- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной проектной деятельности «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме»
Программа внеурочной проектной деятельности «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кунашова М.В. |
Дата | 19.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной проектной деятельности "Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме"
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной проектной деятельности «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме» составлена на основе методических рекомендаций программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г. Чураковой: Москва, Академкнига/учебник 2012г, в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа внеурочной проектной деятельности ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Одним из таких факторов является внеурочная проектная деятельность. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.
Образовательный проект - это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе. Проектная внеурочная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:
-
Краеведческая направленность курса, связанная с изучением тюльпанов произрастающих на территории Алтайского края, занесённых в Красную книгу.
-
Долгосрочный характер познания в области данной темы.
-
Внеурочная проектная деятельность носит как групповой, так и индивидуальный характер.
Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях, словарях, электронных носителях, в Интернете, из рассказов взрослых.
Тема проекта «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме» направлена на практическую деятельность, так как на уроках окружающего мира этому уделяется мало внимания. Опыт заключается в посадке и выращивании тюльпана в домашних условиях.
Актуальность темы: предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.
Цель: овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о тюльпанах, освоение норм и способов сотрудничества и общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно - смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Задачи:
-
Научить способам поиска информации, ее анализа, структурирования.
-
Формировать навык исследовательской работы.
-
Вырастить тюльпаны к 8 марта в подарок мамам.
-
Вызвать интерес детей к проектной деятельности, через разные виды деятельности.
-
Развивать творческое мышление;
-
Научить элементам поисковой работы.
Формы организации деятельности Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные. Виды деятельности: - практическое изучение строения растений; посадка луковиц и выращивание тюльпанов; конструирование из бумаги; поэтапное рисование по образцу; составление схем строения цветка и луковицы; творческая работа (сочинение стихотворений, сказок); эксперимент; исследование объекта; наблюдение; проектная деятельность; коллективные разработки; проведение фотосессий; репортажи; интервью.
Объём и сроки изучения
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, 34 часа в год.
Основные направления коррекционной работы
В рабочую программу внесены основные направления коррекционной работы, так как в классе есть учащийся с ЗПР. Рабочая программа внеурочной проектной деятельности позволяет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные достижения ученика, опираясь на поставленные коррекционные задачи: - формировать интеллектуальные умения; - развивать личностные компоненты познавательной деятельности; - развивать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца. 2. Развитие зрительного восприятия: - развивать умения в области предметного восприятия; - развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений; - развивать умения в области символьного восприятия. 3. Развитие пространственной ориентировки: - развивать умения ориентироваться в схеме; - развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство); - формировать представления о временных последовательностях; - формировать навыки ориентировки во времени. 4. Развитие слухового восприятия: - совершенствовать умения слухового восприятия неречевых звуков. 5. Развитие памяти: - развивать объём и темп запоминания наглядного материала; - развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала; - формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор. 6. Развитие мышления: - развивать умения мыслительного анализа и синтеза; - развивать умение проводить сравнение; - развивать умение группировать объекты; - развивать и конкретизировать понятия; - умения устанавливать отношения; - развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец; 7. Развитие устной речи: - развивать умения связной речи. 8. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей. 4.Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебно - тематический план
№ п/п
Название раздела
Всего
Теория
Практика
Другие
1
«Из истории тюльпанов»
3
3
-
-
2
«Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой»
9
2
7
-
3
«Выгонка тюльпанов»
5
3
2
4
«По страницам Красной книги»
7
4
2
1
5
«Литературная страница»
10
4
2
4
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса В результате реализации программы, обучающиеся должны знать/понимать: - виды и названия некоторых тюльпанов, различать их по характерным признакам; - особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт; - особенности посадки тюльпанов для выгонки; - требования декоративных растений к среде обитания; - сезонные изменения растений. Уметь: - составлять правильно цветочные композиции; - изготавливать простейшие макеты цветка; - соблюдать санитарно - гигиенические требования при работе с растениями, - осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение, прополка; - прогнозировать результат.
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- экологическая культура;
- ценностное отношение к природному миру;
- сознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- формирование мотивации дальнейшего изучения цветов.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный и письменный диалог;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор, обработка и передача информации;
- анализ и синтез, сравнение, сериация, классификация по заданным критериям;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- построения рассуждения;
- применение и представление информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
- свободно работать с различными источниками информации;
- устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Для реализации программного содержания используются
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г.
Смирнова М.А. Проект «Вырастим цветы сами и подарим маме» // научно - практический журнал «Завуч» - 2010г. № 4.
Стрельникова Т.О, Ирисова Н.Л., Иноземцев А.Г., Перунов Ю.Е., Маслова О.М., Петров Ю.В., Шапетько Е.В. Красная книга Алтайского края. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2005г.
Царь Н. Тюльпанчик с подоконника // газета для всей семьи «Копилка семейных советов» - 2008г. № 5.
Чуракова Р.Г. Программа внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» - М.: Академкнига/учебник, 2012г.
dayfun.ru/archives/4875
favoriteflowers.ucoz.ru/forum/15-10-1
Основное содержание программы
2 класса (34 часа)
-
«Из истории тюльпанов» (3 часа)
Выясняем историю появления тюльпанов и их названия. Просматриваем презентации.
-
«Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой» (9 часов)
-
«Выгонка тюльпанов» (5 часов)
Знакомимся с понятием «выгонка». Весенний цветок зимой - это возможно! Проводим первый эксперимент по выращиванию тюльпана. Определяем сроки для выращивания цветов к 8 марта. Рассматриваем практические советы по выращиванию тюльпанов в разных условиях.
-
«По страницам Красной книги» 7 часов.
Изучаем Красную книгу Алтайского края. Делаем выводы - тюльпан нуждается в защите. Рассматриваем проблемы охраны природы.
-
«Литературная страница» 10 часов.
Работаем с различными источниками информации, сочиняем стихи и сказки. Оформляем накопленный материал для защиты проекта.
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы, раздела
Коррекционная цель
(Приложение 1)
Виды
деятельности
Кол-во часов
-
«Из истории тюльпанов»
(3 часа)
1
Говорящее название цветка
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации,
беседа
1
2
Побываем в разных странах и эпохах
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации,
беседа
1
3
Национальная гордость Голландии
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации,
беседа
-
«Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой» (9часов)
1
4
Рисуем тюльпан
1, 3, 5, 6,8
Просмотр презентации,
Беседа, поэтапное рисование, наблюдение
1
5
Рисуем тюльпан
1, 3, 5, 6, 8
Просмотр презентации,
Беседа, поэтапное рисование, наблюдение
1
6
Строение тюльпана.
1, 3, 5, 6, 8, 10
Просмотр презентации,
беседа, изображение схемы, наблюдение
1
7
Строение тюльпана.
1, 3, 5, 6, 8, 10
Просмотр презентации,
беседа, изображение схемы
1
8
Составление паспорта тюльпана
1, 4, 5, 11, 12, 14
Просмотр презентации,
беседа, наблюдение
1
9
Такие разные и прекрасные.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации,
беседа
1
10
Конструирование тюльпана из бумаги
1, 2, 3, 4, 6, 8, 9
Просмотр презентации,
беседа, работа по схеме
1
11
Конструирование тюльпана из бумаги
1, 2, 3, 4, 6, 8, 9
Просмотр презентации,
беседа, работа по схеме
1
12
Виды тюльпанов, которые можно вырастить к определённому сроку.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации,
беседа
1
-
«Выгонка тюльпанов»
(5 часов)
13
Что такое «выгонка».
4, 10, 14, 15
Беседа, ига «Угадай тюльпан», работа со словарём
1
14
Весенний цветок зимой - это возможно!
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 15
Просмотр презентации,
беседа
1
15
"Практические советы по выращиванию тюльпанов"
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации,
беседа
1
16
Готовим "колыбельку" для будущего цветка. Посадка луковиц тюльпана для выращивания в разных условиях.
2, 4, 5, 8, 14, 15
Беседа, посадка луковиц
1
17
Посадка луковиц тюльпана для выращивания к 8 марта.
1, 2, 4, 5, 8, 14, 15
Беседа, посадка луковиц, наблюдение
1
-
«По страницам Красной книги» (7 часов)
18
Красный цвет - цвет тревоги.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации,
беседа
1
19
Тюльпаны тоже нуждаются в защите!
1, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 16
Беседа, работа с разными источниками информации (журналы, газеты, энциклопедии и т.д.)
1
20
Красная книга Алтайского края.
1, 4, 5, 7, 8
Беседа, изучение Красной книги
1
21
Земля - наш общий дом.
Беседа, сочинение, просмотр презентации
1
22
"Наша Земля в будущем"
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 11, 14
Беседа, сочинение, просмотр презентации, публичное выступление
1
23
Конкурс плакатов в защиту природы.
1, 3, 5, 6, 8
Рисование плакатов
1
24
Практическая работа: «Наблюдаем, измеряем, сравниваем»
1, 2, 3, 5, 6, 8
Работа с таблицей, линейкой, беседа, наблюдение
1
-
«Литературная страница» (10 часов)
25
Цветок счастья.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации, беседа
1
26
Народная мудрость.
1, 4, 7, 8, 16
Просмотр презентации, беседа, работа с разными источниками информации
1
27
Стихи о тюльпанах и цветах
1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11
Сочинение стихов, публичное выступление
1
28
Цветочный этикет
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
Просмотр презентации, беседа
1
29
Сочиним сказку о тюльпане
Сочинение сказок
1
30
Сочиним сказку о тюльпане
1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11
Сочинение сказок, публичное выступление
1
31
Оформление материалов о тюльпане в «книжку - раскладушку».
1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11
Работа с различными материалами и инструментами
1
32
Оформление материалов о тюльпане в «книжку - раскладушку».
1, 3, 4 5, 6
Работа с различными материалами и инструментами
1
33
Защита проекта.
1, 2, 5, 10, 14, 16
Публичное выступление
1
34.
Защита проекта. Выставка подготовленных материалов.
1, 2, 5, 10, 14, 16
Публичное выступление
1
Формы и средства контроля Конструирование цветов из бумаги - соответствие форме и заданным параметрам, эстетичность оформления; создание книжки - раскладушки - соответствие накопленного материала теме проекта, эстетичность оформления, композиционное размещение материала; сочинение стихов и сказок - соответствие теме, выразительность во время выступления; рисование - правильность изображения, эстетичность оформления; публичное выступление - выразительность речи, соответствие теме, практические работы - правильность посадки, луковиц и уход за растущим растением.
Материально - техническое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
-
Интерактивная доска.
-
Слайды, соответствующие тематике программы: «Рисуем тюльпан», «Конструирование тюльпана из бумаги», «Легенды о тюльпанах», «Легенды о цветах», «Проект о тюльпане», «Цветы».
Электронно - программное обеспечение
-
Компьютер.
-
Проектор.
-
Интернет.
Приложение 1
Коррекционные цели:
-
развивать концентрацию внимания;
-
развивать аналитическое мышление;
-
коррекция пространственной ориентации;
-
коррекция мышления;
-
развивать умение работать самостоятельно;
-
развивать мелкую моторику;
-
развивать произвольное внимание;
-
развивать зрительную память;
-
развивать слуховую память;
-
корригировать зрительное и слуховое восприятие;
-
коррекция логического мышления;
-
развивать память
13. развивать оперативную память;
14. развивать долговременную память;
15. коррекция временных представлений;
16. развивать умения связной речи.
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений
Содержание
Реквизиты документа (дата, № приказа)
Подпись лица, внесшего запись
14