Урок литературного чтения по произведению М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения по произведению М.М.Пришвина «Моя Родина».
Задачи: -Ознакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина». -Дать понятие о жанре - очерк. -Продолжать формировать читательские умения: определять тему, жанр, главную мысль произведения. -Учить отвечать на вопросы, работать с текстом; -Совершенствовать навык выразительного чтения -Развивать речь, мышление, воображение учащихся, эстетический вкус. -Воспитывать любовь к Родине через понимание и восприятие красоты родной природы.

Ход урока. 1.Организационный момент: - У нас сегодня на уроке гости, много гостей. Давайте будем добрыми хозяевами: покажем, как мы умеет работать, думать, рассуждать, слушать друг друга и слышать. 2.Введение в тему. Актуализация знаний учащихся - Итак, начнем наш урок. А вот с творчеством какого писателя, известного нам по 1,2 классу, мы продолжим знакомство, попробуйте догадаться сами. Проведем небольшую викторину (слайд- кроссворд).













С


























Т


























А


























Р






















Г

Р

И

Б

Ы

*

Т

О

Ж

Е

*

Х

О

Д

Я

Т















Й


























*
















З

О

Л

О

Т

О

Й

*

Л

У

Г


























Р

Е

Б

Я

Т

А

*

И

*

У

Т

Я

Т

А













И











Р



Л

И

С

И

Ч

К

И

Н

*

Х

Л

Е

Б











И


























К



- Кто будет моим помощником? - Итак, узнайте из какого произведения отрывок? (Отрывки из произведений читают на отдельных листочках дети по желанию. После угадывания произведения в кроссворде появляется название и рядом рисунок обложки книги). 1) «Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянку, петров крест, заячью капусту. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусочек черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу» («Лисичкин хлеб») 2) «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков» («Золотой луг») 3) «Осень глубоко продвинулась. В лесу ведь и в солнечные дни сумерки, а тут еще попадала листва и скрывает от глаз шляпки грибов. - Есть грибы? - спросил я маленькую дочь лесника. - Волнушки, рыжики, маслята. - А белые? - Есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые переходят под елки. («Грибы тоже ходят») 4) «Я осторожно поднял веточку ели и через это лесное оконце увидел полянку. А на полянке береза, под березой пень, а рядом с пнем красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. И такая старая, что края даже завернулись вверх. Совсем как большая глубокая тарелка. («Старый гриб») 5) Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса в обход деревни, в озера на свободу. («Ребята и утята») 6) Часто я с завистью смотрю на нос своего пса и думаю: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок и ловил бы и ловил интересные мне запахи. («Ярик») - Молодцы! Прекрасно помните произведения. Я думаю, что назвать имя, фамилию автора не составит вам труда. Итак, это… (М.М. Пришвин) Что вы уже знаете об этом писателе? (ответы детей) 3.Знакомство с биографией писателя. -Группа наших ребят приготовила небольшой рассказ о М.М. Пришвине. (Выступают 6 учеников; по ходу рассказа каждого на экране появляются слайды) 1 учащийся: Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Будучи ребенком, он был убежден, что все люди находятся во власти Кащея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кащеева плена. 2 учащийся: Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти Кащея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя. 3 учащийся: С дорожной сумкою и охотничьим ружьем он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре рождаются и первые его книги о природе: «В краю напуганных птиц», «За волшебным колобком». 4 учащийся: Михаил Пришвин в 1900 году уехал в Германию, где получил высшее экономическое образование в Лейпцигском университете. 5 учащийся: В 1906 году он возвратился на Родину. Работал журналистом. В годы первой мировой войны находился на фронте, был санитаром, корреспондентом. Затем, работал учителем, краеведом, журналистом. Написал много книг для взрослых. 6 учащийся: Книги Пришвина - пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей. Для детей вышли в свет его книги: «Матрешка в картошки», «Ярик», «Еж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Зверята и утята», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей». - Большое спасибо за интересное сообщение. Молодцы! 4.Знакомство с новым произведением. -Пришло время познакомиться с новым произведением М. Пришвина. Откройте учебник на странице 188. Прочитайте заглавие («Моя Родина»). Кто может объяснить лексическое значение слова «Родина»? (ответы детей) - Как называется наша большая Родина? (Россия) Показ слайдов под музыку. - 1мин. Музыка продолжает звучать. - Но у каждого из нас в душе своя маленькая Родина. Закройте глаза. Представьте себя вдали от родных мест, друзей, родителей. Вы очень долго где-то отдыхали и заскучали, вас тянет домой. Что вы представляете при этом? - Теперь откройте глаза и поделитесь своими ассоциациями. - А вот что для М. Пришвина маленькая Родина хотите узнать? Узнаем это, прочитав его произведение. 5.Чтение произведения учителем. 1)Первичный анализ. - Понравилось ли вам произведение? Чем? (ответы детей) - А похоже ли оно на все произведения Пришвина нами ранее изученные? (ответы детей) 2)Смоделируем обложку произведения. К какому жанру можно отнести произведение Пришвина «Моя Родина» (подвести детей к тому, что это и рассказ, т.к. автор описывает реальные события и не рассказ т.к. нет сюжетной линии: развития события, кульминации, главных героев). - Ребята, произведение Пришвина «Моя Родина» относится к новому для нас жанру - очерку (на экране появляется статья): Очерк - это… - Итак, очерк это…(рассказ, но не художественный, а документальный). - Поэтому возьмем для обозначения жанра квадрат (дети чертят на листочках) - Следующий этап? (Тема произведения) - О Родине. Значит, выбираем какой цвет (красный) и наконец,…(заглавие). - К работе с моделью обложки мы еще вернемся на уроке, отложите их в сторону. 6.Вторичное чтение учащихся - А сейчас давайте еще раз прочитаем очерк Пришвина «Моя Родина» - Мне хочется послушать Вас. Аналитическое чтение. 1 абзац - Чтение про себя с «копилкой» вопросов (ребята задают вопросы по прочитанному абзацу). - Как вы понимаете выражение «рано до солнца»? - Чем угостила мать автора? - В чем кипятилось молоко? - Чем покрывалось сверху? 2 абзац - Чтение вслух (1 ученик) - Как вы понимаете выражение «это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону»? 3 абзац - Чтение - «буксир» - О чем говорят эти строки? 4 абзац - Чтение - «цепочкой» - Оцените, у кого из ребят получится очень хорошее чтение своего предложения. - Итак, чье предложение вам показалось наиболее выразительным? - О чем думает и мечтает автор в этом абзаце? 5 абзац - Чтение про себя с простым карандашом. Найдите и подчеркните слова, которые объясняют, в чем заключается «охота писателя»? 6 абзац - Чтение про себя. Приготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы, укажите логическое ударение - 1 человек вслух. - Что же писатель называет «кладовой солнца»? (природа). Какие «сокровища жизни» надо охранять? 7.Обобщение: - А что зависит от каждого из нас? Что каждый из вас может сделать, чтобы охранять, беречь нашу Родину? - Да, ребята, вы совершенно правы. -Недаром свой очерк писатель заканчивает такими словами (на экране): «Охранять природу - значит, охранят Родину». - Очень бы хотелось, чтобы призыв М.М. Пришвина не остался лишь на бумаге, а ваши ответы на этом уроке в воздухе. А, действительно, каждый из вас внес бы свою посильную лепту в такое важное для всех нас дело: охранять и беречь нашу Родину. (Музыка.) - У нас осталось немного времени. Возьмите модели обложек. На обратной стороне запишите одно предложение из последних двух абзацев и нарисуйте иллюстрацию к этому предложению (дети работают под музыку). 8.Домашнее задание - Если не успели, нарисовать иллюстрацию, учебник: вопрос 6.

© 2010-2022