Программа внеурочной проектной деятельности «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной проектной деятельности "Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме"

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной проектной деятельности «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме» составлена на основе методических рекомендаций программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г. Чураковой: Москва, Академкнига/учебник 2012г, в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа внеурочной проектной деятельности ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Одним из таких факторов является внеурочная проектная деятельность. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.

Образовательный проект - это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе. Проектная внеурочная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:

  1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением тюльпанов произрастающих на территории Алтайского края, занесённых в Красную книгу.

  2. Долгосрочный характер познания в области данной темы.

  3. Внеурочная проектная деятельность носит как групповой, так и индивидуальный характер.

Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях, словарях, электронных носителях, в Интернете, из рассказов взрослых.

Тема проекта «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме» направлена на практическую деятельность, так как на уроках окружающего мира этому уделяется мало внимания. Опыт заключается в посадке и выращивании тюльпана в домашних условиях.

Актуальность темы: предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.

Цель: овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о тюльпанах, освоение норм и способов сотрудничества и общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно - смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Задачи:

  1. Научить способам поиска информации, ее анализа, структурирования.

  2. Формировать навык исследовательской работы.

  3. Вырастить тюльпаны к 8 марта в подарок мамам.

  4. Вызвать интерес детей к проектной деятельности, через разные виды деятельности.

  5. Развивать творческое мышление;

  6. Научить элементам поисковой работы.

Формы организации деятельности Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные. Виды деятельности: - практическое изучение строения растений; посадка луковиц и выращивание тюльпанов; конструирование из бумаги; поэтапное рисование по образцу; составление схем строения цветка и луковицы; творческая работа (сочинение стихотворений, сказок); эксперимент; исследование объекта; наблюдение; проектная деятельность; коллективные разработки; проведение фотосессий; репортажи; интервью.

Объём и сроки изучения

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, 34 часа в год.

Основные направления коррекционной работы

В рабочую программу внесены основные направления коррекционной работы, так как в классе есть учащийся с ЗПР. Рабочая программа внеурочной проектной деятельности позволяет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные достижения ученика, опираясь на поставленные коррекционные задачи: - формировать интеллектуальные умения; - развивать личностные компоненты познавательной деятельности; - развивать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца. 2. Развитие зрительного восприятия: - развивать умения в области предметного восприятия; - развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений; - развивать умения в области символьного восприятия. 3. Развитие пространственной ориентировки: - развивать умения ориентироваться в схеме; - развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство); - формировать представления о временных последовательностях; - формировать навыки ориентировки во времени. 4. Развитие слухового восприятия: - совершенствовать умения слухового восприятия неречевых звуков. 5. Развитие памяти: - развивать объём и темп запоминания наглядного материала; - развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала; - формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор. 6. Развитие мышления: - развивать умения мыслительного анализа и синтеза; - развивать умение проводить сравнение; - развивать умение группировать объекты; - развивать и конкретизировать понятия; - умения устанавливать отношения; - развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец; 7. Развитие устной речи: - развивать умения связной речи. 8. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей. 4.Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.







Учебно - тематический план

№ п/п

Название раздела

Всего

Теория

Практика

Другие

1

«Из истории тюльпанов»

3

3

-

-

2

«Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой»

9

2

7

-

3

«Выгонка тюльпанов»

5

3

2


4

«По страницам Красной книги»

7

4

2

1

5

«Литературная страница»

10

4

2

4



Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса В результате реализации программы, обучающиеся должны знать/понимать: - виды и названия некоторых тюльпанов, различать их по характерным признакам; - особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт; - особенности посадки тюльпанов для выгонки; - требования декоративных растений к среде обитания; - сезонные изменения растений. Уметь: - составлять правильно цветочные композиции; - изготавливать простейшие макеты цветка; - соблюдать санитарно - гигиенические требования при работе с растениями, - осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение, прополка; - прогнозировать результат.

Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- экологическая культура;

- ценностное отношение к природному миру;

- сознание ответственности человека за общее благополучие;

- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- формирование мотивации дальнейшего изучения цветов.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью;

- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять общую цель и пути её достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- вести устный и письменный диалог;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

- различать способ и результат действия;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор, обработка и передача информации;

- анализ и синтез, сравнение, сериация, классификация по заданным критериям;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- построения рассуждения;

- применение и представление информации;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:

- свободно работать с различными источниками информации;

- устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

Для реализации программного содержания используются

Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г.

Смирнова М.А. Проект «Вырастим цветы сами и подарим маме» // научно - практический журнал «Завуч» - 2010г. № 4.

Стрельникова Т.О, Ирисова Н.Л., Иноземцев А.Г., Перунов Ю.Е., Маслова О.М., Петров Ю.В., Шапетько Е.В. Красная книга Алтайского края. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2005г.

Царь Н. Тюльпанчик с подоконника // газета для всей семьи «Копилка семейных советов» - 2008г. № 5.

Чуракова Р.Г. Программа внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» - М.: Академкнига/учебник, 2012г.

dayfun.ru/archives/4875

favoriteflowers.ucoz.ru/forum/15-10-1

Основное содержание программы

2 класса (34 часа)

  1. «Из истории тюльпанов» (3 часа)

Выясняем историю появления тюльпанов и их названия. Просматриваем презентации.

  1. «Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой» (9 часов)

Изучаем строение, виды и классификацию тюльпанов. Учимся выбирать сорта для посадки.
  1. «Выгонка тюльпанов» (5 часов)

Знакомимся с понятием «выгонка». Весенний цветок зимой - это возможно! Проводим первый эксперимент по выращиванию тюльпана. Определяем сроки для выращивания цветов к 8 марта. Рассматриваем практические советы по выращиванию тюльпанов в разных условиях.

  1. «По страницам Красной книги» 7 часов.

Изучаем Красную книгу Алтайского края. Делаем выводы - тюльпан нуждается в защите. Рассматриваем проблемы охраны природы.

  1. «Литературная страница» 10 часов.

Работаем с различными источниками информации, сочиняем стихи и сказки. Оформляем накопленный материал для защиты проекта.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы, раздела

Коррекционная цель

(Приложение 1)

Виды

деятельности

Кол-во часов


  1. «Из истории тюльпанов»

(3 часа)



1

Говорящее название цветка

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации,

беседа

1

2

Побываем в разных странах и эпохах

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации,

беседа

1

3

Национальная гордость Голландии

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации,

беседа



  1. «Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой» (9часов)



1

4

Рисуем тюльпан

1, 3, 5, 6,8

Просмотр презентации,

Беседа, поэтапное рисование, наблюдение

1

5

Рисуем тюльпан

1, 3, 5, 6, 8

Просмотр презентации,

Беседа, поэтапное рисование, наблюдение

1

6

Строение тюльпана.

1, 3, 5, 6, 8, 10

Просмотр презентации,

беседа, изображение схемы, наблюдение

1

7

Строение тюльпана.

1, 3, 5, 6, 8, 10

Просмотр презентации,

беседа, изображение схемы

1

8

Составление паспорта тюльпана

1, 4, 5, 11, 12, 14

Просмотр презентации,

беседа, наблюдение

1

9

Такие разные и прекрасные.

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации,

беседа

1

10

Конструирование тюльпана из бумаги

1, 2, 3, 4, 6, 8, 9

Просмотр презентации,

беседа, работа по схеме

1

11

Конструирование тюльпана из бумаги

1, 2, 3, 4, 6, 8, 9

Просмотр презентации,

беседа, работа по схеме

1

12

Виды тюльпанов, которые можно вырастить к определённому сроку.

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации,

беседа

1


  1. «Выгонка тюльпанов»

(5 часов)




13

Что такое «выгонка».

4, 10, 14, 15

Беседа, ига «Угадай тюльпан», работа со словарём

1

14

Весенний цветок зимой - это возможно!

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 15

Просмотр презентации,

беседа

1

15

"Практические советы по выращиванию тюльпанов"

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации,

беседа

1

16

Готовим "колыбельку" для будущего цветка. Посадка луковиц тюльпана для выращивания в разных условиях.

2, 4, 5, 8, 14, 15

Беседа, посадка луковиц

1

17

Посадка луковиц тюльпана для выращивания к 8 марта.

1, 2, 4, 5, 8, 14, 15

Беседа, посадка луковиц, наблюдение

1


  1. «По страницам Красной книги» (7 часов)




18

Красный цвет - цвет тревоги.

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации,

беседа

1

19

Тюльпаны тоже нуждаются в защите!

1, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 16

Беседа, работа с разными источниками информации (журналы, газеты, энциклопедии и т.д.)

1

20

Красная книга Алтайского края.

1, 4, 5, 7, 8

Беседа, изучение Красной книги

1

21

Земля - наш общий дом.


Беседа, сочинение, просмотр презентации

1

22

"Наша Земля в будущем"

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 11, 14

Беседа, сочинение, просмотр презентации, публичное выступление

1

23

Конкурс плакатов в защиту природы.

1, 3, 5, 6, 8

Рисование плакатов

1

24

Практическая работа: «Наблюдаем, измеряем, сравниваем»

1, 2, 3, 5, 6, 8

Работа с таблицей, линейкой, беседа, наблюдение

1


  1. «Литературная страница» (10 часов)




25

Цветок счастья.

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации, беседа

1

26

Народная мудрость.

1, 4, 7, 8, 16

Просмотр презентации, беседа, работа с разными источниками информации

1

27

Стихи о тюльпанах и цветах

1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11

Сочинение стихов, публичное выступление

1

28

Цветочный этикет

1, 4, 7, 8, 9, 12, 16

Просмотр презентации, беседа

1

29

Сочиним сказку о тюльпане


Сочинение сказок

1

30

Сочиним сказку о тюльпане

1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11

Сочинение сказок, публичное выступление

1

31

Оформление материалов о тюльпане в «книжку - раскладушку».

1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11

Работа с различными материалами и инструментами

1

32

Оформление материалов о тюльпане в «книжку - раскладушку».

1, 3, 4 5, 6

Работа с различными материалами и инструментами

1

33

Защита проекта.

1, 2, 5, 10, 14, 16

Публичное выступление

1

34.

Защита проекта. Выставка подготовленных материалов.

1, 2, 5, 10, 14, 16

Публичное выступление

1


Формы и средства контроля Конструирование цветов из бумаги - соответствие форме и заданным параметрам, эстетичность оформления; создание книжки - раскладушки - соответствие накопленного материала теме проекта, эстетичность оформления, композиционное размещение материала; сочинение стихов и сказок - соответствие теме, выразительность во время выступления; рисование - правильность изображения, эстетичность оформления; публичное выступление - выразительность речи, соответствие теме, практические работы - правильность посадки, луковиц и уход за растущим растением.


Материально - техническое обеспечение программы

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

  1. Интерактивная доска.

  2. Слайды, соответствующие тематике программы: «Рисуем тюльпан», «Конструирование тюльпана из бумаги», «Легенды о тюльпанах», «Легенды о цветах», «Проект о тюльпане», «Цветы».

Электронно - программное обеспечение

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Интернет.







Приложение 1

Коррекционные цели:

  1. развивать концентрацию внимания;

  2. развивать аналитическое мышление;

  3. коррекция пространственной ориентации;

  4. коррекция мышления;

  5. развивать умение работать самостоятельно;

  6. развивать мелкую моторику;

  7. развивать произвольное внимание;

  8. развивать зрительную память;

  9. развивать слуховую память;

  10. корригировать зрительное и слуховое восприятие;

  11. коррекция логического мышления;

  12. развивать память

13. развивать оперативную память;

14. развивать долговременную память;

15. коррекция временных представлений;

16. развивать умения связной речи.





Лист внесения изменений

Дата внесения изменений


Содержание


Реквизиты документа (дата, № приказа)


Подпись лица, внесшего запись








14


© 2010-2022