Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока по русскому языку учителя МАОУ СОШ №38 г. Калининграда Поповцевой Н.В.


Учитель: Поповцева Наталья Васильевна

Тема: Разбор слова по составу и словообразование.

Цель урока: повторить алгоритм разбора слова по составу

Задачи:

1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор

3. Развивать умение различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова

Формируемые УУД:

  • предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составу

  • метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем

Тип урока: урок -закрепление.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, парная

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2014 год.

  2. Карточки для работы в группах, парах

  3. ПК, мультимедиа, презентация.

Ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I Орг. момент


II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока момент

III Постановка учебной задачи


У нас урок русского языка. С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем?

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: "Повторенье - мать ученья ".

- Объясните значение пословицы. Пусть этот эпиграф будет девизом нашего урока (у нас урок повторения и обобщения изученного)



-Откройте учебник на с.39 -Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать законы, по которым живёт язык)

Прочитайте тему урока. Сформулируйте учебную задачу

ВЫВОД: продолжим разбирать слова по составу, используя алгоритм.

Работа с эпиграфом


Формулируют учебную задачу

  1. IV Закрепление изученного


VФизкультминутка.

VI .Закрепление изученного

Работа в парах 1)Начнем с «Разминки для ума»-закончи предложения:

  • Часть слова, которая изменяется, называется………
  • Часть слова без окончания-это……..
  • Общая часть родственных слов называется….
  • Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется….
  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется….
ВЫВОД: что у нас получилось? (на лоске получается алгоритм разбора слова по составу) 2)НА доске: Ученик 3 класса письменно разбирал по составу слово приозёрный. (с.39, упр.1) -Объясните, какую часть слова он искал в каждой строчке. Что он для этого делал? -каков способ словообразования? ВЫВОД: Алгоритм разбора слова по составу

1.Измени слово и выдели окончание.

2.Выдели основу.

3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.

4.Найди и обозначь приставку и суффикс.
3) с.39, упр.2 (каким способом образовано слово «приморский»- находящийся у моря)



С.39, упр3 (проанализируйте, найдите ошибки) 1 ряд- слово подсвечник 2 ряд-слово горный

3 ряд- слово подсвечник


-Как образовалось слово подсвечник? -Как образовалось слово горный?

Заканчивают предложения

Фронтальная работа

Последовательно перечисляют действия (опора на алгоритм)


Фронтально, с комментированием у доски

Приставочно-суффиксальным


подсвечник

1)не выделены окончания

3) дворник-другой суффикс

4)подарок-другая приставка5) не выделена основы и нулевое окончание


2 Работа в группах





ВЫВОД: какие способы словообразования знаете?

С.40,упр.5

Группы получают инструкции:

Используя, однокоренные слова, объясни, почему животные получили такие названия. Обозначьте корни. Определите способ словообразования.

Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование

Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразованиеТехнологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование

Листовёртка- их гусеница питается листьями разных растений, причём стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки.

Вуалехвостка -рыбка из Японии, хвост - необычайно длинный: иногда в 6 раз длиннее тела самой рыбки, очень широкий и такой тонкий и прозрачный, как какая-нибудь самая легкая газовая материя.

Меченосец -звучит очень грозно. Кажется, что это какое-то гигантское существо с ужасающим видом. На деле - совсем наоборот. Меченосцы - очень маленькие и безобидные рыбки. Задний плавник в виде меча.

Птицекрылка- одна из самых крупных дневных бабочек Южной Азии. Размах её крыльев - около 14 - 16 см. Благодаря своим размерам и манере полёта она и получила своё название.

Двухвостка (уховертка) - в задней части насекомого расположены два похожих на жала хвоста-щупа.

ВЫВОД: способ словообразования- сложение двух основ


горный

1)Не выделена основа

2)горький-не родственное слово

5)не выделена основа

Работают со словами -птицекрылка (бабочка),меченосец (рыба), вуалехвост (рыба), двухвостка (насекомое), листовертка (насекомое)

Рефлексия

-Какова была учебная задача?

-Достигли поставленной цели?

Дополни предложения:

-сегодня я узнал…….

-я сделал……..

-настроение у меня……..

-я помог…….

Дополняют предложения

Домашнее задание

Стр. 40,упр.4


© 2010-2022