Рабочая программа клуба Я-исследователь (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: [email protected]

ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

_____ /Е.В. Крепешева/

Приказ № 232

от «__31_» ____августа_______ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 3

Возраст детей: 9 лет

Учитель начальных классов:

Казакова Любовь Сергеевна,

высшая квалификационная категория

Согласовано

Зам. директора по

образовательному процессу

__________/ Колесникова И.В./

Рассмотрено на заседании методического объединения

протокол № ___1________ от

«__28__» __августа__ 20 _15_г.

_____ / Семёнова С.А./руководитель МО


2015/ 2016 учебный год

  1. Пояснительная записка



Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010.

  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Программа предназначена для группы учащихся 3-х классов. Работа организована в форме клуба по интересам. Учащиеся 3-х классов одновременно посещают занятия клуба. В группе 15 детей (6 мальчиков и 9 девочек). Дети очень любознательные, активные, любящие наблюдать и экспериментировать. Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам. Продолжительность занятия - 1 час. Общий объём времени составляет 34 часа в год. В работе по программе используются различные формы организации работы, методы и приёмы. Используемые методы обучения: - по источнику знаний:
  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
  • работа с индивидуальными ученическими нетбуками.
- по типу познавательной деятельности
  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.
- по дидактическим целям:
  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного метода;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «Портфолио».
На занятиях клуба реализуются принцип дифференциации учебного материала в зависимости от года обучения. Организация на занятиях клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность - потребность в саморазвитии. Основные особенности программы 1.Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, мы возвращаемся к аналогичным занятиям в третьем и четвёртом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу. 2.Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу и самостоятельную исследовательскую практику. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности. Результаты собственной исследовательской работы дети представляют на мини-конференциях, семинарах, фестивалях.


. Ожидаемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;

устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения

в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ΙΙΙ. Основное содержание


34 часа

Подпрограмма «Тренинг» (10 ч.)

Тема «Что такое исследование» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент» Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой» Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы» Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное» Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы» Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования» Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 ч.) Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований» Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе. Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии» Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование» Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема «Коллекционирование» Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема «Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях» Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч.)

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований» Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований» Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Распределение часов


Вид работы

Всего

часов

Сроки проведения

Тренинг

1

Общая трудоёмкость

10

В течении учебного года

2

Занятия со всей группой учащихся

3

Еженедельно

3

Индивидуальная работа

5

4

Самостоятельная работа

2

Исследовательская практика

5

Общая трудоёмкость

18

В течение учебного года

6

Занятия со всей группой учащихся

8

В течение учебного года

7

Индивидуальная работа

6

В течение учебного года

8

Самостоятельная работа

4

В течение учебного года

Мониторинг

9

Общая трудоёмкость

6

В течение учебного года

10

Занятия со всей группой учащихся (мини-конференции)

2

В течение учебного года

11

Индивидуальная работа

2

12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты исследовательских работ учащихся)

2

В течение учебного года


IV.Тематическое планирование


№ урока

Тема занятия

Коли

чество часов


Дата проведения


Характеристика деятельности учащихся

Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)

1

Что такое исследование

1

02.09

Повторяют о том, что такое «исследование». Коллективно обсуждают вопрос о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Самостоятельно проводят наблюдения. Изучают преимущества и недостатки наблюдения. Выполняют задания на проверку и тренировку наблюдательности. Организуют работу с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и т.д.)

Вырабатывают план действий. Проводят эксперименты с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

2

Наблюдение и наблюдательность

1

09.09

3

Что такое эксперимент

1

16.09

4

Учимся вырабатывать гипотезы

1

23.09

5

Знакомство с логикой

1

30.09

6

Как задавать вопросы

1

07.10

7

Учимся выделять главное и второстепенное

1

14.10

8

Как делать схемы

1

21.10

9

Как работать с книгой. Что такое парадоксы

1

28.10

10

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

11.11

Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 ч)

11-13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

3

18.11, 26.11, 02.12

Формулируют задачи. Выбирают темы.

Составляют плана исследования.

Собирают материал.

Обобщают полученные данные.

Готовят доклад, готовятся к публичному выступлению.

Каждый ребёнок,

получив «Папку исследователя»,

проводит собственные изыскания.

Собирают

нужную информацию, используя возможности всех доступных

источников, обобщают

её и готовят собственный

доклад.

Перед прогулкой или экскурсией класс

делятся на группы по

два-три человека.

Каждая группа проводит

собственное мини-исследование.

По итогом этих исследований проводится

мини конференция

14-18

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

5

09.12, 16.12, 23.12, 13.01, 20.01


19-20



Экспресс-исследование

2

27.01, 03.02

21

Семинар по итогам экскурсии

1

10.02

Мини-семинар по

итогам исследования, выполнен

ного на экскурсии, проводится

на следующем после экскурсии занятии,

через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется

время на сообщение и

ответы на вопросы. Изучают литературные источники.

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность

сообщить о своих результатах

22

Коллективная игра-исследование

1

17.02

23-24

Коллекционирование

2

24.02, 02.03

25-26

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

2

09.03, 16.03

27-28

Сообщения о своих коллекциях

2

23.03, 30.03

Семинар, на котором дети

сообщают о том, какие коллекции ими собраны. Уточняют собственное исследовательское задание на

летние каникулы. Отчиты

ваются, отстаивают свою

точку зрения, делают окончатель

ные выводы


Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч)

29-30

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

2

13.04, 20.04

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

31

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

27.04

Добывают необходимые знания и с их помощью проделывают конкретную работу. Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Анализируют информацию, оформляют результаты. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. Уточняют, чем проект отличается от исследования

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

04.05

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам

33-34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2

11.05, 18.05

Формулируют собственное мнение и позицию. Защищают исследовательские работы и творческие проекты, отвечают на вопросы


V. Список использованной литературы


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006
  3. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1997
  4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации. Проекты. - Волгоград: Учитель, 2011
  5. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2010
  6. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010
  7. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7- 8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011






© 2010-2022