Доклад на тему: Этика в профессиональной культуре педагога

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этика в профессиональной культуре педагога.

1.Введение.

Педагогическая культура.

2.Основная часть.

Этика в профессиональной культуре педагога.

1)Предмет и задачи педагогической этики.

2)Зарождение педагогической этики.

3) Профессиональная педагогическая этика современного учителя.

4)Такт.

3.Заключение.

Каким должен быть сегодня учитель?



Введение.

Педагогическая культура.

Тема моей практикозначимой работы - «Этика в профессиональной культуре педагога».

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От педагогов зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о профессиональной культуре педагога.

Термин «культура» (cultura) латинского происхождения.

Первоначально он означал «возделывание почвы, ее культивирование».

Существует множество определений понятия «культура».

«Под культурой в общем смысле понимаются все виды

преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты

этой деятельности» (1).

Важнейшей функциональной особенностью культуры является

способность к самообновлению, порождению новых форм и способов

удовлетворения интересов и потребностей людей. С развитием потребности

людей развивается и культура.

Принято различать культуру по разным основаниям:

1.По сферам деятельности людей - на духовную и материальную;

2.По отношению к нациям, этносу - на русскую, кельтскую и т. д.;

3.По историческим периодам - на античную, эпохи Возрождения и т. д.;

4.По видам человеческой деятельности - на экономическую, политическую;

5.По профессиональным общностям - на юридическую, педагогическую и

т. д.;

6.По психическим функциям человека - на интеллектуальную, речевую и

т. д.;

Понятие «педагогическая культура» длительное время не претендовало на строгое научное объяснение. Под педагогической культурой подразумевалась совокупность норм, правил поведения, проявление

педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая

грамотность и образованность» (1)

С началом активной разработки культурологического подхода в

философии, социологии, педагогике и психологии были проведены

исследования, посвященные отдельным направлениям и сторонам

педагогической культуры. В настоящее время активно изучаются вопросы

методологической, нравственно-эстетической, технологической, коммуникативной, духовной и физической культуры личности педагога.

Педагогическая культура - важнейшая часть общей культуры педагога,

проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также

специфике его профессиональной деятельности.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный "барометр" учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности.

Основная часть.

1)Предмет и задачи педагогической этики.

Этика - философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой - нибудь общественной группе)". (С.И. Ожегов)

Этика - есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина - мораль и нравственность - синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она - фундаментальный элемент культуры, хотя редко является "в чистом виде".

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач :

- исследование проблем методологического характера;

- выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя;

- разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда;

- выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога;

-изучение состоянии нравственного сознания педагога;

Среди задач курса педагогической этики - поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

2)Зарождение и развитие педагогической этики.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит, говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения.

В эпоху Возрождения эти вопросы получили последовательное развитие в трудах М.Монтеня, Я.А.Коменского, Дж.Локка и др. В качестве правил педагогической этики предполагалось обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником. В ряде работ делается акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критике формально-показного выполнения учительских обязанностей, уделяется внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником и т.д.

Представители эпохи Просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова - он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение - это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.

3) Профессиональная педагогическая этика современного учителя.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Настоящий педагог - всегда гуманист. Он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель - живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляет высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Педагогический коллектив - сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

4) Такт.

Такт - это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт - это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт - одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

"Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный, для обучающихся, пример нравственного и гражданского личностного поведения" ("Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)





Заключение.

Каким должен быть сегодня учитель?

В заключении надо сказать, что сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Учитель всегда должен:
- быть настроенным на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;

- уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;

- вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.

Учитель никогда не должен:

- быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
- допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
- оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня ребенок не может интересовать учителя только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Хочется выделить следующие правила, которые должны стать нормой отношений между людьми, как в стенах школы, так и в любом другом учреждении, где работают педагоги с детьми:

  • безусловное принятие и поддержка каждого ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;
  • отказ от деления учеников по способностям «на сильных» и «слабых»; на детей, имеющих отклонения в здоровье и здоровых;
  • терпимость к поступкам и нестандартному поведению детей;
  • вера в возможность развития каждого ученика, даже при совершении проступков и правонарушений;
  • оптимистический, деятельный тон и стиль общения;
  • недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях и поступках ученика;
  • недопустимость использования вербальных и невербальных унижающих ребенка форм общения, осуждающих его неудачи и промахи;
  • признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к нему отношения;
  • создание паритетных отношений сопереживания и взаимоподдержки, понимания и сочувствия, общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях между педагогами и учащимися.

В своей профессиональной деятельности я всегда стараюсь соблюдать педагогический такт. Свою профессию я выбрала ещё тогда, когда была ученицей начальных классов. На мой выбор повлияла моя первая учительница. Это человек необычайной доброты, влюблённый в свою работу. Мы все её очень любили и уважали, многие навещают её и сейчас. Мне посчастливилось вместе с ней поработать в одной школе. Она дарила детям тепло, доброту, разум. И я стараюсь быть такой, как она. На работу прихожу с хорошим настроением, всегда улыбаюсь, люблю шутить, к детям отношусь, как к своим родным. Стараюсь быть тактичной, деликатной, вежливой, проявлять хорошие манеры, быть требовательной.

Давайте подведём итог: каким же должен быть учитель современной школы?
Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.



Список литературы

1.Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для

студентов обучающихся по специальности «Профессиональное

обучение»: В 2-х книгах/ Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.-

Брянск.: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.- Кн.1-

174 с.

2. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986

3. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988

4. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973

5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976

6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

7.О.А.Макушева «Профессиональная педагогическая этика современного учителя» (Издательство «1 сентября», фестиваль «Открытый урок», статья из интернета)

8.»Педагогическая этика» (статья из интернета)

9.Ю.В.Евдокимова «Каким должен быть современный учитель?» (статья из интернета)

10.И.Ю.Клеймёнова «Эссе на тему: «Какой он современный учитель?» (статья из интернета)



© 2010-2022