Урок литературного чтения Крылов. Лебедь, Рак и Щука

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» Урок литературного чтения. УМК «Школа России». II класс
Л. Ф. Слободян, учитель начальных классов МОБУ Николаевской СОШ Цели: ознакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»; расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения; воспитывать интерес к личности баснописца и жанру басни; формировать УУД (излагать и аргументировать свою точку зрения; планировать деятельность, воспитывать умение сотрудничать с товарищами; формировать навыки самоконтроля и самооценки) Оборудование: учебник литературного чтения для 2 класса (под ред. Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой), рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне; портрет И. А. Крылова; рабочая тетрадь (авторы М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская); интерактивная доска

Ход урока. I. Организационный момент. (Слайд 1) Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам в прок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять! II. Актуализация знаний. - Чтение наизусть отрывка из сказок А. С. Пушкина (на выбор) Взаимооценивание товарищей по критериям: - читает выразительно - правильно выделяет голосом слова - правильно делает остановки на знаках препинания (Слайд 2) III. Самоопределение к деятельности. - Прочитать, что записано на доске, только справа налево (Слайд 3) КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ - Кто знает, кто автор этого произведения? - Что писал И. А. Крылов? - Сформулируйте тему и задачи урока? (Слайд 4) (Познакомиться с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», учиться правильно и выразительного его читать, определить идейный смысл) IV. Работа по теме урока. 1. Беседа о понятии учащимися литературного жанра «басня» по вопросам учителя. - Кто знает, что такое басня? (Ответы детей.) (Слайды 5, 6) Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. - На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.) - Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И. А. Крылов. 2. Знакомство с портретом И. А. Крылова (слайд 7) и чтение статьи учебника о писателе учащимися по цепочке. - Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т. д.) - Иван Андреевич Крылов был ещё трудолюбивым. Давайте прочитаем текст на странице 102. (Дети читают текст по цепочке.) - Что нового вы узнали из этой заметки? - Какие вопросы у вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не знаем…) 3. Прогнозирование содержания басни. (Показ слайдов 8, 9, 10, 11 ) - Что общего у этих героев басни? (Живут в воде.) - Что делают герои басни? (Пытаются сдвинуть телегу с места.) - Получится у них сдвинуть воз или нет? - Предположите, что расскажет об этом И. А. Крылов в своей басне. 4. Чтение басни учителем наизусть. 5. Первичная проверка понимания? - Понравилась вам басня? - Подтвердились наши предположения, о чем будет рассказываться в басне? - Что заставило вас улыбнуться? - Каким был ваш смех? - Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов? - Есть ли незнакомые слова? 6. Словарная работа. (Слайд 13) на лад- успешно поклажа - уложенные для перевозки вещи, груз, багаж воз - колесная повозка или сани с кладью впряглись - принялись за длительную, трудную работу ныне - теперь, в настоящее время - Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны быть друзьями.) Физкультминутка V. Закрепление изученного материала. 1. Чтение басни про себя с заданием: - Найти слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. -Коллективная фронтальная проверка «Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый. «Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идет назад. «Щука тянет в воду» - упрямая, только свое дело знает. 2. Работа над содержанием басни. - Обратите внимание на глаголы(действия), которые очень точно передают характер каждого героя? - Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.) - Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка.) - Почему же «воз и ныне там»? - Как надо читать эту басню? С каким настроением? 3. Выразительное чтение басни. - Какое чувство вызывают у вас герои? 4. Выполнение письменного задания в рабочей тетради самостоятельно (с. 38). - Найдите в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясните их смысл. - Взаимопроверка. Устное объяснение смысла. VI. Рефлексия Работа в парах. - Задание в рабочей тетради (с. 39). Обсудить с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки? (Договориться с товарищами; выслушать всех, потом начинать работу; распределить обязанности, … ) Проверка. - Оценка своей деятельности на уроке. VII. Подведение итогов урока. - С каким писателем мы познакомились? - С каким произведением? - Что такое басня? - Для чего и зачем написана басня? - Какая мораль была в этой басне? VIII. Домашнее задание. - Подготовиться к выразительному чтению басни.

© 2010-2022