Рабочая программа курса внеурочной деятельности Краеведение (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области


Рассмотренона заседании МС

Протокол №___ от«___»_____2014г.

Руководитель МС

____________Нетёсова Г.Н.

Согласовано.

Заместитель директора по ВР

__________Недомолкина Е.А.

от «___»_____________2014г.

Утверждаю.

Директор школы

____________Раковский В.С.

Приказ №____от «___»______2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации программы - 1 учебный год.


Автор:Недомолкина Елена Алексеевна,

учитель начальных классов


с.Козловка

Бутурлиновский муниципальный район

2014 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» духовно-нравственной направленности разработана для внеурочных занятий в 1 классе на основе следующих документов:

Федерального государственного стандарта начального общего образования

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

авторской программы Л.А.Обуховой, Н.С.Махиной, Г.В.Онегиной«Краеведение», Воронеж, ВОИПКиПРО 2014 года.

Цельюданного курса является воспитание любознательности и стремления расширить знания учащихся об

окружающем мире.

Задачи курса:

 Развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края ;

 Расширять кругозор детей;

 Прививать учащимся навыки исследовательской деятельности;

 Способствовать сплочению детского коллектива, формировать умение работать в парах, группах, коллективно и индивидуально

Необходимость изучения в школе особенностей родного края прописана в законе «Об образовании»(ст.7,п. 1) , который обязывает включать в государственные стандарты общего образования национально-региональный компонент. В начальной школе краеведческое содержание интегрировано в такие предметы, как «Окружающий мир» ,«Литературное чтение».

Одной из главных задач первой ступени обучения является формирование всесторонне развитой, творческой личности, способной к поиску необходимой информации, исследованию и обобщению.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дом, улица, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.

Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире(умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают

дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Данная программа поможет раскрыть в каждом ребенке способности всматриваться в окружающий мир, удивляться ему и как можно чаще задавать вопросы.

Программа включает разнообразные виды деятельности и формы организации

работы, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к

самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности.

Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Творческая деятельность (сочинения, рисование, изготовление поделок)
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность

Программа курса рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 6-7 лет в течение одного года обучения в объеме 33 часов и предназначена для учащихся1 класса.

Ожидаемые результаты:
Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.

Осуществление настоящей программы позволит:

− продолжить работу над совершенствованием системы духовно - нравственного воспитания в школе;

− сформировать готовность у учащихся к активной гражданской позиции;

− отвлечь учащихся от противоправной деятельности;

− заполнить свободное время социально значимыми, интересными делами;

− оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

− создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД

(регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов

требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других

субъектов;

• различать способ и результат действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием

дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью

ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на

позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации

столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Подведение итогов по курсу краеведения в 1 классе проводится по результатам практической деятельности школьника.

  • Проект «Моя родословная»

  • Проект «Школа-мой дом»

  • Исследовательская работа «Народные традиции в моей семье». Проект «Народные традиции в моей семье».

  • Устный журнал «Профессии в моей семье»

  • Игра «Знатоки родного края» и др.

Содержание программы

1 четверть (9 ч) Тема 1.Введение. Что изучает краеведение? Тема 2-3. Мой дом. Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека. Изображение своего дома. Устный рассказ. Тема 4. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору). Тема 5. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий. Тема 6. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими. Изображение на рисунке членов семьи. Тема 7. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Проект «Составление родословного древа» (работа вместе с родителями). Тема 8. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Игры с использованием имен. Тема 9. Обобщающее занятие.

2 четверть (7 ч) Тема 10. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Тема 11. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Тема 12. «Школа - мой дом» проект Тема 13.Школьные, семейные традиции и праздники. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. Тема 14. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Подготовка к Новому году. Тема 15. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. Заучивание колядок, инсценирование. Тема 16. Проект «Народные традиции в моей семье»

3 четверть (9 ч) Тема 17. Моё родное село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей. Тема 18. Труд людей в городе и на селе. Тема 19. Профессии в моей семье. Тема 20. Экскурсия на предприятие. Тема 21. Город Воронеж. Тема 22. Моя улица. Названия улиц села по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Тема 23. Наш современный город Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно - духовной жизни города. Тема 24. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта. Тема 25. Правила безопасного поведения (проект).

4 четверть ( 8 часов) Тема 26. Экскурсия по селу. Тема 27.Отечество. Наша Родина-Россия. Моя малая Родина. Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. Тема 28.О гербе, флаге и гимне. Государственная символика России. Герб Воронежа. Практическая работа. Рисование флага России. Тема 29. Москва - столица нашей Родины. Содержание. Москвичи - жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Практическая работа. Игра - путешествие: «Достопримечательности Москвы» Тема30. Русский народный костюм. Сто народов - одна страна. Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. Тема 31. Я - надежда Отечества. Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Тема 32. Земля - общий дом для всех людей (проект)

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран». Тема 33. Обобщающий урок «Знатоки родного края». Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1 четверть (9 ч)



1 Что изучает краеведение?

1



2-3 Мой дом

2



4 Мир твоего дома

1



5 Жизнь каждого члена семьи

1



6 Отношения в семье

1



7 Моя родословная (проект)

1



8 Я и мое имя

1



9 Обобщающее занятие

1



2 четверть (7 ч)



10 Родная школа (экскурсия)

1



11 Трудовая жизнь в школе

1



12

«Школа - мой дом» проект

1



13 Школьные, семейные традиции и праздники

1



14 Новый год

1



15 Рождественские колядки

1



16 Проект «Народные традиции в моей семье»

1



3 четверть (9 ч)



17 Моё родное село

1



18 Труд людей в городе и на селе

1



19 Профессии в моей семье

1



20 Экскурсия на предприятие

1



21 Город Воронеж

1



22 Моя улица.

1



23 Наш современный город

1



24 Экскурсия в краеведческий музей

1



25 Правила безопасного поведения (проект)

1



4 четверть (8 ч)



26 Экскурсия по селу

1



27 Отечество. Наша Родина-Россия. Моя малая Родина

1



28 О гербе, флаге и гимне.

1



29 Москва - столица нашей Родины

1



30 Русский народный костюм. Сто народов - одна страна

1



31 Я - надежда Отечества.

1



32 Земля - общий дом для всех людей (проект)

1



33 Обобщающий урок «Знатоки родного края»

1




Список использованной литературы.

1. Примерные программы начального общего образования, Просвещение 2010,(1 ч.)

2. Обухова Л.А. и др. Краеведение. 1 год обучения: рабочая тетрадь/ Обухова Л.А. , Махина Н.С., Онегина Г.В., Гребенщикова О.И. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011.-88с.
3. « Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала.» / Авторы-составители Махина Н.С. Обухова Л.А. -Воронеж. ВОИПКиПРО.2006г.

4. Панова В.И. История Воронежского края. - Воронеж, 1995.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. - М., 1997.

© 2010-2022