Конспект урока по русскому языку на тему: Состав слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему: Состав словаКонспект урока по русскому языку на тему: Состав словасад

садовод

садовник

посадки

рассада

посадили

моряк

подводник

столб

подход

прадедушка

прабабушка

правнук

правнучка

Таблица №1 «Четвёртый лишний»

ПРОХОД

ПРОБЛЕСК

ПРОЗА

ПРОСВЕТ

ЗАБЕГ

ЗАВАЛ

ЗАПЕЛ

ЗАМОК

ОТЪЕЗД

ОТГРЫЗ

ОТЕЦ

ОТБЛЕСК

ОБМОРОЗИЛ

ОБМЫЛ

ОБГРЫЗ

ОБЕД

ПЕРЕД

ПЕРЕЕХАЛ

ПЕРЕВАЛ

ПЕРЕХОД

Таблица №2 «Собери слово»


ВХОД

ПАДАТЬ

СТАРИНА

ДОРОЖКА

ПРИШЁЛ

СКАЗАТЬ

ЛАПКИ

ДУША

СЪЕЛ

ПОКАЗАТЬ

ЗАРЯДКА

ДОЧКА

ПОДХОД

ЗАСТАВИТЬ

ЛАВКА

СОРОКА

Таблица №1 «Четвёртый лишний»

ПРОХОД

ПРОБЛЕСК

ПРОЗА

ПРОСВЕТ

ЗАБЕГ

ЗАВАЛ

ЗАПЕЛ

ЗАМОК

ОТЪЕЗД

ОТГРЫЗ

ОТЕЦ

ОТБЛЕСК

ОБМОРОЗИЛ

ОБМЫЛ

ОБГРЫЗ

ОБЕД

ПЕРЕД

ПЕРЕЕХАЛ

ПЕРЕВАЛ

ПЕРЕХОД

Таблица №2 «Собери слово»


ВХОД

ПАДАТЬ

СТАРИНА

ДОРОЖКА

ПРИШЁЛ

СКАЗАТЬ

ЛАПКИ

ДУША

СЪЕЛ

ПОКАЗАТЬ

ЗАРЯДКА

ДОЧКА

ПОДХОД

ЗАСТАВИТЬ

ЛАВКА

СОРОКА



Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема: Состав слова (обобщение)

Цели: 1. Продолжить формирование прочных знаний, умений, навыков у детей по данному разделу, обобщить изученный материал, упражняться в разборе слов по составу.

2. Воспитывать культуру письма.

3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, макет паровоза с вагончиками (схемы частей слова).

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока:

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну под названием «Слово». По пути следования, на каждой станции к нашему паровозику будут прикреплены вагоны. В конце пути мы должны сформировать весь состав. Итак тема нашего урока «Состав слова».

  1. . Работа по теме урока.

  1. Минутка чистописания

Начнём наше путешествие с минутки чистописания. Запишите в тетрадь буквы и слоги, написанные на доске.

@ и у ет ют

  1. Работа с предложением (запись на доске).

Посмотрите на предложение . Понятен ли вам его смысл ? Что нужно дописать? .Предложите свои вариант ы:

Дочк слуша мам

( Дети предлагают варианты окончаний , учитель подставляет карточки )

- Что менялось в словах: смысл или «отношение» между словами? Какая часть слова изменялась?

-Что такое окончание? (правило, вагончик к паровозу)

-Запишите в тетрадь предложение, в котором слово,,дочка,, является подлежащим. Разберите его по членам предложения.

Дочка слушает маму.

3- Повторение теоретического материала по другим частям слова.

Продолжим путешествие. Как называется часть слова без окончания? (основа)

-Что может входить в основу? (только корень, корень + суффикс, приставка + корень + суффикс)

-Чем основа отличается от корня?

4- Индивидуальная работа по карточкам «Состав слова».

-Соотнести слова к схемам (приложение №1) (учитель предлагает две таблицы, дети соотносят слова и схемы)

-Прикрепляем вагончик и в путь.

5- Работа над частью слова «Корень».

На доске плакат с изображением силуэта дерева, учитель читает стихотворение и прикрепляет элементы к рисунку (приложение №2).

Как-то много лет назад посадили странный сад,

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово - корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом

Ну, а вот и садовод

С ним садовник идёт.

Всем нам очень интересно

Погулять в саду словесном.

-Прочитайте слова.

-Что в них общего?

-Как называются такие слова?

-Что такое корень? (правило)

-Как называется наша следующая станция? (корень)

-Запишите слова в тетрадь, выделите корень.

6- Работа над частью слова «Приставка».

Мы продолжаем путь, чтобы подъехать к следующей станции, необходимо отгадать загадки:

1. Отец твоего дедушки тебе кто? (прадедушка)

2. Мать твоей бабушки тебе кто? (прабабушка)

3. Сын внука для дедушки кто? (правнук)

4. Дочь внучки для бабушки кто? (правнучка)

(учитель вывешивает таблицу приложение №3)

-Что общего в этих словах? (приставка)

-Что такое приставка?

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

А при помощи приставки

Образуются слова.

-На какую станцию мы приехали?

-Запишите слова, выделите приставку.

7. Логическое задание

-Поиграем в игру «Четвёртый лишний». У вас на столах листы с таблицами. Найдите табл. №1 (приложение №4) Прочитайте слова по горизонтали, найдите среди них лишнее. Объясните свой выбор.

8. Работа над частью слова «Суффикс».

Мы приближаемся к последней станции. Образуйте слова: название детенышей зверей, которых услышите - коза, утка, лось, олень ,тигр, гусь.

-Какую часть слова вы использовали для образования новых слов?

-Что такое суффикс?

  1. Обобщение полученных знаний.

  1. Дети, совместно с учителем, подводят итог урока:

-Расскажите о порядке разбора слова по составу.

-Почему корень- главная часть слова?

2.Используя таблицу № 2, составьте и запишите слова, составленные из частей других слов (приложение 4), разберите их по составу (Работа по карточкам)

3.На доске плакат с изображением паровозика и пяти вагончиков с названиями частей слова (приложение №5)

5.Итог урока: выставление оценок, дифференцированное домашнее задание.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА (ОБОБЩЕНИЕ)








Подготовила и провела: Ходус Ольга Владимировна








Петропавловск 2013

© 2010-2022