- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК Перспектива
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бакланова Г.Л. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
________/_Г.Л. Бакланова/
ФИО
Протокол № ___ от __08. 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР_________/С.А. Сабурова/
ФИО
«__» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
_____________/Н.В. Потапова/
ФИО
Приказ № ___ от___ августа2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 3 класса
Составитель: Бакланова Галина Леонидовна,
учитель начальных классов
с.Сладковское, 2015
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса базового уровня разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа», Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение».
Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения. Место курса в учебном плане Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах - по 102 ч(3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Формы работы на уроке: парная, групповая, коллективная, дискуссия. Технологии обучения: технология проблемно-диалогического обучения, технология коллективного и группового взаимодействия, игровые технологии, ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология оценивания, технология продуктивного чтения, дистанционные технологии (интернет, сайт школы, электронные ресурсы и др.), если обучающиеся отсутствуют в школе в связи с длительной болезнью, они самостоятельно выполняют задания с целью прохождения материала. Обучающиеся предоставляют выполненные во время болезни задания в соответствии с требованиями педагогов. Самостоятельная деятельность обучающихся во время болезни может быть оценена только в случае достижения положительных результатов. Согласно расписанию занятий в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» делается запись темы учебного занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием при условии, если обучающиеся класса в дистанционном режиме изучили тему с отметкой: «дистанционно, материал изучен самостоятельно» (если отсутствуют все обучающиеся класса). Методы обучения: по источнику передачи и восприятия учебной деятельности (словесные, наглядные, практические), по степени самостоятельности мышления(репродуктивные, проблемно - поисковые), по степени управления учебной деятельности(под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся), методы устного контроля(индивидуальный опрос, фронтальный опрос), методы стимулирования интереса к учению(познавательные игры, создание эмоционально - волевых ситуаций). Средства обучения: учебники и учебные пособия, раздаточный материал, средства наглядности: плакаты, иллюстрации, слово преподавателя. Технические средства: компьютер, проектор, учебные электронные издания: «Перспектива» Литературное чтение, глобальная сеть Интернет Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, творческая работа, устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Описание ценностных ориентиров Основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению;
- помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
- воспитание нравственных ценностей, эстетического вкуса младшего школьника.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- сформированная внутренняя позиция на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
- мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на вопросы: что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью;
- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения;
- соотносить эти поступки с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
- осознавать роль книги в мировой культуре;
- рассматривать книгу как нравственную ценность;
- осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;
- осознавать нравственный смысл понятий поступок, подвиг.
- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов и проблем, рассматриваемых на уроке;
- совместно с учителем составлять план решения проблем и ответов на вопросы;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте, пересказывать, создавать собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план прочитанного или прослушанного произведения, на основе плана рассказывать о героях, событии.
- использовать разные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
- находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц;
- преобразовывать информацию (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться справочной и энциклопедической литературой. Коммуникативные УУД:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- работать в паре, группе, планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
- самостоятельно осуществлять подготовку проектов;
- создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста, самостоятельно определять основную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- устанавливать причинно-следственные связи, задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст на основе плана подробно, кратко, самостоятельно давать характеристику героев произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам, называть выставку книг, классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
- составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе, оценивать в соответствии с представленными образцами;
- сравнивать произведения разных жанров, группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
- сравнивать произведения живописи и литературы, готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- самостоятельно составлять аннотацию;
- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- пользоваться алфавитным и тематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
- самостоятельно организовывать выставку книг по заданным параметрам;
- рассказывать о книге, составлять отзыв.
- сравнивать научно-познавательный и художественный тексты, определять отличительные особенности;
- выявлять особенности героя художественного рассказа;
- выявлять особенности юмористического произведения;
- находить в тексте сравнения, олицетворения;
- выявлять настроения в художественном тексте.
- понимать, что такое притча, былина, миф, литературная сказка;
- отличать виды устного народного творчества, выявлять особенности каждого вида;
- сравнивать пословицы и поговорки разных народов, группировать пословицы и поговорки по темам;
- сравнивать былину и сказочный текст;
- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
- определять ритм стихотворения.
- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- самостоятельно составлять тексты разных жанров;
- писать отзыв о книге.
- делать творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения;
- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Количество часов по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого
Количество часов
35
30
41
26
132
Практическая часть программы
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
За год
Стихи наизусть
7
3
10
Контрольная работа
1
1
2
2
6
Проект
1
1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количест
во часов
Дата
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы контроля
план
факт
1
Вводный урок. Знакомство с учебником
1
02.09
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения.
Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название
Книги - мои друзья (4 ч)
2
Наставления детям Владимира Мономаха.
1
03.09
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание.
Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения
3
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.
1
04.09
4
Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
1
08.09
5
Проект «Мы идём в музей книги»
1
09.09
Проект
Жизнь дана на добрые дела (17 ч)
6
Вводный урок по содержанию раздела. Работа с выставкой книг.
1
10.09
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.
Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
7
Пословицы разных народов о человеке и его делах.
1
10.09
8
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.
1
11.09
9
Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка.
1
15.09
10
Н. Носов. «Огурцы». Характеристика героя.
1
16.09
11
Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».
1
17.09
12
М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка.
1
18.09
13
М. Зощенко. «Не надо врать». Пересказ.
1
22.09
14
Л. Каминский. «Сочинение». Анализ рассказа
1
23.09
15
Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.
1
24.09
16
М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.
1
25.09
17
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.
1
29.09
18
Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.
1
30.09
19
Семейное чтение. Притчи.
1
01.10
20
Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…» Инсценирование.
1
02.10
21
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
1
06.10
22
Контрольная работа
1
07.10
К.р.
Волшебная сказка (15 ч)
23
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.
1
08.10
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут^ рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
24
Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки.
1
09.10
25
Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя.
1
13.10
26
В. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.
1
14.10
27
Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.
1
15.10
28
Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки.
1
16.10
29
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.
1
20.10
30
Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки.
1
21.10
31
Русская сказка. Морозко. Пересказ.
1
22.10
32
Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.
1
23.10
33
Русская сказка. Белая уточка. Пересказ.
1
27.10
34
Русская сказка. По щучьему велению
1
28.10
35
Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению.
Инсценирование.
1
29.10
36
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
1
10.11
37
Контрольная работа.
1
11.11
К.р.
«Люби всё живое» (20 часов)
38
Вводный урок по содержанию раздела.
1
12.11
Предполагать, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.
Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
39
Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.
1
13.11
40
К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.
1
17.11
41
К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук
(из энциклопедии).
1
18.11
42
В. Берестов. Кошкин кот. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.
1
19.11
43
Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения.
1
20.11
44
В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
1
24.11
45
Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.
1
25.11
46
О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно- популярного текста. Краткий пересказ.
1
26.11
47
Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.
1
27.11
48
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.
1
01.12
49
Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.
1
02.12
50
Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.
1
03.12
51
Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ.
1
04.12
52
Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев.
1
08.12
53
Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.
1
09.12
54
Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование
1
10.12
55
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
1
11.12
56
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
1
15.12
57
Контрольная работа
1
16.12
К.р.
Картины русской природы (12 ч)
58
Вводный урок по содержанию раздела.
1
17.12
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж.
средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
59
И.Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.
1
18.12
60
Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.
1
22.12
Стих наи-
зусть
61
М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.
1
23.12
62
Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.
1
24.12
63
А. Фет. Осень. Настроение стихотворения.
1
25.12
Стих наи-
зусть
64
И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.
1
29.12
65
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.
1
30.12
66
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.
1
12.01
Стих наи-
зусть
67
К. Паустовский. В саду уже поселилась осень... Краски осени.
1
13.01
68
Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухое. Парк. А. Саврасов. Зима.
1
14.01
Стих наи-
зусть
69
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу
1
15.01
Великие русские писатели (30 ч)
70
Вводный урок по содержанию раздела.
1
19.01
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А.С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И.А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А. Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова.
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И.А. Крылова с книгами басен. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
71
Великие русские писатели. В. Берестов. А.С. Пушкин. Краткий пересказ.
1
20.01
72
А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения
1
21.01
Стих наи-
зусть
73
И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.
1
22.01
74
А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы
1
26.01
Стих наи-
зусть
75
Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.
1
27.01
76
А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.
1
28.01
77
В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.
1
29.01
78
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Знакомство со сказкой.
1
02.02
79
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Сравнение с народной сказкой
1
03.02
80
С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Нравственный смысл литературной сказки.
1
04.02
81
С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Особенности языка литературной сказки
1
05.02
82
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…Характеристика героев произведения.
1
09.02
83
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.
1
10.02
84
Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина
1
11.02
85
И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
1
12.02
86
И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова.
1
16.02
87
И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
1
17.02
88
И.А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни.
1
18.02
Стих наи-
зусть
89
Великие русские писатели. JI.H. Толстой. Краткий пересказ статьи.
1
19.02
90
JI.H. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.
1
24.02
91
JI.H. Толстой. Лебеди. Составление, плана.
1
25.02
92
Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.
1
26.02
93
Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов.
1
01.03
94
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.
1
02.03
95
Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра.
1
03.03
96
Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование.
1
04.03
97
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
1
09.03
98
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
1
10.03
99
Контрольная работа
1
11.03
К.р.
Литературная сказка (19 ч)
100
Вводный урок по содержанию раздела, полный и краткий пересказ.
1
15.03
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать про себя и вслух. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
101
В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.
1
16.03
102
В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».
1
17.03
103
В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.
1
18.03
104
Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
1
22.03
105
Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.
1
23.03
106
Переводная литература для детей.
1
24.03
107
Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы.
1
05.04
108
Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.
1
06.04
109
Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения.
1
07.04
110
Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.
1
08.04
111
Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.
1
12.04
112
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.
1
13.04
113
Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.
1
14.04
114
Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.
1
15.04
115
Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование.
1
19.04
116
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
1
20.04
117
Контрольная работа
1
21.04
К.р.
118
Вводный урок по содержанию раздела.
1
22.04
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить слова, которые помогают
увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения
119
Б. Заходер. Что такое стихи.
1
26.04
120
И. Соколов-Микитов. Март в лесу.
1
27.04
121
Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».
1
28.04
122
Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег.
1
29.04
123
С. Есенин. Сыплет черёмуха... В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.
1
03.05
124
С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.
1
04.05
Стих наи-
зусть
125
Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.
1
05.05
126
А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.
1
06.05
127
О. Высотская. Одуванчик. 3. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.
1
10.05
Стих наи-
зусть
128
М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.
11.05
129
А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные... Авторское отношение к изображаемому.
12.05
Стих наи-
зусть
130
Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы.
13.05
131
Ф. Тютчев. В небе тают облака... А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы.
17.05
132
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.
18.05
133
Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты.
19.05
134
Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.
20.05
135
Оцека достижений. Итоговая контрольная работа.
24.05
К.р.
136
Обобщающий урок по теме
25.05
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса 1. Климанова, Л. Ф., Бойкина, М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы / JI. Ф. Климанова - М.: Просвещение, 2011. 2. .Климанова, Л. Ф., Горецкий, В.Г., Виноградская, Л.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2011. 3. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.- М.: ВАКО, 2014. 4. Тесты по литературному чтению: 3 класс. Сост. Г.В. Шутина. - М.: «Экзамен»,2014. 5.Комплексные итоговые работы. 3 класс./авт.-сост.Е.А.Болотова, Т.А. Воронцова. - Волгоград: Учитель, 2015. 5.Технологические карты Литературное чтение (с сайта: prosv.ru/umk/perspektiva)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Интернет-ресурсы.
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school collection.edu.ru
-
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festiva lseptember.ru
-
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ri education
-
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : uroki.ru
-
Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа : prosv.ru/umk/pei spektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Информационно-коммуникативные средства.
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия
Технические средства обучения.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Оборудование класса
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2. Компьютерный стол.
3.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
4.Стол учительский с тумбой.
5.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
6.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала