- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
Урок русского языка на тему Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фридрих В.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
Фридрих Валентина Александровна
учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»,
г.Урай, Тюменской области.
Цели и задачи урока:
-
формировать умения проверять и правильно писать слова с парными
звонкими и глухими согласными,
-
воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи,
формировать навыки работы в группах, парах;
-
развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции;
-
формировать орфографическую зоркость
Оборудование:
Интерактивная доска «СМАРТ», карточки для индивидуальной работы с
парными согласными, тетрадь, словарь, таблица «Парные согласные»,
картинки сказочных героев Буратино, Незнайки, Мальвины, Красной
Шапочки, Вини-Пуха, картина «Зима», «Гусь под дождем», словарь
С.И.Ожегова.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.
Слайд 1
2.Чистописание.
-Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас.
Смотрите, сколько писем прислали!
Первое письмо от Мальвины!
Что же она нам пишет?
Слайд 2
На момент чистописания
Я прислала Вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадайте букву сами.
А потом скорей проверьте,
Ведь они лежат в конверте.
(У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке.)
Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми
глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)
-
Итак, это буквы Д,Т.
-
Повторим их написание.
СЛАЙД 3
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Ребята прописывают буквы в тетрадях и на интерактивной доске)
--Молодцы! Красиво написали.
--Но почему эти буквы мы сейчас повторяли?
--Что они обозначают?
(Они обозначают парные согласные, которые мы сейчас изучаем). --Ребята, а в конверте ещё что-то есть. (Из конверта достают слова и читают.)
Слайд 4
Что можно составить из этих слов? (предложение )
Ученики передвигают слова на доске
-
Что это? (пословица)
-
Как вы понимаете смысл пословицы? Почему взяли эту пословицу?
( Здесь есть слово труд, в котором на конце пишется парная согласная буква)
Учащиеся записывают пословицу в тетради
Труд (труды) человека кормит, а лень портит
-
Найдите основу, подчеркните и укажите
чем выражено.
-
А - какая часть речи? (союз)
-
Какие ещё союзы вы знаете? (и, но)
3. Словарная работа.
Переходим к следующему письму.
Слайд 5
Оно пришло от Незнайки.
Что же он нам написал?
Слова совсем нетрудные
Хотел я записать,
Но в каждом слове нужно мне
Все буквы проверять.
Под удареньем я пишу,
Без сомненья, то, что слышу
Если звук без ударенья,
Вызывает он сомненье!
Слайд 6
- Но буквы рассыпались, помогите Незнайке составить и прочитать слова.
Ребята читают, подбирают проверочные слова и
записывают, объясняя опасные места.
Слайд 7
Что общего в словах? (имя сущ.)
Какое слово лишнее? (медведь - отвечает на вопрос кто? Мягкий согласный на конце, одушевлённый.)
4. Гимнастика для глаз.
5. Повторение пройденного материала.
-
Читаем следующее письмо. Оно пришло к нам от Красной Шапочки.
. Вот что она нам пишет: Слайд 8
Парные согласные на письме опасные Как похоже их звучанье- Это просто наказанье! Чтобы их нам различать, Надо ум тренировать!
-
Вспомним тему, которую мы изучаем?
(Парные глухие и звонкие согласные на конце слова)
Слайд 9
-
Что же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не «выросли»
ошибки?
(Ребята повторяют правило в стихотворной форме)
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен мой друг,
Парный сразу проверяй-
Слово смело изменяй:
«зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»-
Будешь грамотным и ты.
Слайд 10
Играли звуки в домики
Как маленькие гномики
И перепутали свои домики.
-
А вы поработайте в группах, потом на доске исправьте ошибки.
-
Какая буква лишняя? (у)
-
Почему? (гласная)
-
А остальные? (согласные)
-
Разделите на две группы (звонкие и глухие)
-
Молодцы!
Игра «Молчанка»
Слайд 11
Возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных.
Я буду поочерёдно называть слова с глухими и
звонкими согласными в корне слова (не на конце), а вы подбираете молча проверочное
слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с
соответствующей согласной буквой.
-
Берёзка - берёзонька,
-
Шапка - шапочка,
-
Дорожка - дороженька,
-
Шубка - шубонька,
-
Кошка - кошечка,
-
Причёска - причесаться,
-
А теперь загадка:
В зимний лес придёт художник
Возьмёт бумагу, карандаш
Ели, сосны нарисует,
Получается…(пейзаж)
Слайд 12
Что такое пейзаж?
(значение слова узнают из словаря С.И. Ожегова)
6.Физминутка.
Слайд 13
Мелкие шажки - шажочки,
Лёгкие прыжки - прыжочки,
Повороты резко - резко
И наклоны низко - низко.
Три хлопка в ладоши - ладошечки 1, 2, 3,
Покрутись немножко - немножечко 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка - зарядочка 1, 2, 3,
Мягкая посадка - посадочка 1, 2, 3
7. Тренировочные упражнения.
-
А теперь мы переходим к следующему письму.
Слайд 14
-
Оно пришло к нам от Буратино.
Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.
Я - весёлый человечек, деревянный мальчуган.
Посылаю шесть словечек и даю заданье вам:
Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем
И подберите проверочные слова без опозданья
Слайд 15
(Ребята читают и подбирают проверочные слова, записывают, а затем проверяют)
-В каком слове количество звуков и букв разное? (ёж)
Слайд 16
8. Проверочная работа.
-
Прочитаем следующее письмо. Его прислал нам Винни - Пух. Вот, что он нам пишет:
Слайд 17
Я пишу не просто так -
Вам даю заданье.
А рисунок мне поможет
Проверить ваши знанья!
Слайд 18
Посмотрите на картину. Давайте мы её рассмотрим.
-
Какое время суток? Почему так решили?
-
Какая погода? Деревья?
-
Почему гусь оказался на улице?
-
Как назовём картину?
Посмотрите на картину и выпишите все слова с парными согласными.
Кто больше напишет слов за 2 минуты?
И ещё одно задание Винни - Пуха надо выполнить.
-
Осадки в виде ледяных шариков.
-
Лучший приятель.
-
Стоит Антошка на одной ножке.
-
Работа.
-
Орган зрения.
-
Используя данную модель 3 2 4 3 4,составьте ещё одно слово, взяв по одной букве
из каждого слова.
Проверка.
Слайд 19
9. Работа с перфокартами.
На ромашках напишите по 3 слова с парными согласными.
10. Рефлексия
-
Вот и закончилась наша игра
-
Итоги её подвести нам пора.
Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, приклейте красный кружок,
Если у вас 1-2 ошибки, то зелёный кружок.
Если несколько ошибок, то жёлтый.
Слайд 20
5