Проектная деятельность младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность младших школьников в рамках УМК «Перспективная начальная школа»

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной работы с дополнительной информацией. Очень важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Приоритетные задачи развития младшего школьника, которые учитывает система УМК «Перспективная начальная школа»

  • формирование познавательных интересов и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей;
  • развитие творческого мышления, эрудиции и предметной компетентности;
  • социально-нравственное воспитание: формирование толерантных отношений со сверстниками, взрослыми;
  • формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей;
  • воспитание уважения к чужому мнению;
  • обучение правилам поведения в обществе и семье;
  • ознакомление с этическими нормами


Проектная деятельность в данном комплекте является обязательной. Это разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
  1. направлены на достижение конкретных целей;
  2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
Проекты различных направлений в УМК «ПНШ» служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, они отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности. Задачи:
  • включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
  • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
  • развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Проект с точки зрения ученика - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности Проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования
Так характеризуется проект с точки зрения ученика и учителя. Именно проект позволяет учить: 1) проблематизации; 2) целеполаганию и планированию деятельности; 3) самоанализу и рефлексии; 4) презентации хода своей деятельности и результатов; 5) умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; 6) поиску нужной информации, вычислению и усвоению необходимого знания из информационного поля; 7) практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; 8) выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; 9) проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Этапы проектной деятельности.

1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2. Выбор проблемы. (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4. Определение цели и задач проекта.

5. Составление плана работы над проектом.

6. Сбор информации:

o анализ предметной и дополнительной литературы;

o опрос;

o посещение музеев, выставок, библиотек.

7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).

9. Защита проекта.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. На первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. Затем на этапе погружения в проект учитель помогает сформулировать цель и задачи проекта. На втором этапе организуется деятельность детей. На третьем этапе учитель - наблюдатель. Ребята все делают сами. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Детские проекты могут быть достаточно разнообразными и отличаться друг от друга результатом:

  • Практико-ориентированный проект. Продуктом такого проекта может быть: рисунок, поделка, пособие и т.д.;
  • Исследовательский проект. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и проведение эксперимента. Проводится исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • Информационный проект. Продуктом такого проекта может быть статья, рассказ, информация в сети Интернет и т.д.;
  • Продуктом Творческого проекта могут быть видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.;
  • Ролевой проект представляет деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Виды презентационных работ по продолжительности.
  • Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока
  • Краткосрочные проекты - требуют нескольких уроков
  • Среднесрочные проекты - выполняются от недели до месяца
  • Долгосрочные проекты - могут выполняться от месяца до нескольких месяцев
Классификация проектов по количеству участников.
  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые
  • Коллективные
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (мини-проекты, длительные или краткосрочные индивидуальные, парные, групповые или коллективные). Метод проектов - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

5


© 2010-2022