- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы. »
Урок русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соглаева Т.А. |
Дата | 29.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок. Русский язык. 2 «б» класс.
Учитель: Татьяна Александровна Соглаева
УМК «Начальная школа. ХХI век».
Тема. Слова - антонимы. Тип урока: знакомство с новой темой.
План урока:
Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)
Временная реализация
I. Организационный момент: приветствие, проблемная ситуация.
2 мин.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Сообщение цели урока.
IV. Словарная работа.
Первичное знакомство с темой. Актуализация опорных знаний. Освоение новых знаний. Знакомство с темой "Антонимы". Наблюдать над языковым явлением. Антонимия.
Образовательная задача урока: стимулировать активность обучающихся, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин "антонимы".
Развивающая задача: развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения.
10 мин.
V. Обобщение изученного.
Задача - убедиться в освоении обучаемыми только что предложенной единицы материала.
5 мин.
VI Физ. Минутка.
1 мин.
VII Изучение нового материала .
VIII Закрепление знаний. Распределение слов по парам. Нахождение лишней пары. Вывод. Задача - стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий.
10 мин.
XI Работа в группах. Задача - закрепление полученных знаний, понятий; развитие навыка контроля и самоконтроля; развитие умения аргументировать свою точку зрения; развитие умения толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.
10 мин.
X. Творческое задание. Развитие речи. Тестовое задание. Задача - стимулирование интереса обучаемых, проверка уровня усвоения полученных знаний, понятий. Обобщение. Выводы.
5 мин.
XII. Рефлексия.
2 мин. Цели урока:
- Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы», совершенствовать навык каллиграфического письма;
- Развивающие: развивать познавательный интерес, мышление учащихся; развивать умение работать самостоятельно, с карточками;
- Воспитательные: воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку; воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей; ответственность, трудолюбие, заботу о сохранении своего здоровья.
Задачи урока:
-
Дидактическая - создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.
-
Образовательная - наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
Ввести термин "антонимы". -
Развивающая - Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.
-
Воспитательная - формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к "слову", сокровищнице народной мудрости и традиций.
Формируемые УУД: 1. Познавательные УУД: формировать умения находить антонимы, различать антонимы и родственные слова. 2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать; 3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. 4. Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Планируемые результаты урока: развивать умение находить антонимы в тексте.
Оборудование к уроку: интерактивная доска, система электронного голосования Mimio Vote, информационные средства: УМК учителя «Начальная школа. ХХI век». (презентация фрагмента урока в формате программы Power Point), раздаточный материал, опорная схема «Синонимы», карточки со словами (приложение).
Ход урока:
Этап урока и его цель.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Приветствие гостей.
II. Мотивация учебной деятельности.
Цель: формировать мотивацию к дальнейшей деятельности учащихся.
«Слова, слова, слова,
Язык - и стар и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!»
- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этого четверостишья?
- Сегодня мы будем продолжать разговор о словах.
III.Сообщение цели урока.
Цель: постановка учебной задачи.
Приглашаю вас продолжить путешествие в мир слов.
- Что такое слово?
- Что включает в себя понятие слово?
- Слово - это единица речи.
- Слово состоит из звуков и имеет значение.
IV. Словарная работа, с использованием системы электронного голосования Mimio Vote.
Цель: закрепление правила написания изученных слов из словаря.
-С чего начинается каждый урок русского языка.
-Зачем его нужно писать?
-Сегодняшний урок не исключение, мы тоже его начнём с диктанта, но не совсем обычного.
Такой вид работы называется - диктант с использованием системы голосования.
Работа с пультами. (Словарный диктант.)
- Проверка.
(результаты голосования высвечиваются на доске)
- Со словарного диктанта.
- Это слова из словаря.
V. Обобщение изученного.
Цель: обобщить имеющие знания учащихся о языковом явлении русского языка. Актуализация знаний учащихся.
- Какое время года на улице?
- Правильно, остались последние денёчки.
Продолжим тему «Зима».
Посмотрите на схему.
Сильный ветер со снегом.
вьюга буран метель пурга
-Как одним словом можно назвать эту групп слов?
- Что нам известно о синонимах?
-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?
- Зима
- Тема «Зима».
-Это синонимы.
-Синонимы - в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». Значение слов - синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы различаются оттенками значений. Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
-Речь должна быть красочной, чтобы интересно было слушать.
VI. Изучение нового материала.
Цель: конкретизация учебной задачи.
1. Наблюдение над языковым материалом.
2. Введение нового понятия. Сегодня мы откроем для себя ещё одно новое явление, которое служит для точности, красочности речи. -Внимание на экран. Перед вами зашифровано послание. Если вы сумеете объяснить, что показано на экране, вы узнаете тему урока. -Что изображено на картинках? (времена года: зима и лето СЛАЙД 4) (СЛАЙД 5 - высокое и низкое здание) (СЛАЙД 6 - идущий человек и стоящий на месте) -Сравните их. -Какие пары слов получились? (СЛАЙД 7) -Установите, что объединяет эти пары слов. Аргументируйте ответ
(ответы детей:
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (дети высказывают предположения:)
-Что бы вы хотели узнать об этих словах?
-Действительно, сегодня на уроке мы будем говорить о словах с противоположным значением. -Открываем книгу, страница 60. Прочитайте тему урока (СЛАЙД 8). -На уроке мы будем говорить о словах с противоположным значением, о словах - антонимах (СЛАЙД 9). А что же такое слова - антонимы, мы с вами сегодня ну уроке выясним. -Какую цель ставим перед уроком? (СЛАЙД 10).
- Времена года: зима и лето.
- Высокий, низкий.
- Идёт, стои.
Я думаю, что это слова с противоположным значением…
Я думаю, думаю, что это слова, которые противопоставляют друг друга…
Я думаю, что мы будем знакомиться со словами, которые имеют
противоположное значение
(Я бы хотел узнать, как слова
называются по - научному…
Я бы хотела узнать, когда используются эти слова в речи…)
«Слова антонимы»
(Я узнаю, что такое слова - антонимы…
Я научусь наблюдать за словами, имеющими противоположное значение…
Я научусь находить антонимы в тексте…
VII. Работа по учебнику.
Цель: формировать навыки работы с научной статьёй. - Посмотрим на рубрику, которую предлагает нам учебник. -Как называется рубрика с такой картинкой? -Чтение задания детьми самостоятельно, затем читает задание хорошо читающий ученик. -Что же нам необходимо сделать?
-Что изображено на картинке слева? -Подберите подписи из слов («грустный» вывешивают слова на доску парами). -А что изображено на картинке справа? -Подберите подписи из слов («весёлый» - вывешивают слово на доску) -Какое время суток на картинке слева? -Какая подпись соответствует? («ночь» - вывешиваю на доску слово). -А какое время суток изображено на картинке справа? (день, вывешиваю карточку с надписью «день»). -Что делает человечек на картинке слева (входит), а справа? (выходит). -Подберите соответствующую подпись («вход» - «выход», вывешиваю на доску слова). -Что же объединяет эти слова? -Давайте зададим вопросы к данным словам. На какие вопросы отвечают? - Давайте узнаем, как называются такие слова. Обратимся к рубрике «Тайны языка» (чтение рубрики хором) - СЛАЙД 11. -Как же называются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по значению? -Работа с рубрикой «Из истории языка» страница 60
- Рубрика «Давай подумаем»
Подобрать к картинкам подписи из слов, сравнить их и записать слова парами.
- Грустный человечек.
- Весёлый человечек.
- Ночь.
- День.
- Входит.
- Выходит.
- Это слова с противоположным значением.
-Антонимы.
VIII. Закрепление изученного материала.
Цель: формировать умение различать слова - антонимы, формировать коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками и со взрослыми. Упражнение №1(СЛАЙД 18) -Прочитайте задание самостоятельно. - 1 вариант выписывает антонимы из первой пословицы, второй вариант выписывает антонимы из второй пословицы. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте у своего соседа правильность выполнения задания. - Посмотрите на слайд, проверьте, верно, ли вы выполнили задание? (СЛАЙД 18) - В какой паре антонимы - имена существительные? - Как определили? - У вас на партах лежат сигнальные карточки, оцените свою деятельность. Те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания - закрасьте квадрат зелёным цветом, те, кто допустил хоть одну ошибку - жёлтым. Упражнение №2 (работа в парах) СЛАЙД 23 - Выполните работу в группах. Та группа, которая справилась, показывает свою готовность. -Оцените свою работу на сигнальных карточках. Понаблюдаем за антонимами. Работаем в группах. (работая в группах, не забывайте о правилах работы). Каждая группа получает задание. Карточка1.
Прочитай пословицы. Подчеркни парами антонимы. Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро. Не бойся врага умного, а бойся друга глупого. - Обоснуйте свой ответ.
Карточка2.
Подбери антонимы к данным словам. Запиши пары слов. белый далеко брать друг - Обоснуйте свой ответ.
Карточка3.
К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Соедини пары. молодой старость весело южный север юг весёлый грустный молодость грустно северный старый
- Обоснуйте свой ответ.
Карточка 4. К словам первого столбика подберите антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.
Горячий ложь Брать минус Правда отдавать Плюс холодный - Обоснуйте свой ответ.
Карточка 5. Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары в два столбика. Нежный - ласковый Нежный - грубый Тихий - бесшумный Тихий - громкий
- Обоснуйте свой ответ.
- Начало - конец.
- Отвечают на вопрос «что?»
-Посмотрите на слайд, проверьте себя (СЛАЙД 24).
«Мозговой штурм».
Работают на индивидуальных карточках.
Обсуждение в группах.
Ответ на карточку 1.
Не дорого начало, похвален конец.
Думай медленно, работай быстро.
Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.
- Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.
Ответ на карточку 2.
белый (чёрный)
далеко (близкий)
брать (отдать)
друг (враг)
- Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.
Ответ на карточку 3.
молодой старый
весело грустно
север юг
весёлый грустный
молодость старость
северный южный
- Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.
Синонимы - это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Антонимы - слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению.
IX. Физкультурная пауза.
Организует необходимый для младшего возраста отдых на уроке.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:…
(Низко).
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:…
(Близко).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:…
(Смельчак).
Теперь начало
Я скажу,
Ну, отвечай:…
(Конец).
X. Самостоятельная работа.
Цель: закрепить умения распознавать слова - антонимы.
Самостоятельно выполняем работу упражнения 5 на странице 62 учебника русского языка автора С.В.Иванов.
Читают задание. Выполняют.
Проверка (сверить с написанием на доске).
Цель: оценить себя.
Выполнение упражнения самостоятельно.
Выписали пары:
сверху - снизу,
ночь - день,
назад - вперёд.
XI. Творческое задание. Развитие речи.
Цель: активизация словарного запаса учащихся.
Попробуем сотворить чудо. С помощью антонимов побываем в весеннем лесу. Перед вами текст. Замените подчёркнутые слова - словами противоположного значения.
(на карточке)
В лесу.
Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд покрывает быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Медведь спит в берлоге.
Напишете изменённый текст дома.
мороз - оттепель,
укрыл - растаял,
толстый - тонкий,
надели - сняли,
пушистый - колкий,
спит - проснулся
Примерный текст.
Весна в лесу.
Весна. Оттепель. Снег растаял на пнях и кустах. Тонкий лёд покрывает быстрый ручей. Снежные шубы сняли сосны и ели. Колкий шарф лежит на ветках кедра. Медведь проснулся в берлоге.
XII. Рефлексия.
Цель: развивать рефлексивную деятельность учащихся.
-Давайте подведём итог урока.
-Какую ставили учебную задачу? Удалось её решить? Каким способом?
Продолжи предложение:
Я узнал, что…
Мне понравилось…
Я горжусь тем, что…
Мне было трудно потому что…
Хочу поблагодарить…
- А как вы думаете, кто был главный сегодня на уроке?
-Достаньте из портфеля зеркало и посмотрите в него.
-Так кто же был главный на уроке?
- Какое языковое явление мы наблюдали и учились распознавать его?
- Для чего мы их изучали?
Благодарю всех за работу. Урок окончен.
- Познакомится с термином «антоним».
- Учились использовать в речи антонимы.
- Речь будет красивой, точной.
Приложение 1
-
группа
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
ДОБРО
СИЛА
ЛЕТО
МИР
МОЛОДОСТЬ
Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
________________________________________________________________
2 группа
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
ХОРОШИЙ
ТОЛСТЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ
БЛИЗКИЙ
БОЛЬШОЙ
Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
3 группа
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
РАБОТАТЬ
ЛЮБИТЬ
СМЕЯТЬСЯ
РАСЦВЕТАТЬ
ПРИХОДИТЬ
Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
4 группа (можно предложить, опережающее обучение)
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
РАНО
БЛИЗКО
ВПЕРЕДИ
СЮДА
ЗДЕСЬ
Слова для справок: поздно, позади, там, далеко, туда.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
Приложение 2
Красная карточка- задание на «5»
Прочитайте текст.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
Задание: замени подчёркнутые слова антонимами и запиши их.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
_________________________________________________________________________
Зелёная карточка- задание на «4»
Подбери антонимы к словам
красиво -_______________, мороз - ___________________, рассвет - ________________,
родина - _______________, устный -________________,хорошо - ___________________,
чёрный - ___________________ .
Слова для справок: закат, уродливо, чужбина, письменный, плохо, белый, жара.
_____________________________________________________________________________
Жёлтая карточка- задание на «3»
В каждой пословице подчеркни антонимы
Мягко стелет, да жёстко спать.
Легко сказать, да трудно доказать.
Ученье - свет, а неученье тьма.
Приложение 3
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…
И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________, пишу я _______________. ________________ я ___________________ домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.
14