- Преподавателю
- Начальные классы
- К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прозорова Н.Н. |
Дата | 19.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Автор: Д.Н. Скрыленко,
соавторы: Н.А. Зинченко, О.К. Малышев
В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью использования ИКТ как средства повышения эффективности деятельности преподавателя при использовании элементов метода проектов
В современное время актуально и значимо постоянное обновление многих направлений обучения в соответствии с потребностями экономического и социального развития страны, что требует от преподавателя мобильное владение умениями быстрого переориентирования и оперирования большим количеством информации. Статус преподавателя меняется, что предполагает его непрерывный профессиональный рост. Важна, эффективна и целесообразна его деятельность, направленная на внедрение в учебный процесс - элементов проектирования. Не секрет - сеть Интернета дает возможность оперативного доступа к огромным объемам информации, существенно расширяя поиск форм и методик профессиональной проектной деятельности преподавателя специальных дисциплин. Проведенные исследования в сфере образования показывают, что использование ИКТ в процессе преподавания способствует его активизации. Стоит отметить, что использование ИКТ в учебном процессе эффективнее в тех учебных заведениях, которые задействуют элементы информационных технологий как инновационный фактор. И это на сегодняшний день является не теорией, а практикой в системе среднего профессионального образования. Современный колледж не только модернизировал техническую базу, но и изменил модель обучения: роль учителя, вопросы организационной работы, а также механизмы взаимодействия между студентами и преподавателями. В последние годы, некоторые исследования выявили возможности и потенциальные преимущества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе СПО для повышения качества образования. ИКТ рассматривается как "важнейший инструмент для получений знаний", в качестве механизма который мог бы обеспечить способ переосмыслить и перестроить образовательные системы и процессы, что приводит к качественному образованию для всех. Кроме того, использование ИКТ в образовании считается ключевым фактором в улучшении качества обучения. Говоря же о значимости метода проектов, важно отметить, что:
- педагогическое проектирование достаточно основательно и разносторонне исследовано отечественными и зарубежными учеными, однако нет единого подхода к проектированию учебного процесса по спецпредметам, который был бы адаптирован к требованиям современного образования;
- в современной образовательной теории и практике проектирования учебного процесса существуют ряд противоречий, среди которых важными противоречиями являются:
- с одной стороны, одна из важнейших функций педагогов или педагогических коллективов - разработка, прогнозирование и планирование результатов своей профессиональной деятельности;
- индивидуальная деятельность учителя, направленная на предварительную разработку основных элементов педагогической ситуации или целостного педагогического процесса;
- вид профессиональной деятельности, представляет собой разработку проекта технологии обучения, с которой, связана гарантированность качества образования;
- проектирование всегда носит инновационный характер;
Литература
- Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
- Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3. 3. Невуева Л.Ю., Сергеева Т.А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств // Информатика и образование. 1990. № 3.
- Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -119 с.
- Бордовская Н.В, Реан А.А. Педагогика.- Минск: Учебник нового века, 2000.-304 с.
- Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М., 1977.
- Колесникова И.А, Горчакова - Сибирская М.П Педагогическое проектирование. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 285 с.
- Кукушин В.С. общие основы педагогики.- Р-н-Д.: Издательский дом «МарТ», 2002.- 219 с.
- Николаев В.В. Методика профессионального обучения. Проектирование технологий формирования у учащихся профессиональных знаний на уроках теоретического обучения в УНПО: Учеб. пособие. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. - 89 с.
- Николаев В.В. Педтехнологии, методика и дидактическое обеспечение. Учебно-методическое пособие. Часть 1., 2000. - 17 с.
- Новиков А. Методология учебной деятельности.- Москва.: Издательский дом «Эгвес», 2005.- 176 с.
- Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
- Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования: Профпедагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.школа, 1980. 234 с., с ил.
- Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2003. - 150 с.