- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное чтение
Внеклассное чтение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Янова Н.Ф. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное чтение
Тема: И. Бунин «Листопад» (отрывок)
«Лес, точно терем расписной»
Цель:
-
Познакомить учащихся с творчеством поэта и с отрывком из его стихотворения «Листопад».
-
Подготовить к восприятию стихотворения
-
Проверить ,какое воздействие оказало стихотворение после его прочтения.
-
Учить работать над языковыми средствами и с их помощью раскрывать эмоциональное содержание.
-
Формировать осознанное выразительное чтение учащихся.
-
Развивать речь, мышление, творческое воображение учащихся.
-
Воспитывать любовь к слову, к красоте родной природы.
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Выразительно читать
Подготовка к уроку
На уроке чтения мы учимся не просто читать и понимать произведение, но и выразительно читать, чтобы донести до слушателей все чувства и мысли автора, с которыми были написаны произведения.
А чтобы подготовиться к выразительному чтению, нужно привести в порядок свое дыхание, дикцию.
Затем читает учитель, потом читают сами.
- Прочитайте скороговорку с целью сообщить что-то про шашки и шишки.
-Как вы думаете, какой звук чаще произносится?
-А теперь попробуйте прочитать скороговорку с целью увидеть шашки где-то.
3.Проверка домашнего задания(минутка поэзии)
Метод. Указание: двое учащихся выходят к доске и читают стихотворение, остальные слушают и затем с помощью хлопков определяют лучшего.
3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
4.Словесное рисование учителя.
Как -то раз один художник проезжал мимо просторного, осеннего, жёлтого хлебного поля. Он был очень удивлен этой красотой и поражён трудолюбием народа, который посадил, ухаживал и вырастил этот богатый урожай. Он остановился и решил непременно написать картину этого великолепного хлебного поля. Вот таким образом И.И. Шишкин в своей картине «Рожь» показывает красоту поспевающего хлеба.
5.Работа над картиной.
Это произведение одно из классических произведение художника.
-Посмотрите ,как в картине выражено высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду.
Ярко и сильно передаёт художник бескрайность простора, огромность полей. Это образ родной природы ,земли, укрепляющий веру людей в её могучие силы.
-Посмотрите несколько минут на картину.
-Теперь ответьте на вопросы:
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста
Выросла …..(капуста)
4.Кругла,рассыпчата,бела,
На столе она с полей пришла
Ты посоли её немножко
Ведь правда вкусная(картошка)
Мне нравиться это время года и я хочу, чтобы и вы услышали прелесть и красоту осени в произведении. Встречи с природой в осеннее время года художников и музыкантов и поэтов вдохновляют на создание замечательных произведений.
Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из стихотворения И. Бунина «Листопад». Но не только поэты, но и художники воспевали в своих произведениях искусства этого времени года.
Как -то раз один художник проезжал мимо красивого и печального осеннего леса. Он остановился и решил непременно написать картину этого великолепного осеннего леса. Вот как художник показал…Рылов «Осень на реке».(звучит музыка).Послушайте.
-что представляете?
-как музыкант показывает своё отношение через музыку?
И сейчас мы непосредственно переходим к знакомству литературного произведения. И. Бунина «Листопад»
Сообщение об авторе
Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)-поэт. Родился в небогатой семье. Детство провёл не небольшом хуторе (деревушке)Тульской губернии. Стихи писать начал рано. Очень любил свою родину, много путешествовал по стране и писал стихи, рассказы.
Лучшим стихотворением Бунина явилась поэма «Листопад». Поразительная, яркая по краскам, она принесла поэту мировую известность.
Подготовка к восприятию
Особенно красив и печален русский лес осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие краски раскрашенных клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие листья. Что-то грустное и прощальное слышится в лесу осеннем. Прозрачен и чист осенью воздух. Прозрачна вода в лесных ручьях, ещё цветут поздние осенние цветы.
Знакомства с отрывкам
Первичное чтение учителем и проверка восприятия
- послушайте и скажите с чем сравнивает лес автор?
-почему?
-Терем-(жилое помещение или большой, высокий дом из брёвен в виде башни)
-какое настроение вызывает у поэта лес-терем?
-какие непонятные слова встретились в стихотворении?
Пёстрый - разноцветный
Лазурь-светло-синий цвет, небесный
Лиловый-цвет сирени, фиалки, фиолетовый
Багряный-тёмно-красный
Вторичное восприятие. Чтение и работа с текстом.
А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим ,что же включает автор в свой терем, как он «построен» и где стоит.
- прочитаем первые 10 строк до слов лес пахнет дубом и сосной
-итак, отметим ещё раз краски-слова, которые нам понадобятся для рисования «постройки терема»-читаем первое четверостишие
-а теперь посмотрим «строительные материал»-читаем следующие 6 строк
Терем состоит из жёлтых ёлочек. Как они стоят? (будто жёлтою резьбой..)
-смотрите внимательно, какая рисуется картина: берёзки жёлтые, как
вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба
-что ещё входит в наш терем?
-ёлочки стройные и похожи на вишенки. Ещё есть клёны, они тоже расписные и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит в начале. Какие же листья у клёнов?
- ну вот почти и готов наш терем, стены есть и оконца. Что о них пишет поэт?
-где же стоит наш терем? Найдите эти строки, зачитайте
- так где же стоит наш терем?
Рисование словесных картин
-какие краски возьмём для рисования?
- а теперь давайте посмотрим, что будет нарисовано?
( голубое небо, жёлтые берёзы, зелёные ёлочки, поляна возле леса. По ней тянется паутина, играет белый мотылёк )
-но мы должны с вами ещё изобразить тишину, »мёртвое молчание». Как это изобразить?(деревья и листья молчат, не шевелятся)
-вся эта картина залита солнцем, мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были такими яркими.
-закрыли глаза. Представили себе всю эту картину целиком. Ну а теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает ,ясно представили себе расписной терем ,сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мёртвую тишину»
Подготовка к выразительному чтению
(Составление речевой партитуры)
-как будем читать: быстро, медленно, спокойно
-какие слова -предметы будем выделять при чтении?
-подчеркнём ударные слова(лес, берёзы, ёлочки, клёны, оконца)
Чтение вслух
Это стихотворение ,поэтому вы знаете, что последние слова каждой строки имеют малое ударение, потому что они рифмуются и рифму надо показывать
Чтобы читать спокойно,
Торжественно ,усильте
Паузы после слова лес
И перед каждым перечислением красок
Самостоятельное составление речевой партитуры
Выразительное чтение
Итог
-с каким произведением познакомились? Кто автор?
-о каком времени года?
-что ещё узнали об этом времени года, а в этом стихотворении?