- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс на учитель года
Мастер-класс на учитель года
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Л.Н. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги свое выступление я хочу начать с небольшой истории. Век назад один девятилетний мальчик работал на фабрике в Неаполе, он страстно хотел петь, но первый учитель охладил его: « Ты не сможешь петь, у тебя совершенно нет голоса». Но мать этого мальчика простая крестьянка обняла и ободрила: «Ты сможешь. Я уже вижу твои успехи». И эти слова вдохновили и ободрили ребенка. И благодаря тому, что в его силы поверили, мир может насладиться чарующим голосом Энрико Карузо.
Как важно, во время успеть помочь ребенку поверить в себя, в свои силы. Ведь успех, как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы преодоления трудностей, а может и пролететь мимо. Быть хорошим учителем, значит, ежедневно создавать ситуацию успеха на уроке.
Сегодня я Вас приглашаю на урок математики в начальную школу.
Тему мастер-класса я пока называть не стану, а предложу решить задачу:
Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч, вторая - 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час.
Прошу решить задачу, ответ записать фломастером на листе бумаги и показать мне. (зал тоже работает)
- Я вижу, что уже появляются ответы, но почему-то они все разные. В чем же дело?
- ваш ответ 60 км. Объясните, как вы решали задачу? (машины едут навстречу друг другу).
- ваш ответ 180 км. Объясните, как вы решали задачу? (вторая машина догоняет первую).
- ваш ответ 220 км. Объясните, как вы решали задачу? (вторая машина впереди).
- ваш ответ 340 км. Объясните, как вы решали задачу? (машины едут в разные стороны).
- Что в этой задаче необычного?
(правильно - у этой задачи нет четко поставленного условия и единственно правильного ответа).
Такие задачи называют открытыми и мы с одной из них успешно справились.
- Теперь я готова объявить тему мастер-класса: "Знакомьтесь: открытые задачи.»
Те кто сегодня желает научиться или хотя бы понять, что такое открытая задача я прошу присоединиться ко мне.
Посмотрите на экран, перед вами две задачи:
-
Как только в скворечнике, висящем на дереве, запищали птенцы, тут как тут объявился кот - ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал, как закрыть доступ к скворечнику?
-
Около 10 часов утра панда ложится спать и проводит во сне ¼ часть суток. Сколько будет времени , когда животное проснется и приступит к обеду?
Какая же из них открытая? Почему?
Открытая , которая не имеет четкого условия и имеет несколько решений. Стандартная задача -это задача с четким условием и единственным правильным ответом.
Что происходит, если ребенок не решил стандартную задачу?
Мы перечеркиваем ответ и снижаем оценку. Необходимо учить детей мыслить творчески. Это позволяет нам сделать открытая задача.
Любая открытая задача может быть составлена из научного факта, и она обязательно имеет конкретное решение. Все гипотезы принимаются записываются на доске.
и требования к условию учебной (изобретательской или исследовательской) задачи:
-
достаточность условия
-
корректность вопроса
-
наличие противоречия
Давайте попробуем:
1 Индусы знали способ перевозки самой крупной ядовитой змеи в мире, от укуса которой погибают не только люди, но и такие крупные животные, как носороги и слоны. Каким способом перевезти королевскую кобру?
Достаточно ли это условие? Очевидно - нет. Чтобы перевести любое животное, надо знать особенности его поведения. Дополним условие:
….Конечно кобру можно неделями не доставать из мешка или корзины, в которых обычно перевозят их ловцы, ведь она может долго обходиться без еды и воды.) Каким способом перевезти королевскую кобру?
Чего еще не хватает для решения задачи? Противоречий)
…… Но такая змея запросто прокусит мешок или корзину и тогда ловцу грозит смертельная опасность. Как ловцы выходят из положения ?
( Понятен вопрос? Нет. Нам не понятно. Что от нас хотят: как перевезти кобру или каким способом перевозили кобр индусы ( как это делали индусы))
2…
Ответы : железные корзины, низкая температура, рот зашить)
Опровержения ответов: железные корзины - представьте себе индуса, который идет по лесу с железной корзиной,
Смена температуры- низкие температуры змеи не переносят, а в лесах индии низкая температура только ночью, подумайте сами .как можно передвигаться ночью по лесу;
Зашить рот - это правильный ответ, зная что змеи могут неделями обходиться без воды, ловцы сшивают им челюстями прочными белыми нитками.
Помните, надо верить , в то что вы в силах решить задачу. Слова : я поробую -неправильны, слова - это невозможно решить, не позволит вам решить задачу. Я решу задачу, у меня все получится - вот это самое главное.
кобра, лишенная яда, неспособна не только поймать, но и переварить свою добычу, а значит обречена на медленную голодную смерть. Менять змей каждые пару месяцев - лишние хлопоты для бедных уличных бродяг. Во-вторых, зрители могли потребовать у владельца, чтобы он продемонстрировал ядовитые зубы кобры и тогда мошенника ждало постыдное изгнание и безденежье.