- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление по теме: Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся
Выступление по теме: Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ануфриева Е.М. |
Дата | 01.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».
Введение.
«Новое не падает с неба, оно появляется закономерно,
подготовленное всем ходом, предшествующего развития».
Л.С. Выготский Размышляя над высказыванием Л. С. Выготского, я задумалась, действительно ли успех обучения зависит прежде всего от знания педагогом закономерностей возрастного развития детей? Изучив идеи модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», ежедневно проводя уроки, наблюдая за учащимися, я всё больше понимаю, что для решения задачи вовлечения учащихся в активный процесс обучения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Основная часть. Я работаю в КГУ гимназии «Бэст» города Петропавловска с детьми младшего школьного возраста. В моем классе дети 8 -9 лет. Дети в этом возрасте характеризуются активностью, они энергичны, подвижны, в силу своих физиологических особенностей активно реагируют на все новое, яркое. Поэтому, начало любого урока, необходимо начинать с создания атмосферы сотрудничества. Проводя, на каждом уроке игры: «А у меня как у тебя», «Передай письмо», «Продолжи цепочку» и другие, я опираюсь на психологические знания о том, что игра, ещё продолжает занимать не последнее место в деятельности детей младшего школьного возраста, поэтому я не встречаю барьеров в виде не желания принимать участие в них своими учениками. Стимулируемый общением, процесс игры вызывает положительную реакцию детей. Мои ученики играют с удовольствием. Учитывая теорию Л. Выготского о развитии когнитивных способностей младших школьников в процессе социального взаимодействия, определяются эффективные формы работы на уроке- это групповая и парная, которые используются при проведении занятий. Деление на группы происходит посредством всё той же игры. Игра способствует не только формированию дружеских отношений между членами детского коллектива. Опираясь на знания о возрастных особенностях учащихся, я использую на уроках игры, так же преследуя и другие цели. Например, проводя игру «А у меня как у тебя», во- первых, учащиеся, проговаривая фразы, каждый раз по- новому, например, Ваня заметил: «Серёжа, а у меня как у тебя белая рубашка». Серёжа: «Ваня, а я заметил, что у тебя как у меня светлые глаза». «А я, Соня, хочу тебе сказать, что у тебя как у меня весёлое настроение» - развивают мышление и речь. Во-вторых, эта игра помогает развивать наблюдательность, немаловажное умение необходимое не только для обучения, но и в жизненных ситуациях. В-третьих, игра в начале урока, способствует вызову интереса, снятию напряжения и непринуждённого включения в процесс обучения всех учащихся. На этапе мотивации к деятельности, я считаю необходимым условием- создание проблемной ситуации, с целью определения темы урока учащимися. Например, каждая группа получает письма с заданием в результате выполнения которого, ученики определяют тему урока. Это способствует вызову интереса у учащихся и в тоже время будет являться отправной точкой урока. Внедряя идеи модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями» в процесс обучения, необходимо учитывать тот факт, что восприятие у учеников младшего школьного возраста неустойчиво. Я задаю себе вопрос, как мне поможет это знание в организации учебной деятельности? Размышляя, сначала опираясь на исследования бихевиористов, которые изучали обучение через наблюдение, я нахожу ответ. Нужно постепенно приучать детей к развитию наблюдательности. Но тут же возникает следующий вопрос: «Каким образом?» Прихожу к выводу: мне поможет использование проблемных ситуаций на уроке. Так, например, работая над решением проблемной ситуации «Петя написал письмо другу. Почему друг ничего не понял?», по теме: «Мягкий знак в середине слова», прежде, чем найти решение этой проблемы, дети применяли такие умения как: наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Серёжа С. заметил: «Я заметил, что здесь непонятное предложение, потому что написано слово пенки, вместо пеньки». Таким образом, наблюдая, я отмечаю, что в процессе работы дети ставят под сомнения предлагаемые факты, а это без умения наблюдать не возможно. Кроме того, обсуждая проблемные ситуации, работая в группах, и парах ученики в результате наблюдения, сравнения, анализа приходят к умозаключениям, анализируя делаю вывод: это ни что иное, как сделанное открытие. Таким образом, я ещё раз убеждаюсь в истинности учения Брунера о важности обучения через открытия. Однако, понимая, что развивая такие умения как наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы - это есть развитие критического мышления. Мои наблюдения приводят меня к мысли, что хотя К.М. традиционно связывают с более поздними стадиями образования, но его основы могут быть развиты в младшем школьном возрасте. Я убедилась в этом проводя наблюдения в процессе обучения своих учащихся. Так, например, по теме: «Мягкий знак на конце слова» применила приём К. М. составления кластера «Ь», с целью умения делать вывод на основе рассуждений. С целью привлечения информации, эмоций, обобщения применила приём «6 шляп». Дети с заданием справились. Однако, проанализировав проделанную работу, пришла к выводу: выполняя данное задание, у учащихся встретились барьеры.
-
Это недостаточно развитое умение работать в группах, при распределении ролей (например, отвечать хотят все, часто отвлекаются)
-
Не умение слышать и слушать
-
При представлении своей работы, не умение чётко и аргументированно представить свои доказательства
-
Малый словарный запас.
Понимаю, что все эти трудности связаны с возрастными особенностями.
Поэтому, необходимо наметить пути их решения.
-
Чтобы вырабатывать умение работать вместе, необходимы правила. Понимая, что у -детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, законы должны составляться самими детьми и оформляться визуально.
-
Отрабатывать умение задавать вопросы разного порядка в соответствии с возрастом учащихся и отвечать на них.
Заключение Таким образом, проанализировав свою педагогическую деятельность по внедрению идей модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями», отмечаю необходимость:
-
Развивать у учащихся навыки метапознания, для дальнейшего успешного обучения
-
Продолжать развитие речи учащихся, обогащая словарный запас
-
Развивать навыки критического мышления, с помощью моделирования проблемных ситуаций, основанных на открытиях
-
Использовать чередование различных видов и форм работы на уроке