Конспект урока литературного чтения на тему: И. А. Крылов Слон и Моська

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.А.Крылов "Слон и Моська"

(урок литературного чтения в 3 классе) Цели урока: формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Задачи урока:

  1. создать условия для актуализации знаний о басне как жанре;
  2. организовать знакомство обучающихся с содержанием новой басни И.А.Крылова "Слон и Моська";
  3. организовать закрепление нового материала на деятельностной основе;
  4. создать условия для рефлексивной деятельности обучающихся.
Оборудование:
  1. Литературное чтение: Учебник для 3-кл. класса четырехл. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2 / Э.Э.Кац - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  2. Таблички для организации парной, групповой работы.
  3. Иллюстрации к басням И.А.Крылова.
Методы: словесный, практический, наглядный. Формы организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.


Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд№1

- Народная пословица гласит: «Чтение - лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? - Что для вас значит урок литературного чтения? 2015 год назван годом литературы. Как вы думаете, почему? - Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока литературного чтения?
  1. 2. Речевая разминка. . Слайд№2.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. - Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни Ворона и Лисица) - Прочитайте орфографически. - Прочитайте орфоэпически. - Прочитайте с ускорением. - Прочитайте, замедляя темп. - Прочитайте скороговоркой. - Прочитайте выразительно.
3. Ведение в тему урока. На партах у детей - листочки с началом строк из басен И.А.Крылова для организации работы в группах. - Определите к каким басням относятся эти строки, допишите строчку и назовите её.
  1. Проверим работу. Слайд№3.



Хоть видит око, _____________________( да зуб неймёт)

(Лиса и виноград)
Слайд№4.

А вы, друзья, как ни садитесь,_________________(всё в музыканты не годитесь)

(Квартет) Слайд№5



Ты всё пела? Это дело:_________________________(Так поди же, попляши!)

(Стрекоза и Муравей) Слайд№6



Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя,____________(кума, оборотиться?)

(Зеркало и обезьяна)
Слайд№7



Очков с полдюжины себе она достала; _____________(Вертит очками так и сяк:)

(Мартышка и очки)

  1. - Кому принадлежат эти слова? (баснописцу Ивану Андреевичу Крылову). . Слайд№8
- Что вы знаете о великом русском баснописце? (выслушиваются ответы учащихся). 2 февраля исполнится 246 лет со дня рождения И. А. Крылова. - Назовите тему урока (продолжим знакомиться И.А.Крыловым и его баснями).
3. Сообщение темы урока. Мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. Сегодня мы прочтем басню «Слон и Моська», обсудим ее главных героев, определим (найдем) мораль басни. Также мы вспомним героев и поучительный смысл уже известных нам басен великого баснописца. И в результате к концу урока каждый из вас сможет дать ответы на вопросы "Важна ли басня И.А.Крылова в наши дни? Ценен ли их смысл для современного человека и почему?"
4. Изучение новой басни «Слон и Моська»
  1. - Давайте вспомним, чем характеризуются произведения басенного жанра? . Слайд№9.

(В ответах должны прозвучать следующие характеристики: 1) небольшой объём; 2) герои - чаще животные (растения, люди, предметы); Героями басен обычно являются животные 3) чаще стихотворная форма;

4) сатира; В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.
5) иносказание; 6) мораль (Мораль - вывод, часто переходит в разряд крылатых выражение, поговорок.) - Что наиболее ценно в содержании басен для читателя? (смысл, поучительность) 5.Работа с учебником. - Откройте учебник на странице 30. Мы начнем знакомиться с новой басней, мораль которой нам предстоит выявить. Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова "Слон и Моська". - Кого вы видите на иллюстрации?

- Как выглядят герои басни? Какими художник рисует слона и моську? (показать иллюстрацию)

Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.



- Небольшая справка о слонах: Слон - огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы - Рассмотрите Моську. Представьте себе идущего огромного слона и маленькую собачку-забияку, лающую на слона. Ситуация комичная, не правда ли? Сейчас мы прочтем, что об этом написал Иван Андреевич, но прежде подготовимся к первому знакомству с текстом.

  1. 6. Словарная работа. Слайд№10
- Объясните значение данных слов. ЗЕВАКИ - тот, кто слоняется по улицам без дела. НАПОКАЗ - обрати внимание для вида. ОТКОЛЕ - откуда. ШАВКА - непородистая собака, уличная или дворовая. ДИКОВИНКА - странная, удивительная вещь или явление. 7. Работа в тетради. Подбери синонимы к словам. Срамиться-позориться. Возиться - копошиться, копаться. Забияка - человек, который любит затевать ссоры -задира, драчун.
9. Первичное знакомство с текстом. Слайд№11
Прослушивание басни в исполнении Игоря Ильинского.
- Понравилась ли вам басня?

- Д. Да, понравилась.

У. Что понравилось?

Д. Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.

- А мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него. 10.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд№12 (зрительная зарядка) 11. Анализ басни. Чтение басни (про себя). Рассмотрите иллюстрации к басне. Слайд№13

У. Какой момент запечатлен на иллюстрации?

Д. На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.

У. Какими художник рисует Слона и Моську?

Д. Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

У. Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка?

Д. Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську

У. Что делает Моська?

Д. Она громко лает и набрасывается на Слона.

У. Кто нарисован слева?

Д. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

У. Как они смотрят на это событие?

Д. Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.

У. Что за человек справа от Слона?

Д. Справа от Слона - дрессировщик.

У. Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.



У. - Как вы представляете Моську?

Д. Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.

У. Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен - он даже не замечает ее.
а)Работа с книгой с 73 , вопрос №5

Выбери подходящие для ответа слова и запиши ответ в тетради1-2 предложения :Какой была Моська? (задира, хвастливая, глупая) Слайд №14 - Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте. (Соседка, перестань срамиться) - За что Шавка осуждает Моську? - Что ей на её слова отвечает Моська?Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте. (Хочет без драки попасть в большие забияки) - Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки? - Чем смешна Моська? - Перечитайте отношение Моськи к слону?
б). Работа над образными выражениями. На столах - карточки для организации работы в парах. - Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям: Показывали на улице людям - водили на показ. Невидаль, редкость - в диковинку у нас. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам - толпы зевак ходили. Откуда-то внезапно вдруг появится - откуда ни возьмись. Перестань себя позорить - перестань срамиться. Предаёт смелости - вот то-то мне и духу придаёт.
12. Выразительное чтение по ролям. - Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер. Дети читают по ролям.
13. Обобщение пройденного материала.

- Как вы думаете, в каких словах, ставших крылатыми, заключён смысл басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!)-

Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не под силу.

Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

Кто в этой басне нравится вам? (Мне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.)

Кого из героев следует одобрить?

Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится и советует ей не срамиться.

Чье поведение вызывает осуждение?

(Поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она смелая, хотя на самом деле это не так.)

Что высмеивает автор в басне?(Стремление выделиться любой ценой)

Каких людей высмеял в своей басне И.А.Крылов?

Какой вывод из прочитанной басни следует сделать? ( Нельзя стремиться выделиться любыми средствами.)


- Мы познакомились с баснями Эзопа, Осипа Мандельштама, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова написанными в разное время. Что наиболее ценно в содержании басен для читателя? (смысл, поучительность). - Актуальны ли басни И.А. Крылова в наши дни? Ценен ли их смысл для современного человека? Почему? (Потому что пороки - спесь, жадность, неблагодарность, глупость, подлость и др.), высмеиваемые автором, к сожалению, остаются присущими и многим нашим современникам. Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться: со стороны виднее. Они учат мудрости). - Мы с вами молодцы! Сумели ответить на все вопросы, поставленные в начале урока. Наш урок подходит к концу, а в заключение - еще несколько слов о великом русском баснописце.

Почему мы говорим, что И.А. Крылов - великий русский поэт-баснописец?

Дети. Мы говорим - «русский», потому что он любил все русское. А «великий» - потому что он написал много басен.

У. Да, Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу,русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями

За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями и сравнениями.

Слайд№ 15

Иван Андреевич говорил: «Басня понятна каждому,

Её читает и ребёнок и старик».

Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Его басни знали люди всей планеты. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры.
Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков мира. Но при жизни он оставался скромным человеком. Великому баснописцу поставили памятник в Санкт-Петербурге, в Летнем саду. Он был сооружён на деньги, собранные по всей Руси. У памятника всегда цветы.
11. Рефлексия.Слайд№17

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. - Дорогие ребята, поднимите руку те, которых заинтересовало творчество И.А.Крылова. - Дома вы можете самостоятельно прочитать и другие басни Крылова, а если кто-то захочет узнать побольше о творчестве великого баснописца, о нем самом, об истории создания басен, тот может начать работу над проектом.
12. Домашнее задание . 1. Выучить басню «Слон и Моська» наизусть. 2.п/о с28 .Сравни Моську из басни Крылова с Малькой из произведения В.Белова.

© 2010-2022