать однокоренные слова, думать над значением слова.)
4.Определяем основной вопрос урока.
Работаем по учебнику: упражнение 118. - Взаимопроверка, проверяем по эталону: как записали слова группами? Хлеб, хлебный, хлебушек Бережок, побережье, берег -Какое слово НЕ записали?( бережет); Почему? ( Есть общая часть в середине слова, но эти слова различны по смыслу. А значит: НЕ являются однокоренными. Правильно! Молодцы! -Обозначаем КОРЕНЬ слов.Проверяем по эталону.
Основной вопрос урока.
.- Сформулируйте, ОСНОВНОЙ вопрос урока?! -Дети: Как НЕ ошибиться в подборе однокоренных слов?!
5. Учимся открывать НОВЫЕ знания.
6. Подводим итоги.
7. Дополнительный материал к уроку.
Работаем по учебнику : упражнение 119 по заданию. Учимся подбирать однокоренные слова, вдумываться в смысл слова.
Проверяем по эталону.
-Какой будет ответ на ОСНОВНОЙ вопрос урока? ( Чтобы правильно найти однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.)
-Проверяем по учебнику. Читаем ПРАВИЛО.
-
Какую тему мы сегодня начинаем ПОДРОБНО изучать?( Состав слова. Части слова.Корень.
-
Какой вывод сделали по теме урока? ( Корень - это ГЛАВНАЯ часть слова и общая часть однокоренных слов.)
Чтобы правильно подобрать однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.
-
Завтра на уроке будем учиться ПРИМЕНЯТЬ наши знания по этой теме.
-
Что сегодня у вас получилось лучше всего?
-
В каком задании испытывали трудности?
-
Кто нас радовал своими ответами?
Домашнее задание: Поробуйте вырастить свое «словесное дерево».Возьмите любой корень и попробуйте вырастить( образовать) как можно больше однокоренных слов( корни: сказ, сад, игр)
Давайте составим себе памятку: « Как надо действовать, чтобы правильно найти в слове корень».(Работа в паре)
-Расположите эти действия в нужном порядке:
3. Найти общую часть однокоренных слов.
1. Подобрать несколько однокоренных слов.
2. Найти слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова.
-Получился алгоритм( порядок действий). Проверим алгоритм по учебнику стр. 87.Подчеркнем ключевые слова: ПОДОБРАТЬ, НАЙТИ СЛОВО, ВЫДЕЛИТЬ общую часть. Все правильно. Молодцы!
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Оцениваем свои действия:
-кто сделал САМ?
-Кому потребовалась помощь соседа?
Деятельность учеников:
-наблюдали над однокоренными словами;
-анализировали лексическое значение слов;
-подбирали однокоренные слова;
-отличали однокоренные слова от слов с похожим корнем.
5