Конспект занятия: Чем опасен дым

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: «Чем опасен дым»

(для учащихся 2-3 класса)

Программа: «Ступени безопасности 3» Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, выработать навыки их применения при возникновении пожара. Задачи: Обучающие: - познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара. Развивающие: - развитие воображения и фантазии; - развитие связной речи при ответах на вопросы; - развитие умение анализировать, делать выводы. Воспитывающие: - воспитание у детей потребности в заботе о своей безопасности; - воспитание чувство ответственности за свои поступки; - воспитание чувство коллективизма. Форма проведения: индивидуально-фронтальная, групповая. Тип занятия: комбинированный. Методы проведения: Словесный: рассказ, беседа, объяснение. Наглядный: демонстрация с использованием ИКТ. Практический: выполнение заданий. Материал и оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, презентация «Чем опасен дым», карточки с заданиями

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя обучающихся.

Содержание: - Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на занятие. Скажите, а каким воздухом полезно дышать? - Предполагаемые ответы учеников: чистым, свежим, легким. - (сопровождается музыкой № 1) Правильно. Я вас попрошу закрыть глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Окружающий вас мир - большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Я досчитаю до 5. На счёт 5 - вы откроете глаза. - Ну что же, ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу, а теперь мы с вами в нашем классе, я желаю вам работать дружно, и внимательно меня слушать. 2. Проверочный этап. Цель: мотивация обучающихся на деятельность, актуализация знаний обучающихся. Метод: фронтальный опрос Содержание: - Перед тем, как нам с вами перейти к изучению новой темы, предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. -Предполагаемые ответы учеников: мы говорили про огонь. - Правильно. На прошлом занятии, мы с вами говорили про огонь, каким он может быть. Каким он может быть? -Предполагаемые ответы учеников: он может быть другом, а может быть и враг. - Правильно. Когда огонь нам друг? -Предполагаемые ответы учеников: когда он нам помогает, например: согреться, сварить покушать, освещает дом. - Правильно. А когда же огонь становится нашим врагом? -Предполагаемые ответы учеников: когда, мы не правильно с ним обращаемся. - Совершенно верно. Огонь становится врагом и оборачивается страшным пожаром. Случился пожар в природе - гибнут деревья, травы, животные. - А ещё на прошлом занятии, мы с вами узнали, про вещества, которые тушат огонь, и про вещества, которые наоборот усиливают огонь. Предлагаю всем встать и поиграть в игру: «Огонь - вода». Если я называю вещество, которое тушит огонь - вы прячьте руки за спину, а если оно усиливает огонь - вы поднимаете руки вверх, изображая пожар (далее педагог зачитывает слова): Песок, солома, вода, земля, бензин, пена, бумага, картон, растворитель, сено. - Молодцы. Сегодня я хочу вам рассказать о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма! - (слайд 1) И тема нашего занятия «Чем опасен дым».

Конспект занятия: Чем опасен дым 3. Основная часть. Изучение нового материала. Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, дыма. Содержание: - Сегодня, наше занятие посетил доктор Айболит, а в руках у него письмо, наверняка всем интересно, что же в нем (у педагога в руках письмо от доктора Айболита). - (слайд 2) А в нем схема дыхательной и кровеносной системы человека.

Конспект занятия: Чем опасен дым - Ребята, скажите, зачем человеку легкие? -Предполагаемые ответы учеников: чтобы дышать. - Правильно, чтобы дышать и насыщать наш организм кислородом. Как же это происходит? Как мы дышим? -Предполагаемые ответы учеников: вдыхаем носом. - (слайд 3) Правильно. Сначала мы вдыхаем носом, там воздух очищается и согревается. Затем кислород попадает в легкие через бронхи, а затем по кровеносной системе во все клеточки нашего организма. Не зря, в начале нашего занятия, я задала вам вопрос, а каким воздухом полезно дышать, и вы ответили, чистым, свежим.

Конспект занятия: Чем опасен дым - Таким образом, во время пожара опасность представляет не только бушующее раскаленное пламя, но и ядовитый дым, который попадает к нам в организм. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма. - Сгорая, вещество выделяет летучие продукты горения. Это пар или газ, содержащий миллионы твердых частиц, или и то и другое вместе. Вот такая смесь и образует дым. При горении любых материалов горит и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ. - (слайд 4) И таким образом, этот ядовитый угарный газ через дыхательные пути попадает к нам в легкие. Как только человек вдыхает этот ядовитый угарный газ, человек сразу же теряет сознание. Так как же нам спастись, от этого дыма? Предлагаю рассмотреть ситуации, которые представлены на экране.

Конспект занятия: Чем опасен дым - (слайд 5) Мальчик Петя, находится в комнате, и вдруг его комната наполнилась дымом, и что он делает, он испугался и прячется под кровать. Правильно ли Петя поступает?

Конспект занятия: Чем опасен дым - Предполагаемые ответы учеников: неправильно. - Совершенно верно, Петя неправильно поступает. - (слайд 6) А вот Ваня, правильно поступает. Если комната наполнилась дымом, нужно намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскаленного воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, и по возможности обмотать голову мокрой тканью, потому что внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

Конспект занятия: Чем опасен дым - (слайд 7) Но во время начинающего пожара, когда по комнатам «ползет» дым, очень хочется распахнуть все окна и двери, что бы проветрить помещение. То же самое подсказывает и логика. Ну не задыхаться же, в самом деле! Но делать этого категорически нельзя, нужно поступить наоборот - плотно закрыть все окна, форточки, выйти из горящего помещения и закрыть за собой дверь, что бы лишить огонь сквозняков, питающих его кислородом. Запомнили? - Предполагаемые ответы учеников: Да

Конспект занятия: Чем опасен дым - Ребята, а в каком случае нам необходимо с вами открыть окна и двери, что бы проветрить помещение? - Предполагаемые ответы учеников: когда пахнет бытовым газом и немедленно нам нужно позвонить в горгаз по номеру 04. - Правильно, нам обязательно нужно проветрить комнату, и обратиться в специальную службу по номеру 04. Ну что же ребята, предлагаю отдохнуть и размяться. Все встаем и проведем вместе веселую физкультминутку. Физкультминутка: «Дорожная». Цель: профилактика, утомление. Снятие мышечного напряжения, активизировать у детей мыслительную активность.

Дорога не тропинка, дорога не канава…

Сперва смотри налево. Потом смотри на право.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой: раз - два - три,

Покачай головой: раз - два - три.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз - два - три.

И похлопай: раз-два-три. - (слайд 8, 9) Молодцы, отдохнули мы с вами, а теперь продолжаем занятие. Мы рассмотрели с вами 2 ситуации, давайте сделаем вывод, посмотрев на экран, и выберем правильный ответ.

Конспект занятия: Чем опасен дым

Конспект занятия: Чем опасен дым - Молодцы. Ребята, ещё хотелось бы вам рассказать, что в зависимости от состава горючих веществ их полного и неполного горения, дым имеет определенный цвет и запах (слайд 10,11,12): - (слайд 10) при горении древесины цвет дыма бывает серо - черным;

Конспект занятия: Чем опасен дым - (слайд 11) при горении ткани цвет дыма серо - бурый;

Конспект занятия: Чем опасен дым - (слайд 12) при горении резины, смолы, пластмассы - дым черного цвета; - нефть и нефтепроизводства - дым черного цвета.

Конспект занятия: Чем опасен дым - Вот таким разным бывает дым, опасным или неопасным. Всё зависит от ситуации. Дым нам не опасен, например, когда мы с вами отправляемся в поход, и греем пищу на костре. Дым, который выходит из трубы, когда мы с вами обогреваем дом. 3. Закрепление. Цель: закрепить знания, полученные на занятие. Содержание: - Ребята, сегодня мы с вами узнали, какие правила нужно соблюдать, если помещение наполнилось дымом. И давайте представим, наш класс наполнился дымом, какие действие мы будем выполнять? Расскажите и покажите. (ребята показывают алгоритм действий, т.е. закрывают нос и рот мокрой тканью и, держась ближе к полу, двигаясь вдоль стены друг за другом пробираются к выходу). - Молодцы, ребята, вы усвоили правила противопожарной безопасности. А ещё мы с вами сегодня говорили, что дым бывает разный. Предлагаю послушать внимательно стихотворение «Сказочник - дым», и представить каким может быть дым: Дремлет в печурке моей огонек. В небо струится легкий дымок.

Сказочник - дым над крышей колдует,

Сказочный замок в небе рисует.

То упирается в тучи столбом,

То притворяется птицы крылом.

То заплетает струйками косы,

То загибается знаком вопроса…

И вечерами над нашей избой

Дымные звери гуляют гурьбой:

Важно шагает белый верблюд,

Белые кони копытами бьют,

Катится ежик и плавает слон.

Вот из трубы выползает дракон.

В лапах несет он живой уголек -

Дракон из трубы уголек уволок.

В сказочном замке над нашей избой

Светит в ночи уголек золотой.

- Вот таким разным бывает дым. - В заключение нашего занятия, предлагаю вам ребята, пофантазировать. Я попрошу вас изобразить в виде пантомимы необычный дым, и изображать его вы будете в сопровождении музыки. У каждой группы будет своя музыка, под которую вам необходимо показать дым. Сейчас я раздам вам подсказки, с изображением дыма. И предоставляю вам 1 минутку для раздумья, как вы будете изображать дым. - легкий дымок; - дым птица (бабочка), с большими крыльями; - дым - дерево; - дымные птицы гуляют гурьбой (стаей); - дым - дракон; - дым - замок. 4. Подведение итогов, рефлексия. Цель: мобилизация обучающихся на самооценку и оценивание работы способности психологического состояния. Содержание: - Молодцы, все справились с заданием. Ребята, предлагаю подвести итог. Сегодня я посветила теме: «Чем опасен дым», скажите мне, те знания, с которыми вы сегодня познакомились, как в дальнейшем могут пригодиться вам в жизни? - Предполагаемые ответы учеников: если случится пожар, я буду дышать через мокрую ткань, и пригнувшись я буду идти к выходу. - Совершенно верно. Нам с доктором Айболитом очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. А для того, чтобы доктор Айболит приходил к нам почаще на занятия, предлагаю ему, что - нибудь подарить. - А что мы можем ему подарить? - Предполагаемые ответы учеников: улыбку, радость. - Правильно. Предлагаю, нашу улыбку, наше настроение нарисовать на смайликах, которые лежат у вас на столах (ребята, кладут свои смайлики в конверт и отдают доктору Айболиту). - Я и наш доктор Айболит прощаемся с вами, до новых встреч.


© 2010-2022