Урок литературного чтения Тайное становится явным В. Драгунский, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семёнова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ «Ягринская гимназия»

г. Северодвинска

Урок литературного чтения в 3 классе по теме

«В.Драгунский «Тайное становится явным»

(с использованием технологии РКМЧП)


Цель: познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», способствовать осмыслению учащимися главной идеи произведения. Учебные задачи Предметные: совершенствовать технику чтения, способствовать осознанности учащимися значимости чтения, понимания цели чтения, формировать умение производить анализ и сравнение. Метапредметные: создавать условия для высказывания мнений о прочитанном, для развития речи; учить строить прогнозы и аргументировать их; определять учебные задачи урока, используя стратегию «Вопросительные слова»; развивать умение задавать разные виды вопросов; обобщать полученную информацию; формировать умение аргументировать своё предположение и объяснять свой выбор; навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность. Личностные: формировать навыки сотрудничества через организацию работы в паре, в группе; воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Средства обучения: Учебник, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для самостоятельной групповой работы. Формирование универсальных учебных действий: 1) осознанное построение речевых высказываний, поиск, выделение, обобщение полученной информации 2) умение определять учебные задачи урока, контролировать способы действия и результата по эталону 3) умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в группе, контролировать и корректировать действия партнера. Система оценивания: Пошаговый и итоговый самоконтроль и самооценка, взаимооценка, словесное поощрение. Развивающий характер урока: 1) Личностная линия развития учащихся: социализация ребенка, формирование его целостного представления о мире. 2) Познавательная линия: осмысление обучающимися главной идеи рассказа, умение анализировать поступки героев. 3) Регулятивная линия: развитие умения осуществлять анализ собственных знаний на основе сопоставления своих первичных знаний и научной информации и понимать, за счет какой деятельности они получены. 4) Коммуникативная линия: обучение добывать знания сообща, работать в группах, парах, прислушиваться к мнению товарища, договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Ход урока
Организационный момент Поприветствуйте наших гостей! 1.Стадия вызова Мы продолжаем изучать раздел Сегодня нам предстоит много читать, рассуждать. Эпиграфом к нашему уроку будут слова Мигеля Сервантеса: 1 слайд « Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой» -Прочитайте глазами медленно. -Прочитайте с утвердительной интонацией вслух. -Как вы понимаете смысл данного высказывания? (о правде всегда узнают)
Развитие читательских умений 2 слайд Давайте попробуем найти правдивую информацию из данного предложения. 3слайд Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. Фактуальная информация: в предложении говорится о человеке, который собирается пойти в Кремль. Человек мужского рода, это подтверждают глаголы: понял, взглянул. Он понял, что не пойдет в Кремль. Подтекстовая информация: с человеком, на которого взглянул наш герой, что-то случилось, это было видно с первого взгляда, из-за этого наш герой не пойдет в Кремль. - По этому предложению легко узнать произведение? (нет) 4 слайд Работа над техникой чтения Мальчик Дениска, завтрак, желток, Манная каша, тарелка, песок. Кремль и Царь-пушка, прогулка и дрожь, Тайное, явное, правда и ложь. Тогда прочитайте данные слова про себя. Прочитайте хором, ставя логическое ударение на подчеркнутые слова. -Как называются такие слова? (ключевые) А по ключевым словам можно определить, произведение какого автора мы будем сегодня читать? Как догадались? 5 слайд Проверка Д/З ОЦЕНКИ Дома вы составляли синквейн о Драгунском, прочитайте. Сегодня мы снова встретимся с произведением этого автора. -Какие по жанру произведения он пишет? (рассказы) Тема урока: Тайное становится явным В.Драгунский (на доску повесить лист с темой) -Как вы понимаете заглавие? -Что такое тайна? -Подберите синоним к слову тайна (секрет) -Значит, что такое тайное?

  • 6 слайд Тайна
  • Нечто скрываемое от других, известное не всем;
  • Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
  • Скрытая причина чего-нибудь.
  • Назовите синоним к слову тайна. Секрет
  • Тайное
  • Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
-Что такое явное?
  • Явное
  • Открытое, откровенное.

Определите тему рассказа. По заглавию это легко сделать? Определите идею рассказа. А это легко сделать по заглавию? Используя стратегию «Вопросительные слова», поставьте учебные задачи к уроку. 7 слайд
  • О чём?
  • Что?
  • Почему?
  • Какова?
8 слайд Вы правы, я дополню: мы узнаем, почему именно так называется это произведение, будем учиться анализировать поступки героя, выявлять идею произведения.

2.Стадия осмысления Откройте учебники стр.125 Чтение с остановками
Прочитайте 1 абзац самостоятельно, сравните свои ответы с авторским, поднимите руку, у кого они совпали? -Что узнали о Дениске? (имел хорошую привычку слушать взрослых и задумываться над непонятными словами)
Прочитаем 2 абзац цепочкой -Какая сложная ситуация возникла для Дениски и послужила завязкой рассказа? -Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
Чтение 3 отрывка по ролям Подготовленное чтение ОЦЕНКИ В этом отрывке встретились выражения, слова, которые необходимо пояснить и запомнить, чтобы ваша речь обогащалась. Для этой цели мы будем вести 9, 10 слайд двухчастный дневник. Работаем в паре. Объясните, как вы понимаете первые два выражения. Отодвиньте рабочие листы. В этом отрывке между Дениской и мамой возник конфликт, а как нужно разрешать конфликты? (уметь договариваться) ДЕВОЧКИ - объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши) МАЛЬЧИКИ - позицию Дениски (не любит, невкусно) - кто прав? - как решили конфликт мама и Дениска (договорились) Работаем дальше. 11 слайд Что помогло вам понять, что для Дениски Кремль - это ценность? 12 слайд В Кремле есть Грановитая палата. Посмотрите на слайд, прочитайте и послушайте информацию. Следующее предложение читаем хором. «И я остался с кашей наедине». -С кем можно остаться наедине? -Почему Дениска так говорит о каше? (она враг, соперник, никто не может помочь, а кашу надо победить, уничтожить) Попробуйте убрать предложение. -Какова его роль? (усиливает комичность ситуации)
Затенить экран. 4 отрывок ЧТЕНИЕ - РАЗВЕДКА А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения. Вы прочитаете следующий отрывок до слов «В это время вошла мама». Все важные сведения вы должны записать в пошаговый алгоритм «Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?» Можно пользоваться карандашом, делать пометки в тексте, обращайте внимание на глаголы. Чья пара первой возвратится из разведки - встанет. 13 слайд ПРОВЕРКА. 14 слайд ХРЕН - острая приправа
15, 16 слайд ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Усовершенствование каши» пошлёпал ложкой (похлопать в ладоши) посолил (взять соль слева - поворот) посыпал сахару (взять сахар справа -поворот) долил кипятку(кипяток сзади у соседа) вылил в кашу всю баночку хрена(хрен стоит внизу в столе) Глаза на лоб полезли (вытаращили глаза) Вылил в окно кашу
ДНЕВНИК -Запишите в дневник, что обозначает выражение «глаза на лоб полезли»? -Правда ли, что Дениска потерял сознание? -От чего возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши) -Как считаете, Дениска с самого начала решил выплеснуть кашу в окно?
Чтение 5 отрывка по ролям ОЦЕНКА -Какого человека называют интеллигентным? -Как вы думаете, что такое клевета? Подберите синоним. (Ложь, враньё, выдумка, наговор) Значит, что такое клеветать? (порочить честь и достоинство другого лица). - Язвительно - это как? (злобно, ядовито, насмешливо, колко) - Почему же Дениска не рассказал сразу маме правду? Он - лжец? (нет, все произошло очень быстро, он не успел даже опомниться) ДНЕВНИК Запишите в дневник, что обозначает выражение «стал по стойке смирно»?
ПРОВЕРКА ВСЕГО ДНЕВНИКА 17 слайд ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
6 отрывок читаем жужжащим чтением, а последнее предложение пострадавшего в паре. Кто лучше передаст интонацию? Оцените друг друга в паре. Я заметила, что вы смеялись, когда читали рассказ дяденьки, как думаете, а что он при этом чувствует? - А кто еще смеется с нами? (автор, это он создал такую комичную ситуацию. Он, посмеялся над другим, чтобы показать, что сами мы не хотели бы оказаться на его месте, никому не нравится, когда над ним смеются) ЗАДАЙТЕ 1 толстый вопрос в паре. (Почему заикается дяденька?) Ответьте.
Чтение 7 отрывка учителем. - Как думаете, хорошо ли Дениска знал маму? Аргументируйте. -Почему мама долго смотрела на сына, но не наказала его? -Найдите в этом отрывке сравнение. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Сделайте глаза такими же круглыми, как крыжовник, посмотрите друг на друга, как мама посмотрела на Дениску. Закройте глаза, помассируйте против часовой стрелки и в это время подумайте, какой же человек вырастет из Дениски?
3.Стадия рефлексии ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Откройте тетрадь стр.50 №1. Какой план нам предложен?(цитатный) Все логические цепочки перепутаны, восстановите последовательность действий. ВКЛЮЧИТЬ ДОСКУ в интерактивном режиме 2слайд На доске с аналогичным заданием по картинному плану поработает…….ОЦЕНКА ПРОВЕРКА
3слайд - Какая пословица подходит к тексту? Почему? - О каких человеческих качествах заставляет задуматься этот рассказ? (Д. совершил плохой поступок, хочет скрыть его, но все равно все узнали об этом, ему очень стыдно, в первую очередь перед мамой) 4 слайд -Какая же проблема волнует автора?(взаимоотношения детей и родителей, как правильно поступать в трудной ситуации) 5слайд РАБОТА В ГРУППАХ
  • 1 группа Почему так назван рассказ?
  • 2 группа Действительно ли Дениска запомнит слова мамы на всю жизнь?
  • 3 группа Круглый стол «Я понял, что…»

6слайд Домашнее задание по выбору
  • Составить синквейн про Дениску
  • Составить кластер «Состояние мамы»
  • Тетрадь, стр.50 №2


7слайд КАКИМ БЫЛ УРОК? (дети к доске - 6 чел.) Благодарю за сотрудничество!
При наличии времени цитата близкого друга Драгунского Я.Акима. 9слайд













© 2010-2022