- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование
Технологическая карта урока по русскому языку на тему Состав слова и словообразование
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Поповцева Н.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока по русскому языку учителя МАОУ СОШ №38 г. Калининграда Поповцевой Н.В.
Учитель: Поповцева Наталья Васильевна
Тема: Разбор слова по составу и словообразование.
Цель урока: повторить алгоритм разбора слова по составу
Задачи:
1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования
2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор
3. Развивать умение различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова
Формируемые УУД:
-
предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составу
-
метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
-
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем
Тип урока: урок -закрепление.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, парная
Оборудование:
-
Учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2014 год.
-
Карточки для работы в группах, парах
-
ПК, мультимедиа, презентация.
Ход урока
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
I Орг. момент
II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока момент
III Постановка учебной задачи
У нас урок русского языка. С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем?
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: "Повторенье - мать ученья ".
- Объясните значение пословицы. Пусть этот эпиграф будет девизом нашего урока (у нас урок повторения и обобщения изученного)
-Откройте учебник на с.39 -Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать законы, по которым живёт язык)
Прочитайте тему урока. Сформулируйте учебную задачу
ВЫВОД: продолжим разбирать слова по составу, используя алгоритм.
Работа с эпиграфом
Формулируют учебную задачу
-
IV Закрепление изученного
VФизкультминутка.
VI .Закрепление изученного
Работа в парах 1)Начнем с «Разминки для ума»-закончи предложения:
- Часть слова, которая изменяется, называется………
- Часть слова без окончания-это……..
- Общая часть родственных слов называется….
- Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется….
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется….
1.Измени слово и выдели окончание.
2.Выдели основу.
3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4.Найди и обозначь приставку и суффикс.
3) с.39, упр.2 (каким способом образовано слово «приморский»- находящийся у моря)
С.39, упр3 (проанализируйте, найдите ошибки) 1 ряд- слово подсвечник 2 ряд-слово горный
3 ряд- слово подсвечник
-Как образовалось слово подсвечник? -Как образовалось слово горный?
Заканчивают предложения
Фронтальная работа
Последовательно перечисляют действия (опора на алгоритм)
Фронтально, с комментированием у доски
Приставочно-суффиксальным
подсвечник
1)не выделены окончания
3) дворник-другой суффикс
4)подарок-другая приставка5) не выделена основы и нулевое окончание
2 Работа в группах
ВЫВОД: какие способы словообразования знаете?
С.40,упр.5
Группы получают инструкции:
Используя, однокоренные слова, объясни, почему животные получили такие названия. Обозначьте корни. Определите способ словообразования.
Листовёртка- их гусеница питается листьями разных растений, причём стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки.
Вуалехвостка -рыбка из Японии, хвост - необычайно длинный: иногда в 6 раз длиннее тела самой рыбки, очень широкий и такой тонкий и прозрачный, как какая-нибудь самая легкая газовая материя.
Меченосец -звучит очень грозно. Кажется, что это какое-то гигантское существо с ужасающим видом. На деле - совсем наоборот. Меченосцы - очень маленькие и безобидные рыбки. Задний плавник в виде меча.
Птицекрылка- одна из самых крупных дневных бабочек Южной Азии. Размах её крыльев - около 14 - 16 см. Благодаря своим размерам и манере полёта она и получила своё название.
Двухвостка (уховертка) - в задней части насекомого расположены два похожих на жала хвоста-щупа.
ВЫВОД: способ словообразования- сложение двух основ
горный
1)Не выделена основа
2)горький-не родственное слово
5)не выделена основа
Работают со словами -птицекрылка (бабочка),меченосец (рыба), вуалехвост (рыба), двухвостка (насекомое), листовертка (насекомое)
Рефлексия
-Какова была учебная задача?
-Достигли поставленной цели?
Дополни предложения:
-сегодня я узнал…….
-я сделал……..
-настроение у меня……..
-я помог…….
Дополняют предложения
Домашнее задание
Стр. 40,упр.4