Урок русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Русский язык. 2 «б» класс.

Учитель: Татьяна Александровна Соглаева

УМК «Начальная школа. ХХI век».

Тема. Слова - антонимы. Тип урока: знакомство с новой темой.

План урока:

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

I. Организационный момент: приветствие, проблемная ситуация.

2 мин.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Сообщение цели урока.

IV. Словарная работа.

Первичное знакомство с темой. Актуализация опорных знаний. Освоение новых знаний. Знакомство с темой "Антонимы". Наблюдать над языковым явлением. Антонимия.

Образовательная задача урока: стимулировать активность обучающихся, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин "антонимы".

Развивающая задача: развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения.

10 мин.

V. Обобщение изученного.

Задача - убедиться в освоении обучаемыми только что предложенной единицы материала.

5 мин.

VI Физ. Минутка.

1 мин.

VII Изучение нового материала .

VIII Закрепление знаний. Распределение слов по парам. Нахождение лишней пары. Вывод. Задача - стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий.

10 мин.

XI Работа в группах. Задача - закрепление полученных знаний, понятий; развитие навыка контроля и самоконтроля; развитие умения аргументировать свою точку зрения; развитие умения толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

10 мин.

X. Творческое задание. Развитие речи. Тестовое задание. Задача - стимулирование интереса обучаемых, проверка уровня усвоения полученных знаний, понятий. Обобщение. Выводы.

5 мин.

XII. Рефлексия.

2 мин. Цели урока:

  • Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы», совершенствовать навык каллиграфического письма;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, мышление учащихся; развивать умение работать самостоятельно, с карточками;
  • Воспитательные: воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку; воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей; ответственность, трудолюбие, заботу о сохранении своего здоровья.

Задачи урока:

  • Дидактическая - создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.

  • Образовательная - наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
    Ввести термин "антонимы".

  • Развивающая - Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

  • Воспитательная - формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к "слову", сокровищнице народной мудрости и традиций.

Формируемые УУД: 1. Познавательные УУД: формировать умения находить антонимы, различать антонимы и родственные слова. 2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать; 3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. 4. Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Планируемые результаты урока: развивать умение находить антонимы в тексте.


Оборудование к уроку: интерактивная доска, система электронного голосования Mimio Vote, информационные средства: УМК учителя «Начальная школа. ХХI век». (презентация фрагмента урока в формате программы Power Point), раздаточный материал, опорная схема «Синонимы», карточки со словами (приложение).

Ход урока:

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Приветствие гостей.

II. Мотивация учебной деятельности.

Цель: формировать мотивацию к дальнейшей деятельности учащихся.

«Слова, слова, слова,

Язык - и стар и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!»

- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этого четверостишья?

- Сегодня мы будем продолжать разговор о словах.

III.Сообщение цели урока.

Цель: постановка учебной задачи.

Приглашаю вас продолжить путешествие в мир слов.

- Что такое слово?

- Что включает в себя понятие слово?

- Слово - это единица речи.

- Слово состоит из звуков и имеет значение.

IV. Словарная работа, с использованием системы электронного голосования Mimio Vote.

Цель: закрепление правила написания изученных слов из словаря.

-С чего начинается каждый урок русского языка.

-Зачем его нужно писать?

-Сегодняшний урок не исключение, мы тоже его начнём с диктанта, но не совсем обычного.

Такой вид работы называется - диктант с использованием системы голосования.

Работа с пультами. (Словарный диктант.)

- Проверка.

(результаты голосования высвечиваются на доске)

- Со словарного диктанта.

- Это слова из словаря.

V. Обобщение изученного.

Цель: обобщить имеющие знания учащихся о языковом явлении русского языка. Актуализация знаний учащихся.

- Какое время года на улице?

- Правильно, остались последние денёчки.

Продолжим тему «Зима».

Посмотрите на схему.

Сильный ветер со снегом.

Урок русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы.»Урок русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы.»Урок русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы.»Урок русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы.»

вьюга буран метель пурга

-Как одним словом можно назвать эту групп слов?

- Что нам известно о синонимах?

-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?

- Зима

- Тема «Зима».

-Это синонимы.

-Синонимы - в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». Значение слов - синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы различаются оттенками значений. Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

-Речь должна быть красочной, чтобы интересно было слушать.

VI. Изучение нового материала.

Цель: конкретизация учебной задачи.

1. Наблюдение над языковым материалом.



2. Введение нового понятия. Сегодня мы откроем для себя ещё одно новое явление, которое служит для точности, красочности речи. -Внимание на экран. Перед вами зашифровано послание. Если вы сумеете объяснить, что показано на экране, вы узнаете тему урока. -Что изображено на картинках? (времена года: зима и лето СЛАЙД 4) (СЛАЙД 5 - высокое и низкое здание) (СЛАЙД 6 - идущий человек и стоящий на месте) -Сравните их. -Какие пары слов получились? (СЛАЙД 7) -Установите, что объединяет эти пары слов. Аргументируйте ответ
(ответы детей:

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (дети высказывают предположения:)
-Что бы вы хотели узнать об этих словах?


-Действительно, сегодня на уроке мы будем говорить о словах с противоположным значением. -Открываем книгу, страница 60. Прочитайте тему урока (СЛАЙД 8). -На уроке мы будем говорить о словах с противоположным значением, о словах - антонимах (СЛАЙД 9). А что же такое слова - антонимы, мы с вами сегодня ну уроке выясним. -Какую цель ставим перед уроком? (СЛАЙД 10).

- Времена года: зима и лето.

- Высокий, низкий.

- Идёт, стои.

Я думаю, что это слова с противоположным значением…

Я думаю, думаю, что это слова, которые противопоставляют друг друга…

Я думаю, что мы будем знакомиться со словами, которые имеют

противоположное значение

(Я бы хотел узнать, как слова

называются по - научному…

Я бы хотела узнать, когда используются эти слова в речи…)

«Слова антонимы»

(Я узнаю, что такое слова - антонимы…

Я научусь наблюдать за словами, имеющими противоположное значение…

Я научусь находить антонимы в тексте…

VII. Работа по учебнику.

Цель: формировать навыки работы с научной статьёй. - Посмотрим на рубрику, которую предлагает нам учебник. -Как называется рубрика с такой картинкой? -Чтение задания детьми самостоятельно, затем читает задание хорошо читающий ученик. -Что же нам необходимо сделать?
-Что изображено на картинке слева? -Подберите подписи из слов («грустный» вывешивают слова на доску парами). -А что изображено на картинке справа? -Подберите подписи из слов («весёлый» - вывешивают слово на доску) -Какое время суток на картинке слева? -Какая подпись соответствует? («ночь» - вывешиваю на доску слово). -А какое время суток изображено на картинке справа? (день, вывешиваю карточку с надписью «день»). -Что делает человечек на картинке слева (входит), а справа? (выходит). -Подберите соответствующую подпись («вход» - «выход», вывешиваю на доску слова). -Что же объединяет эти слова? -Давайте зададим вопросы к данным словам. На какие вопросы отвечают? - Давайте узнаем, как называются такие слова. Обратимся к рубрике «Тайны языка» (чтение рубрики хором) - СЛАЙД 11. -Как же называются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по значению? -Работа с рубрикой «Из истории языка» страница 60

- Рубрика «Давай подумаем»


Подобрать к картинкам подписи из слов, сравнить их и записать слова парами.

- Грустный человечек.

- Весёлый человечек.

- Ночь.

- День.

- Входит.

- Выходит.


- Это слова с противоположным значением.






-Антонимы.

VIII. Закрепление изученного материала.

Цель: формировать умение различать слова - антонимы, формировать коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками и со взрослыми. Упражнение №1(СЛАЙД 18) -Прочитайте задание самостоятельно. - 1 вариант выписывает антонимы из первой пословицы, второй вариант выписывает антонимы из второй пословицы. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте у своего соседа правильность выполнения задания. - Посмотрите на слайд, проверьте, верно, ли вы выполнили задание? (СЛАЙД 18) - В какой паре антонимы - имена существительные? - Как определили? - У вас на партах лежат сигнальные карточки, оцените свою деятельность. Те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания - закрасьте квадрат зелёным цветом, те, кто допустил хоть одну ошибку - жёлтым. Упражнение №2 (работа в парах) СЛАЙД 23 - Выполните работу в группах. Та группа, которая справилась, показывает свою готовность. -Оцените свою работу на сигнальных карточках. Понаблюдаем за антонимами. Работаем в группах. (работая в группах, не забывайте о правилах работы). Каждая группа получает задание. Карточка1.
Прочитай пословицы. Подчеркни парами антонимы. Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро. Не бойся врага умного, а бойся друга глупого. - Обоснуйте свой ответ.

Карточка2.
Подбери антонимы к данным словам. Запиши пары слов. белый далеко брать друг - Обоснуйте свой ответ.
Карточка3.
К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Соедини пары. молодой старость весело южный север юг весёлый грустный молодость грустно северный старый
- Обоснуйте свой ответ.
Карточка 4. К словам первого столбика подберите антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.
Горячий ложь Брать минус Правда отдавать Плюс холодный - Обоснуйте свой ответ.
Карточка 5. Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары в два столбика. Нежный - ласковый Нежный - грубый Тихий - бесшумный Тихий - громкий
- Обоснуйте свой ответ.


- Начало - конец.

- Отвечают на вопрос «что?»

-Посмотрите на слайд, проверьте себя (СЛАЙД 24).

«Мозговой штурм».

Работают на индивидуальных карточках.

Обсуждение в группах.

Ответ на карточку 1.

Не дорого начало, похвален конец.

Думай медленно, работай быстро.

Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.



- Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.

Ответ на карточку 2.

белый (чёрный)

далеко (близкий)

брать (отдать)

друг (враг)

- Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.

Ответ на карточку 3.

молодой старый

весело грустно

север юг

весёлый грустный

молодость старость

северный южный

- Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.



Синонимы - это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

Антонимы - слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению.

IX. Физкультурная пауза.

Организует необходимый для младшего возраста отдых на уроке.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь:…

(Низко).

Скажу я слово

Далеко,

А ты ответишь:…

(Близко).

Скажу тебе я слово

Трус,

Ответишь ты:…

(Смельчак).

Теперь начало

Я скажу,

Ну, отвечай:…

(Конец).

X. Самостоятельная работа.

Цель: закрепить умения распознавать слова - антонимы.

Самостоятельно выполняем работу упражнения 5 на странице 62 учебника русского языка автора С.В.Иванов.

Читают задание. Выполняют.

Проверка (сверить с написанием на доске).

Цель: оценить себя.

Выполнение упражнения самостоятельно.

Выписали пары:

сверху - снизу,

ночь - день,

назад - вперёд.

XI. Творческое задание. Развитие речи.

Цель: активизация словарного запаса учащихся.

Попробуем сотворить чудо. С помощью антонимов побываем в весеннем лесу. Перед вами текст. Замените подчёркнутые слова - словами противоположного значения.

(на карточке)



В лесу.

Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд покрывает быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Медведь спит в берлоге.

Напишете изменённый текст дома.

мороз - оттепель,

укрыл - растаял,

толстый - тонкий,

надели - сняли,

пушистый - колкий,

спит - проснулся

Примерный текст.

Весна в лесу.

Весна. Оттепель. Снег растаял на пнях и кустах. Тонкий лёд покрывает быстрый ручей. Снежные шубы сняли сосны и ели. Колкий шарф лежит на ветках кедра. Медведь проснулся в берлоге.

XII. Рефлексия.

Цель: развивать рефлексивную деятельность учащихся.

-Давайте подведём итог урока.

-Какую ставили учебную задачу? Удалось её решить? Каким способом?

Продолжи предложение:

Я узнал, что…

Мне понравилось…

Я горжусь тем, что…

Мне было трудно потому что…

Хочу поблагодарить…

- А как вы думаете, кто был главный сегодня на уроке?

-Достаньте из портфеля зеркало и посмотрите в него.

-Так кто же был главный на уроке?

- Какое языковое явление мы наблюдали и учились распознавать его?

- Для чего мы их изучали?

Благодарю всех за работу. Урок окончен.

- Познакомится с термином «антоним».

- Учились использовать в речи антонимы.


- Речь будет красивой, точной.





Приложение 1


  1. группа

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

ДОБРО

СИЛА

ЛЕТО

МИР

МОЛОДОСТЬ

Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.

На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

________________________________________________________________


2 группа

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

ХОРОШИЙ

ТОЛСТЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ

БЛИЗКИЙ

БОЛЬШОЙ

Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.

На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

3 группа


Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

РАБОТАТЬ

ЛЮБИТЬ

СМЕЯТЬСЯ

РАСЦВЕТАТЬ

ПРИХОДИТЬ

Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.

На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

4 группа (можно предложить, опережающее обучение)

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

РАНО

БЛИЗКО

ВПЕРЕДИ

СЮДА

ЗДЕСЬ

Слова для справок: поздно, позади, там, далеко, туда.

На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

Приложение 2

Красная карточка- задание на «5»

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

Задание: замени подчёркнутые слова антонимами и запиши их.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

_________________________________________________________________________

Зелёная карточка- задание на «4»

Подбери антонимы к словам

красиво -_______________, мороз - ___________________, рассвет - ________________,

родина - _______________, устный -________________,хорошо - ___________________,

чёрный - ___________________ .

Слова для справок: закат, уродливо, чужбина, письменный, плохо, белый, жара.

_____________________________________________________________________________

Жёлтая карточка- задание на «3»

В каждой пословице подчеркни антонимы

Мягко стелет, да жёстко спать.

Легко сказать, да трудно доказать.

Ученье - свет, а неученье тьма.

Приложение 3

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…

И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________, пишу я _______________. ________________ я ___________________ домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.



14


© 2010-2022