- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Азбука питания (1 класс)
Программа внеурочной деятельности Азбука питания (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мараховская Т.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый Конкурс на разработку дополнительных общеобразовательных программ
по формированию культуры здорового питания обучающихся с акцентом на активные методы обучения
Программа внеурочной деятельности
"Азбука питания"
для 1 класса
Автор: Мараховская Татьяна Васильевна,
учитель МОУ Кудиновской средней
общеобразовательной школы
2014 год
Пояснительная записка
"Люди должны осознать,
что здоровый образ жизни -
это личный успех каждого".
(В.В.Путин) Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение. Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года», которым предусмотрен комплекс мероприятий, и по которым на первый план выходит дефицит витаминов, особенно минеральных веществ и микроэлементов (кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк), что способствует ослаблению иммунитета. В жизни человека есть несколько периодов, в которых играет большую роль правильное питание. Это возраст ребёнка от 0 до 3 лет, дошкольный и школьный период, когда формируются все органы и системы человека, выстраивается его тело, формируется нервная система и психика. Недостаточность питания в этом возрасте может серьёзно нарушать физическое и умственное развитие ребёнка. Здоровый образ жизни - это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. При формировании здорового образа жизни главную роль играет здоровое (правильное) питание. Под здоровым питанием понимается питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Научить младшего школьника быть здоровым с детства - вот что самое главное. Знания учащихся о правильном питании реально помогут укрепить здоровье. Основное направление работы - внедрение правил питания, его рациональное использование в семье, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Здоровье - самая большая жизненная ценность. Актуальность: Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, жвачек, всевозможных конфет в ярких упаковках) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании. Приходя поздно с работы хозяйки стараются накормить сою семью "быстрым" ужином из полуфабрикатов. В некоторых семьях в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к неправильному питанию. Дети вырастают в таких семьях с неправильным отношением к своему здоровью. Поэтому важно в школе прививать сознательное отношение к правильному питанию.
Цель:
-
формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
-
формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
-
формирование у младших школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
-
информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории питания;
-
развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
-
развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
- научности: факты должны быть научно - обоснованными;
- доступности: содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- системности: определяющей взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов, взаимосвязи с предметами начальной школы.
- личностно - ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- системно - деятельностный подход,
- проектно - исследовательские,
- игровые технологии,
- КСО,
- ИКТ - технологии и др.
- рассказ педагога и рассказы детей;
- экскурсии;
- деловая игра;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, работа с ними;
- изобразительная деятельность;
- использование компьютера.
- выставки работ в классе,
- участие в конкурсах,
- стендовые отчёты,
- ученические проекты и исследования.
Планируемые результаты изучения курса Программа курса предусматривает достижение следующих результатов образования. Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья;
- освоение личностного смысла здоровьясбережения
- формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;
- определять последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) поведения в различных ситуациях, способствующих сохранению или разрушению здоровью;
- работать по предложенному учителем плану;
- оценивать своё физическое состояние, использовать приёмы сохранения и укрепления физического здоровья.
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших поведенческих моделей. 3. Коммуникативные УУД: - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения через правильное питание, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. Таким образом, содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, помогут в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании и привить учащимся потребность в здоровом образе жизни в целом. Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" реализуется в 1 классе. Данную программу можно использовать во 2 - 4 классах, наполнив тематику проведения занятий информационным материалом согласно возрасту учащихся. Содержание программы позволяет осуществить связь с другими предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием); окружающим миром (строение человеческого организма), литературным чтением, ИЗО, технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей). Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 1 класса состоит из 4 тематических модулей.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
"Азбука здоровья"
Модуль: "История питания" I четверть - 8 уроков
№
Тема занятия
Виды деятельности учащихся
1
Введение в курс.
Здоровье человека и основы правильного питания.
- просмотр слайдов презентации,
- чтение рассказа "Что любит Мишка",
- рисунок "Что люблю я".
2
Мир древности.
Чем питались древние люди?
- просмотр слайдов презентации
3
Как питались в стародавние времена "Щи да каша пища наша".
- рассматривание репродукций картин русских художников,
- рисование посуды славян - утица,
- мини - исследование "Чем питается наша семья?".
4
Как устроен человек. "Кухня" нашего организма - органы пищеварения.
- работа по таблице,
- просмотр слайдов презентации.
5
Питание - необходимое условие для жизни человека.
- составление цепочки «Как в наш организм попадает пища».
6
Режим дня и режим питания.
-практическая работа: составление режима дня и режима питания ученика 1 класса.
7
В гостях у Мойдодыра.
Спектакль К. Чуковский «Мойдодыр».
- театрализованная деятельность.
8
Защита проекта
"Как питались наши предки?"
- проектно - исследовательская деятельность.
Модуль: "Питание и здоровье" II четверть - 8 уроков
№
Тема занятия
Виды деятельности учащихся
1
Как и чем мы питаемся.
- беседа,
- анализ рисунков "Что я люблю",
- дидактическая игра.
2
Польза молока и молочных продуктов.
- рассказы детей;
- просмотр слайдов презентации.
3
Овощи и фрукты - полезные продукты.
- чтение ст - я Ю.Тувима "Овощи",
- просмотр слайдов презентации.
4
Сахар: польза и вред.
От сладкой еды - много беды.
- составление коллажа: какие продукты могут заменить сахар.
5
Лук и чеснок от недугов помог.
- сообщения учащихся о целебных свойствах лука и чеснока.
6
Ешь больше рыбки - будут ножки прытки.
- блюда из рыбы,
- просмотр слайдов презентации.
7
Витаминная грядка на каждый день.
- конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники».
8
Экскурсия в булочную.
- знакомство с разнообразием хлебобулочных изделий.
Модуль: "Гигиена и культура питания" III четверть - 8 уроков
№
Тема занятия
Виды деятельности учащихся
1
Гигиена питания.
Кишечные заболевания и их профилактика.
- практическая работа: правильное мытьё рук и фруктов.
2
Практикум: как вести себя в столовой.
- составление правил поведения в столовой,
- анализ школьных ситуаций.
3
Культура питания:
приглашаем к чаю.
- сюжетно - ролевая игра,
- сервировка стола.
4
Путешествие в историю:
правила поведения за столом из книги «Юности честное зерцало".
- просмотр презентации,
- чтение и анализ правил времён Петра I.
5
Практикум:
учимся складывать салфетки и сервировать стол.
- практическая работа: складываем салфетки.
- фотовыставка сервируем стол дома.
6
Учимся управлять своими эмоциями за столом.
- сюжетно - ролевая игра.
7
Правила пользования столовыми приборами.
Умение вежливо попросить, вежливо отказать.
-просмотр презентации,
- сюжетно - ролевая игра.
8
Практикум: чаепитие в классе "Поздравляем весенних именинников".
- праздник - практикум.
Модуль: "Здоровье и питание в вопросах и ответах" IV четверть - 9 уроков
№
Тема занятия
Виды деятельности учащихся
1
Что такое гумми?
Польза и вред жвачки.
- работа с энциклопедической литературой,
- просмотр презентаций,
- выпуск листовок по темам.
2
Когда впервые выпекли крендель?
Плох обед - когда хлеба нет.
3
Почему мы чувствуем жажду и голод?
4
Почему вредны чипсы, кола, ролтон?
5
Нужно ли принимать витамины?
6
Зачем человеческому организму нужен витамин С?
7
Сколько лет человек выращивает овощи?
8
Итоговая диагностика "Правильно ли ты живёшь?"
- анкетирование.
9
Защита проекта " Азбука питания".
- проектно - исследовательская деятельность.
Литература:
1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. - М.: АСТ, 1998
2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. - С-Пб., 1997
3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. - М.: Медицина, 1987
4. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
5. Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. - Волгоград: Учитель - 2007г.
6. А. Леокум. Скажи мне почему. М. Джулия. 1992.