- Преподавателю
- Начальные классы
- Информационно-творческий проект Бактерии-друзья и враги человека. Окружающий мир. 3 класс
Информационно-творческий проект Бактерии-друзья и враги человека. Окружающий мир. 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левашова Л.А. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Бактерии - друзья и враги человека
Информационно-творческий проект
для обучающихся в 3 классе
Левашова Лариса Александровна,
учитель начальных классов
2015
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 50
Содержание Сценарий проекта. Бактерии - друзья и враги человека. 3 класс………………4 Приложение 1…………………………………………………………………...…..13 Приложение 2……………………………………………………………….………14 Приложение 3………………………………………………………………….……15 Приложение 4………………………………………………………………………16
Приложение 5……………………………………………………………………19
Тема проекта. Бактерии - друзья и враги человека.
Цель проекта. Дать понятие о разнообразии мира бактерий и сферах его влияния на жизнь человека. Пробуждать познавательные интересы детей. Развивать навыки проектной, самообразовательной деятельности, творческой активности. Стимулировать у обучающихся инициативность, стремление к самосовершенствованию. Воспитывать аккуратность, стремление содержать в чистоте личные вещи, желание следить за своим внешним видом, любовь и интерес к изучению природы.
Оборудование. Проектор, портфолио по теме проекта, музыкальное сопровождение, костюмы для презентации, коллаж «Мир бактерий», буклет «Чистые руки - залог здоровья», книжка - малышка рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов, выставка книг, плакат «Народная азбука чистоты», реквизит сценария урока.
Литература:
- справочная:
- Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 864 с., ил., 30 л. ил.
- Натуралистические игры школьников (Методические рекомедации организаторам природоохранной работы с детьми) / Сост.
- Природоведение. Практический справочник для ученика начальной школы / сост. Т. А. Сапо, О. В. Сапо. - Чернигов: Країна мрій, 2013.
- Інтернет-ресурси: youtube.com/watch?v=4h62Rkzuuio
Тип проекта. Инфомационно-творческий.
Учебный предмет. Окружающий мир. 3 класс. Задачи проекта
- Содействие формированию ключевых компетентностей, навыков санитарии и гигиены, бережного отношения к себе и своему здоровью средствами учебной деятельности.
- Профилактика инфекционных заболеваний.
- Создание портфолио по теме проекта.
- Тренировка навыков работы в группах.
- Совершенствование умений работать со взрослыми, сверстниками, различными источниками информации.
- Воспитание чистоплотности, аккуратности, стремления следить за своим здоровьем, внешним видом.
Объект познания: мир бактерий.
Проблема. Почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека ?
Способ решения проблемы: сбор и анализ информации, ее распространение среди учащихся класса, чтение и изучение дополнительной литературы, творческие задания, исследования познавательного характера.
Рекомендации Заранее создаются творческие группы, которые работают в различных направлениях:
«Почемучки»
План
- Подготовить рассказ «Почему в природе очень много бактерий?»
- Подготовить коллаж «В мире бактерий».
«Исследователи»
План
- Подготовить рассказ « Что такое микробиология? Что она изучает?»
- Провести, описать, сделать выводы по эксперименту «Бактерии полезные и вредные» и изготовить плакат или презентацию по теме эксперимента.
- Подготовить питательную среду: закипятить в кастрюле воду, добавить бульонный кубик и ложку сахара, проварить смесь в течение нескольких минут, остудить.
- В классе разлить одинаковое количество бульона в три сосуда. Затем в один из сосудов кашлянуть, в другой - опустить палец, третий не трогать.
- Подготовить и наклеить этикетки на сосуды «Не пить!»
- Наблюдать и делать выводы.
«Мамины помощники»
План
- Подготовить рассказ « Бактерии - друзья человека».
- Составить книжку - малышку рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов.
«Чистюлькины»
План
- Подготовить рассказ «Для чего необходимо мыть руки?».
- Найти загадки о средствах гигиены, нарисовать рисунки - отгадки.
- Изготовить буклет «Чистые руки - залог здоровья»
План 1. Подготовить выставку книг «Азбука Мойдодыра». 2. Провести в классе конкурс стихотворений «Чистота - залог здоровья». 3. Подобрать пословицы и поговорки о соблюдении правил гигиены, оформить плакат «Народная азбука чистоты».
«Артисты»
План Прочитать сказку К. Чуковского «Мойдодыр» и подготовить ее инсценировку.
Обучающиеся работают в индивидуальных мини-проектах:
-
Бактерии: среда обитания, разнообразие, условия жизни, способы питания, размножение.
-
Болезнетворные бактерии: чума, туберкулез и другие заболевания, опасные для жизни человека.
-
Гнилостные бактерии.
-
Бактерии - природные санитары.
-
Бактерии - мамины помощники: молочнокислые продукты, квашение.
-
Азбука Мойдодыра: почему мы моем руки.
Подача информации: рассказ, сообщение, презентация, буклет, плакат и др.
Продолжительность. Три недели.
Ожидаемый результат. Формирование ключевых компетентностей. Расширение представлений о необходимости соблюдения навыков санитарии и гигиены, профилактики инфекционных заболеваний. Практическим воплощением результата становится портфолио по теме проекта, коллаж «В мире бактерий», книжка - малышка рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов, буклет «Чистые руки - залог здоровья», презентации по теме проекта, плакат «Народная азбука чистоты».
Презентация проекта
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
(Дети говорят и прикалывают к доске рисунок бактерии с буквой)
- каждые 20 минут их количество может удвоиться;
- потомство одного этого организма за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов на Земле;
- их можно встретить в нефтяных скважинах (на глубине 1700м) и на дне океана (глубже 10 км), в рассолах с концентрацией 250 г/л, во льдах Арктики, где температура минус 83 градуса по Цельсию и в горячих источниках, где она зашкаливает за +90 градусов;
- они не погибают при большом давлении после кипячения и даже в условиях очень высокого вакуума;
- они живут на Земле более 3 млрд. лет;
- их количество превышает число людей на земном шаре;
- они всеядны: нет в природе такого органического вещества, чтобы не годилось им в пищу;
- часть из них приносит человеку пользу, другая часть - иногда даже представляет угрозу для его жизни.
- Давайте вместе прочитаем, как называются эти микроорганизмы: БАКТЕРИИ. (Приложение 1)
Отправимся в путь без сомнений и муки,
В проекте открыли мы тайны науки,
Раскроем сегодня бактерий секреты -
Без ядер они, но старожилы планеты!
Теперь ответить сможем мы,
Зачем нам всем бактерии нужны!
Которые из них пойдут в друзья,
И от каких нам нужно уберечь себя!
- Сегодня у нас завершается работа над проектом «Бактерии - друзья и враги человека», в котором вы работали по группам, выполняя задания, собирали информацию, делились впечатлениями, составляли отчеты о своей деятельности, а теперь мы подведем итоги и поблагодарим ваших родителей за оказанную помощь. Я приглашаю всех в Музей фактов, в путешествие по экспозиции «Бактерии», которую в музее открыли благодаря вашим находкам в мире науки Биологии. Сегодня у нас также работает консультпункт «Скорая помощь», хозяйка которого …………. Расскажет вам много интересного. А еще разрешите представить вам гостей проекта - это профессор Мензуркин и его помощники - бактерята «Помогайчик» и «Вредоносик» (Приложение 2), которые ждут от вас фактов, для ответа на вопрос, почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека? Итак, в путь!
- Основная часть.
- Отчет «Почемучек».
(Отчет группы)
- Отчет «Исследователей».
(Дети называют слова и отправляют их в соответствующий карман)
- Микроскопический организм, приносящий инфекцию. (Микроб)
- Группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм болезнетворных бактерий. (Инфекционные заболевания)
- Массовое заболевание людей. (Эпидемия)
- Химическое вещество, образуемое микроорганизмами, и способное уничтожать бактерии, микробы. (Антибиотик)
- Невосприимчивость к какому-либо инфекционному заболеванию. (Иммунитет)
- Медицинский или ветеринарный препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционному заболеванию. (Вакцина)
- Создание искусственного иммунитета к некоторым болезням путем введения вакцины. (Вакцинация, прививка, иммунизация).
- Она - залог здоровья. (Чистота)
- Наука о чистоте. (Гигиена)
Микроскоп - скоп + биологи + последняя буква в алфавите = ? (Микробиология)
(Дети презентуют работу «Что такое микробиология и что она изучает?») - А еще наши исследователи ставили эксперимент «Бактерии полезные и вредные», а как он проходил об этом расскажут сами ребята.
(Презентация работы по эксперименту) - Ребята, чтобы уметь противостоять таким, как Вредоносик, надо знать некоторые правила и непременно соблюдать их.
(Звучит сигнал скорой помощи) Ну, что ж - на помощь спешит наш доктор, слово…………................
(Выступление доктора)
- Игра « Это правда или нет?»
-
Микробиология занимается изучением таких живых организмов, которые можно рассмотреть только в микроскоп…
-
Бацилла и бактерия - это разные живые организмы …
- На поверхности мобильного телефона находится микробов существенно больше, чем обнаруживается на сиденье унитаза или же на подошве обуви…
-
Все бактерии - это возбудители болезней растений, животных и человека…
-
Вирус гепатита В может выдержать температуру 120°С до 45 минут…
-
Возбудители коровьего бешенства сохраняют жизнеспособность даже после семи часов кипячения …
- Болезнетворные бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, формировании структуры и плодородия почв, образовании и разрушении полезных ископаемых, поддерживают запасы углекислого газа в атмосфере…
-
Прививки вредны нашему здоровью…
-
Если за поручни в общественном месте схватиться сразу же после больного и крепко держаться минимум 20 минут, то можно занести: кожный грибок, чесотку, яйца гельминтов, разноцветный лишай, гепатит А …
-
Укреплять иммунитет следует с помощью лекарств…
- В 1913 году купцы скупали по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни - сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате сибирской язвой заразились и погибли от нее не только люди, которые выделывали шкуры, но и солдаты, носившие полушубки…
- «Быстро поднятое не считается упавшим» - давно известное всем правило. Но на самом деле, бактериям достаточно одного мгновения, чтобы оказаться на упавшей на пол еде. Это приводит к появлению острых пищевых отравлений…
- Отчет «Чистюлькиных».
1-й:
Зачем мне надо руки мыть?
Сказали, чтобы
с них убежали во всю прыть
Враги-микробы.
Но, я же лопал «Геркулес»,
Как мне велели,
Пять дней качал какой-то пресс -
Ну, как качели!
На радость вредным докторам
Пил сок морковный.
И даже бегал по утрам
Неделю ровно.
Короче, стал я силачом,
Всех поборю я,
И только маме нипочем
Я не втолкую:
Теперь микробов, без труда,
Сам раскидаю!
Зачем же руки мыть тогда?
Не понимаю… (Л. Уланова) - Какой же вопрос мучает мальчика? (Ответ детей) А вот ответ на него мы узнаем в зале № 3 нашего музея, это зал «Санитарии и гигиены». Но сначала мы попробуем отгадать загадки от группы «Чистюлькиных», чтобы узнать об экспонатах в этом зале. ( Ученики загадывают загадки о предметах гигиены) - Дети, а как называются все эти предметы? ( Предметы гигиены). А кому мы отдадим наши рисунки-отгадки - Помогайчику или Вредоносику?
(Ответ детей). Правильно, использование этих предметов и соблюдение правил личной гигиены защитит вас от так называемых «болезней грязных рук», а еще вы никогда не попадете в ситуацию, в которой оказался герой сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Группа «Артисты» подготовила инсценировку этой сказки, давайте посмотрим (Приложение 3). (Выступление группы) - Вот уже около ста лет взрослые и дети с интересом читают сказку «Мойдодыр». Почему она будет интересна всегда? Что прославляет автор и чему учит? (Ответ детей). А теперь «Чистюлькины» презентуют свой буклет «Чистые руки - залог здоровья» и расскажут вам вместе с горе - героями стихотворения и сказки, для чего и как надо мыть руки. (Презентация)
- Физкультминутка.
- Отчет « Книголюбов».
(Дети читают стихи)
- Работа в группах: составление памятки «Укрепляем иммунитет».
ДОРОГИЕ РЕБЯТА ИЗ 4-А! Организм человека может сам бороться с вторжением «нежелательных маленьких существ»! В этой борьбе принимают участие защитные силы организма, чтобы укрепить их нужно выполнять правила четырех «З»:
З
……… (залог здоровья - правильное питание и соблюдение чистоты) …………(закаляться) ……….. (заниматься спортом) …………… (запасаться витаминами)
- Работа в парах.
( Дети отвечают и выполняют задание)
- Чаще мойся - воды не бойся. (П)
- Не желай быть нарядным, а старайся быть опрятным. (П)
- Кто аккуратен, тот людям приятен. (В)
- Болезнь с грязью всегда в дружбе. (В)
- Чаще руки мой - грязь смоется водой. (П)
- Не зазорно жить в бедности - зазорно жить в грязи. (В)
- Не умывшись, за стол не садись. (П)
- Чисто не там, где метут, а там, где не сорят! (В)
- Отчет «Маминых помощников».
- И завершается наша экскурсия в зале №6 - «Кулинарном» . Группа «Мамины помощники» подготовила рассказ « Бактерии - друзья человека», а также стали авторами книжки - малышки с рецептами приготовления из молока молочно-кислых продуктов, квашения овощей и фруктов. (Отчет группы)
-
Игра «Кулинарный волейбол» (Приложение)
- Подведение итогов.
- Учитель об индивидуальных проектах: номинациям «Самый….. проект».
- Составление ассоциативного куста «Бактерии».
- Метод «Микрофон»:
- Рефлексия: смайликом показать свое настроение после работы в проекте.
Приложение 1
Исследователи
ГРУППА
Приложение 2
ПРОФЕССОР МЕНЗУРКИН
ПОМОГАЙЧИК
ВРЕДОНОСИКПриложение 3
Приложение 4
Инсценировка сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Действующие лица: Мойдодыр, Мальчик, Крокодил, Мочалка 1, Мочалка 2, Мочалка 3, Щетка, Мыло, Полотенце, Зубная паста, Расческа.
Сцена 1. «Неряха» (Мальчик рассказывает Крокодилу)
Мальчик:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та - бежать
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, Боже, что случилось?
Отчего же всё кругом завертелось,
Закружилось и помчалось колесом?
( Крокодил удивляется и разводит руками)
(Появляются Мыло, Полотенце, Зубная паста, Расческа, Щетка )
Мыло: Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок!
(Мальчик смотрит на свои руки, пожимает плечами)
Полотенце: Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
Зубная паста: У тебя на шее вакса,
Расческа: У тебя под носом клякса,
Зубная паста: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Щетка: Даже брюки, даже брюки убежали от тебя.
Крокодил (грозным голосом):
Ты лицо своё умой,
А не-то как налечу,
Растопчу и проглочу!
Сцена 2. «Вынесение приговора» (На сцену выходят три Мочалки и Мойдодыр)
Мочалка 1 (поучительно):
Вот Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Мочалка 2 (угрожающе):
Если топнет он ногою,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
Мочалка 3 (радостно):
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут! "
Мойдодыр (ударяет в медный таз): Кара-барас!
Автор: Он ударил в медный таз и вскричал:
Мойдодыр (ударяет в медный таз): Кара-барас!
Автор: Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило, и кусало, как оса.
А от бешеной мочалки он помчался, как от палки!
Сцена 3. «Покаяние»
Мыло: Мы помоем трубочиста
Полотенце: Чисто, чисто, чисто, чисто!
Расческа: Будет, будет трубочист
Зубная паста: Чист, чист, чист, чист!
Щетка: Чист, чист, чист, чист!
Мойдодыр: Надо, надо умываться по утрам и вечерам!
Мочалка 1: А нечистым Трубочистам -
Мочалка 2: Стыд и срам!
Мочалка 3: Стыд и срам!
(Мальчик, раскаиваясь, начинает приводить себя в порядок)
Мыло: Да здравствует мыло душистое!
Полотенце: И полотенце пушистое!
Зубная паста: И зубной порошок!
Расческа: И густой гребешок!
Щетка: Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться!
Мочалка 1: В ушате, в корыте, в лохани,
Мочалка 2: В реке, в ручейке, в океане, -
Мочалка 3: И в ванне, и в бане!
Автор: Прибежал он к умывальнику опять.
Мальчик: Я тут мылом, мылом, мылом умывался без конца,
Смыл и ваксу, и чернила с неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд: подбежал - и прямо в рот!
Автор: Ну, и книжка воротилась, воротилась и тетрадь,
А грамматика пустилась с арифметикой плясать.
(Чистый мальчик подходит к Мойдодыру)
Мойдодыр:
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Мальчик: Всегда и везде - вечная слава воде!
Приложение 5
Шаблон буклета