Русский язык на тему: Имя существительное как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка
имя существительное как часть речи

Цели педагогической деятельности

Способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы: кто? что? и слова - название предметов.

Тип урока

Постановочный

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Личностные результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - оперируют базовыми предметными понятиями; логические - осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Образовательные ресурсы

Схема « Имя существительное»

сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности. (организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой, проводит пальчиковую гимнастику.

На меня вы посмотрите!

Путешествовать хотите?

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Но вы знаете, ребята, в путешествия дальние всегда отправляются люди сильные, выносливые, сообразительные, находчивые. В свое путешествие мы отправляемся по дорожке.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Чистописание



III. Словарь.


Индивидуальная.

Практический.

Письмо буквы У, письмо буквы У в соединении с другими буквами, письмо предложения.


Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический.

Чтение, письмо.


Дорожку эту рассмотрите

И буквы мне здесь назовите.

У У Ул Уч Ук Ув Ур

А еще есть дорожка из слов.

Посмотрите, прочитайте

И смысл ее мне объясните.

Уменье везде найдет примененье.

-Как понимаете смысл пословицы?

И слова этой пословицы мы возьмем с собой в дорогу.

Но стоп! Остановка! Камень лежит. Давайте уберем его с дороги. Но здесь что - то написано.

лестница, чувство, праздник, завтрак, черный, желтый.

1вариант: вставить пропущенные буквы, поставить ударение;

2вариант: вставить пропущенную букву, указать часть речи.

Чтобы не спотыкаться никогда,

Запомните слова вы навсегда.

Выполняют письмо по образцу


Повторяют правописание слов, повторяют части речи..

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Правиль-

ное письмо


Беседа, письмо

IV. Постановка учебной задачи.

Таблица «Части речи»




V. Усвоение новых знаний и способов действий








1.Правило

(учебник с45)



2.Работа по учебнику (упр.76)


Фронтальная.

Словесный.

Беседа.




Фронтальная. Словесная.

Словесный. Практический.








Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа.



Фронтальная.

Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо.

И вот мы подошли с вами к стране под названием «Речь» Эта страна существует с давних времен. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. В этой стране живет один очень важный житель. О себе он говорит так:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

-Какая часть речи так горит о себе?

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-А какие еще части речи вы знаете?

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы,

Возьми слова утюг, пенал.

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

-Давайте запишем вот такие слова из этого стихотворения. Определить орфограммы.

Утюг, пенал, котенок, собака, часы, жираф.

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Запишите еще по 2 слова, отвечающие на вопрос кто? что?

-А вот теперь внимание! Назвать слова, которые отвечают на вопрос что?

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?

-Привести примеры что? Книга, стол, окно

-Назвать слова, отвечающие на вопрос кто?

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

Кто? кошка, птичка, человек

-А еще существуют явления природы, такие, например, как дождь, снег, град, осень, зима, весна, ночь, утро, туман, гроза. Они тоже отвечают на вопрос что?

-Есть слова, обозначающие состояние человека. Это сила, бодрость, любовь, доброта. Болезнь, красота, здоровье. Эти слова тоже отвечают на вопрос что?

-В глухом подземелье живут страшные слова: война, голод, разруха. Но они к счастью очень редко выходят на свет.

-А вот и главный правитель этой страны - сам старичок имя Существительное.

-А сейчас внимательно

«птичьим базаром» правило прочтите

И все, что вы узнаете

Ему и расскажите.

-Расскажите ему еще раз то, что мы о нем уже узнали. (примеры)

-А теперь внимание! Дедушка Имя Существительное предлагает вам такое задание. Записать данные существительные в два столбика кто? и что?

( медведь, девочка, дождь, лиса, снег, зима, кот, доброта, болезнь, человек, красота, здоровье)

Дедушка Имя Существительное очень любит читать как и вы журналы, газеты, книги.

-Как вы думаете почему?

-В книгах, газетах, журналах много очень интересного. И конечно же много различных загадок, пословиц Выполните упражнение, Выпишите любую пословицу. Найдите в ней имена существительные. Правда, дедушка Имя Существительное сомневается, что вы справитесь с этим заданием. А мы с вами все - таки давайте попробуем справиться с этим заданием. Молодцы! Здесь вы отыскали имена существительные.

Работают по таблице «Части речи»

- Что такое имя существительное?

Слушают учителя.




Отвечают на вопросы. Определяют орфограммы. Записывают слова, отвечающие на вопросы кто?

что?

Отвечают на вопросы учителя.







Читают правило, отвечают на вопросы учителя.



Отвечают на вопросы. Списывают.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.




Размышляют, высказывают свое мнение. Умеют ставить вопросы к словам-названиям предметов. Осуществляют классификацию слов по вопросам.








Осмысленно отвечают на вопросы учителя по правилу



Размышляют, высказывают свое мнение. Анализируют смысл пословиц. Объясняют лексическое значение слов-имен существительных. Находят в предложении имена существительные.

Беседа по вопросам.




Беседа по вопросам, письмо.








Правило




Беседа по вопросам, письмо. Правило.

VI. Закрепление знаний и способов действий

1.Кто? Что?

(упр75)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо.



А теперь, он говорит, я спрячусь так, что вы меня не найдете. Упр 75 по вариантам

1вариант - кто? 2 вариант - что?

-Чтобы убедиться в том, что дедушка Имя Существительное вам хорошо запомнился на прощание он хочет поиграть с вами. Хлопните в ладоши, если среди слов услышите Дедушку Существительное.

(сова, летать, голубой, роса, молчать, умная, весна, мороз, доброта, хороший, урок, молодец)

Ставят вопросы к словам, группируют по лексическому значению, записывают, обозначают орфограммы.


Осуществляют классификацию по заданным критериям. Обогащают собственный словарь именами существительными.



Беседа по вопросам, письмо



VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Какие цели ставили в начале урока?

Достигли ли мы этих целей?

-Что же такое имя существительное?

-Что обозначает имя существительное?

-Подошло к концу наше путешествие и мы говорим дедушке Имя Существительное до свидания! Но мы еще ни раз встретимся с ним, потому что он долго будет учить нас. А чему, мы узнаем на следующих роках.

Отвечают на вопросы.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Беседа по вопросам. Саморегуляция.

VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№50)

Фронтальная.

Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


© 2010-2022