Урок русского языка на тему Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Фридрих Валентина Александровна

учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»,

г.Урай, Тюменской области.

Цели и задачи урока:

  • формировать умения проверять и правильно писать слова с парными

звонкими и глухими согласными,

  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи,

формировать навыки работы в группах, парах;

  • развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции;

  • формировать орфографическую зоркость

Оборудование:

Интерактивная доска «СМАРТ», карточки для индивидуальной работы с

парными согласными, тетрадь, словарь, таблица «Парные согласные»,

картинки сказочных героев Буратино, Незнайки, Мальвины, Красной

Шапочки, Вини-Пуха, картина «Зима», «Гусь под дождем», словарь

С.И.Ожегова.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться.

Слайд 1

2.Чистописание.

-Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас.

Смотрите, сколько писем прислали!

Первое письмо от Мальвины!

Что же она нам пишет?

Слайд 2

На момент чистописания

Я прислала Вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадайте букву сами.

А потом скорей проверьте,

Ведь они лежат в конверте.
(У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке.)

Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми

глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

  • Итак, это буквы Д,Т.

  • Повторим их написание.

СЛАЙД 3

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Ребята прописывают буквы в тетрадях и на интерактивной доске)

--Молодцы! Красиво написали.

--Но почему эти буквы мы сейчас повторяли?

--Что они обозначают?

(Они обозначают парные согласные, которые мы сейчас изучаем). --Ребята, а в конверте ещё что-то есть. (Из конверта достают слова и читают.)

Слайд 4

Что можно составить из этих слов? (предложение )

Ученики передвигают слова на доске

  • Что это? (пословица)

  • Как вы понимаете смысл пословицы? Почему взяли эту пословицу?

( Здесь есть слово труд, в котором на конце пишется парная согласная буква)

Учащиеся записывают пословицу в тетради

Труд (труды) человека кормит, а лень портит

  • Найдите основу, подчеркните и укажите

чем выражено.

  • А - какая часть речи? (союз)

  • Какие ещё союзы вы знаете? (и, но)

3. Словарная работа.

Переходим к следующему письму.

Слайд 5

Оно пришло от Незнайки.

Что же он нам написал?

Слова совсем нетрудные

Хотел я записать,

Но в каждом слове нужно мне

Все буквы проверять.

Под удареньем я пишу,

Без сомненья, то, что слышу

Если звук без ударенья,

Вызывает он сомненье!

Слайд 6


  • Но буквы рассыпались, помогите Незнайке составить и прочитать слова.

Ребята читают, подбирают проверочные слова и

записывают, объясняя опасные места.

Слайд 7

Что общего в словах? (имя сущ.)

Какое слово лишнее? (медведь - отвечает на вопрос кто? Мягкий согласный на конце, одушевлённый.)

4. Гимнастика для глаз.

5. Повторение пройденного материала.

  • Читаем следующее письмо. Оно пришло к нам от Красной Шапочки.


. Вот что она нам пишет: Слайд 8

Парные согласные на письме опасные Как похоже их звучанье- Это просто наказанье! Чтобы их нам различать, Надо ум тренировать!


  • Вспомним тему, которую мы изучаем?

(Парные глухие и звонкие согласные на конце слова)

Слайд 9

  • Что же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не «выросли»

ошибки?

(Ребята повторяют правило в стихотворной форме)

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен мой друг,

Парный сразу проверяй-

Слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»-

Будешь грамотным и ты.

Слайд 10

Играли звуки в домики

Как маленькие гномики

И перепутали свои домики.

  • А вы поработайте в группах, потом на доске исправьте ошибки.

  • Какая буква лишняя? (у)

  • Почему? (гласная)

  • А остальные? (согласные)

  • Разделите на две группы (звонкие и глухие)

  • Молодцы!

Игра «Молчанка»

Слайд 11

Возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных.

Я буду поочерёдно называть слова с глухими и

звонкими согласными в корне слова (не на конце), а вы подбираете молча проверочное

слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с

соответствующей согласной буквой.

  • Берёзка - берёзонька,

  • Шапка - шапочка,

  • Дорожка - дороженька,

  • Шубка - шубонька,

  • Кошка - кошечка,

  • Причёска - причесаться,

  • А теперь загадка:

В зимний лес придёт художник

Возьмёт бумагу, карандаш

Ели, сосны нарисует,

Получается…(пейзаж)

Слайд 12

Что такое пейзаж?

(значение слова узнают из словаря С.И. Ожегова)

6.Физминутка.

Слайд 13

Мелкие шажки - шажочки,

Лёгкие прыжки - прыжочки,

Повороты резко - резко

И наклоны низко - низко.

Три хлопка в ладоши - ладошечки 1, 2, 3,

Покрутись немножко - немножечко 1, 2, 3.

Вот и вся зарядка - зарядочка 1, 2, 3,

Мягкая посадка - посадочка 1, 2, 3

7. Тренировочные упражнения.

  • А теперь мы переходим к следующему письму.

Слайд 14

  • Оно пришло к нам от Буратино.

Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.

Я - весёлый человечек, деревянный мальчуган.

Посылаю шесть словечек и даю заданье вам:

Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем

И подберите проверочные слова без опозданья

Слайд 15

(Ребята читают и подбирают проверочные слова, записывают, а затем проверяют)

-В каком слове количество звуков и букв разное? (ёж)

Слайд 16


8. Проверочная работа.

  • Прочитаем следующее письмо. Его прислал нам Винни - Пух. Вот, что он нам пишет:

Слайд 17

Я пишу не просто так -

Вам даю заданье.

А рисунок мне поможет

Проверить ваши знанья!

Слайд 18

Посмотрите на картину. Давайте мы её рассмотрим.

  • Какое время суток? Почему так решили?

  • Какая погода? Деревья?

  • Почему гусь оказался на улице?

  • Как назовём картину?

Посмотрите на картину и выпишите все слова с парными согласными.

Кто больше напишет слов за 2 минуты?

И ещё одно задание Винни - Пуха надо выполнить.

  • Осадки в виде ледяных шариков.

  • Лучший приятель.

  • Стоит Антошка на одной ножке.

  • Работа.

  • Орган зрения.

  • Используя данную модель 3 2 4 3 4,составьте ещё одно слово, взяв по одной букве

из каждого слова.

Проверка.

Слайд 19

9. Работа с перфокартами.

На ромашках напишите по 3 слова с парными согласными.

10. Рефлексия


  • Вот и закончилась наша игра

  • Итоги её подвести нам пора.

Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, приклейте красный кружок,

Если у вас 1-2 ошибки, то зелёный кружок.

Если несколько ошибок, то жёлтый.

Слайд 20



5


© 2010-2022