Урок математики на тему «Счет в пределах первого десятка. Увеличилось или уменьшилось?» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования



Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

Сроки проведения курсов: 02.06.2014 - 17.06.2014



ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока математики

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 172 Московского района

Ширяева Анастасия Сергеевна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 7 лет





Н. Новгород

2014

Общие сведения о проекте

Название учебного предмета: Математика

1 класс, 1 часть, страница учебника 98, страница в рабочей тетради 56.

УМК «Планета Знаний», авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова

Тема урока: «Счет в пределах первого десятка. Увеличилось или уменьшилось?»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом Задачи урока:

  1. Сформировать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания.
  2. Формирование представлений о связи понятия «увеличилось» с движением вправо от начала луча, понятия «уменьшилось» с движением влево - к началу луча.
  3. Закрепить навыки счета в пределах 10.
  4. Вести работу по подготовке к решению задач.
  5. Развивать логическое мышление, память, внимание.
  6. Развивать самостоятельность и инициативность детей.
Ожидаемые результаты: Предметные: формирование представления о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания; формирование представлений о связи понятия «увеличилось» с движением вправо от начала луча, понятия «уменьшилось» с движением влево - к началу луча; закрепление навыков счета в пределах 10; пропедевтика решения текстовых задач. В сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; делать умозаключения по результатам исследования. Метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебнике; уметь отвечать на простые вопросы учителя; находить закономерности, продолжать их по установленному правилу; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осмысливать математические действия; проводить сравнение, анализ, обобщение, классификацию по заданным критериям; преобразовывать информацию из одной формы в другую; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; участвовать в диалоге на уроке; работать в паре и микрогруппе; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи. регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осваивать способы вычисления и установления взаимосвязи между предметами; формирование умения планировать, прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность. Личностные: умение слушать и выполнять требования учителя; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание математических составляющих окружающего мира.

Оборудование: магнитная доска, печатные картинки для фронтальной работы, смайлики для рефлексии.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Личностные

1. Выявление мотивации учения. «Беседа о школе» (методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

2. Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка».

3. Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/ неуспеха в деятельности. «Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха».

Метапредметные

Регулятивные: 4. Оценка уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль. «Графический диктант» (Д.Ю.Эльконин).

5. Выявление развития регулятивных действий. «Выкладывание узора из кубиков».

Познавательные: 6. Выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества. «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия». (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).



7. Выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).



8. Выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка).

Коммуникативные: 9. Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже).



10. Выявление уровня сформированности коммуникативные действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Предметные На основе наблюдения и анализа продуктов деятельности учащихся мы определили, что уровень развития предметных УУД находится на высоком и среднем уровнях.

План урока с хронометражем:

Ι Организационный момент. (1 мин.)

ΙΙ Актуализация имеющихся знаний. (5 мин.)

  • устный счет

  • самостоятельная работа в тетради с печатной основой

III Знакомство с понятиями «увеличилось», «уменьшилось». Целеполагание. (6 мин.)

ΙV Первичное закрепление. (4 мин.)

V Физкультминутка. (1 мин.)

VΙ Работа с числовым лучом. (5 мин.)

VΙΙ Закрепление изученного материала. Устные вычисления в пределах 10. (5 мин.)

VΙΙΙ Физкультминутка. (1 мин.)

ΙX Подготовка к решению задач. (7 мин.)

X Самостоятельная работа. (3 мин.)

XΙ Подведение итогов урока. (2 мин.)

Ход Урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1.


Организационный

момент. Дети, нам тепло? (Да) В классе нашем светло? (Да) Прозвенел уже звонок? (Да) Уж закончился урок? (Нет) Только начался урок? (Да) Мы хотим учиться? (Да) Значит можно вам садиться! Постараемся хорошо работать? (Конечно)

Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

2.

Актуализация имеющихся знаний. Ребятки, у меня в рукам телеграмма от Незнайки. К нему в гости ехали его друзья - лесные жители и заблудились. И он просит помочь найти его друзей. Поможем ему? Значит мы с вами отправляемся в путешествие. А на каком виде транспорта, угадайте. Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Поезд) Но чтобы наш поезд тронулся, мы должны прицепить вагончики, а чтобы прицепить вагончики, мы должны с вами посчитать - установите последовательность и продолжите ряд: 7, 6, 8, 7,… Подчеркните самое маленькое число, самое большое число. («Это цифра акробатка, то шестерка, то девятка.») -Сравните эти числа. -Девочки, узнайте, на сколько 6 меньше 9. -Мальчики, узнайте, на сколько 9 больше 6. -Как узнали? Какое выражение записали? (На три. Уменьшили 9 на 6. 9 - 6 = 3.) -Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе Тетрадь №1 стр. 56 Вставить число: 4+…=6 8-…=6 5+…=9 Вставь знаки +/-: 3..3=6 3…3=0 7…3=4 (устная проверка) Молодцы, всё верно. Сколько мы решили примеров в тетради? (6) Столько и вагончиков будет у нашего поезда. (Цепляю их к поезду) Мы прицепили их и можем отправляться в путь.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

3.

Знакомство с понятиями «увеличилось», «уменьшилось». Целеполагание. - И вот первое задание, чтобы спасти лесного жителя. №1 - Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (На них изображено, как мальчик рыбачит) - Расскажите, как изменяется количество рыбок на рисунках. (На первом рисунке нет рыбы, мальчик только идет ловить рыбу. А на 2 рисунке изображено, что он поймал 3 рыбки) - Увеличилось или уменьшилось количество рыбок? (Увеличилось, потому что сначала не было ни одной, а стало 3) - Какое равенство отражает наш вывод? (Сумма чисел 0 и 3 равна 3) Давайте запишем это в тетради с печатной основой. - Как изменилось количество рыбок на 3 рисунке? (Мальчик поймал еще 2 рыбки) - Увеличилось или уменьшилось количество рыбок? (Увеличилось, потому было 3 рыбки и он поймал еще 2, стало 5) - Какое равенство отражает наш вывод? (3+2=5) Давайте запишем это в тетради с печатной основой. - А что произошло на 4 рисунке? (Кот утащил 1 рыбку, поэтому количество рыб уменьшилось; мы запишем 5-1=4) - Молодцы! Всё верно. О! А вот и наш первый пассажир. (Цепляю к вагону белку) - На протяжении всего задания мы работали с понятиями «увеличилось и уменьшилось». А для чего они нам будут нужны? (Чтобы знать, какое действие выполнять: когда мы говорим «уменьшилось», надо вычитать, а когда «увеличилось» - складывать)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь ставить и решать проблему (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя (Регулятивные УУД)

4.

Первичное закрепление. №2 - Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (На 1 рисунке изображена корзина с тыквами; на 2 - птички на дереве; на 3 - девочка с воздушными шариками) - Расскажите, что произошло на 1 рисунке. (В корзине лежали 3 тыквы, мальчик взял 1, и в корзине осталось 2 тыквы) - Увеличилось или уменьшилось количество тыкв? (Уменьшилось, потому что 1 тыкву взяли) - Какая запись нам подойдет в данном случае? (3-1) - А могла произойти обратная ситуация? (Да) -Какая? (В корзине лежало 2 тыквы, мальчик положил еще 1. В корзине стало 3 тыквы) - Увеличилось или уменьшилось количество тыкв? (Увеличилось, потому что 1 тыкву добавили) - Какая запись нам подойдет в данном случае? (2+1) - Что могло произойти на 2 рисунке? (На дереве сидели 7 птиц, а 2 из них улетели. Осталось 5 птичек) - Как изменилось количество птиц? (Уменьшилось, потому что 2 улетели) - Какая запись нам подойдет в данном случае? (7-2) - А могло быть по-другому? (Могло) - Как? (На дереве сидели 5 птичек, прилетели еще 2. Всего стало 7 птиц) - Как изменилось количество птиц? (Увеличилось, потому что 2 прилетели) - Какая запись нам подойдет в данном случае? (5+2) - А что случилось на 3 рисунке? (У девочки было 9 воздушных шариков, 3 из них улетели. У нее осталось 6 шариков) - Увеличилось или уменьшилось количество шаров? (Уменьшилось, потому что 3 шара улетели) - Какая запись нам подойдет в данном случае? (9-3) - А могло бы у девочки быть 6 шаров, а потом могли бы к ней прилететь еще 3 шарика? (Нет) - Значит, запись 6+3 к этому рисунку…(не подходит) - Можно ли нам всегда опираться на рисунок при решении задач? (Нет, потому что мы можем неправильно понять, что хотел показать автор и выбрать неверное действие, записать неверное решение) - Молодцы, ребята! Вы со своей задачей справились, и мы нашли ещё одного животного. (Мышку - цепляю к вагон)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

5.

Физкультминутка. - Сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Кто внимательный?». Все помните правила? Если я поднимаю руки вверх, то вы опускаете их вниз, и наоборот; если я развожу руки в стороны, то вы прижимаете их к себе, и наоборот. Готовы? Начали.

Развитие памяти и внимания.

6.

Рабата с числовым лучом. №3 - Посмотрите на рисунки: Пятачок вышел прогуляться. Он прошел 5м, а потом… - Что произошло с Пятачком на 1 рисунке, как вы думаете? (Пятачок вернулся на 3м назад) - Как изменилось расстояние от Пяточка до его дома? (Расстояние уменьшилось) - Чему оно стало равно? (Расстояние стало равно 2м) - Какое равенство запишем? (5-3=2) - Значит, если Пятачок идет назад к своему дому, т.е. двигается влево по числовому лучу, то расстояние между ним и домом… (уменьшается) - А что случилось с Пятачком на 2 рисунке? (Он отошел от домика на 5м, а потом прошел еще 3м вперед) - Как изменилось расстояние от Пятачка до его дома? (Расстояние увеличилось) - Сколько всего метров прошел Пятачок? (Пятачок прошел 8м) - Как мы это узнали? (5+3=8) - Значит, если Пятачок будет уходить дальше от дома, т.е. будет двигаться вправо по числовому лучу, то расстояние между ним и домом… (увеличится) - Можно сделать вывод, что… (если двигаться по числовому лучу влево, числа будут уменьшаться. А если двигаться вправо, числа будут увеличиваться) - Правильно, молодцы, все справились с заданием и у нас следующий пассажир. (Медведь - цепляю к вагону)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

7.

Закрепление изученного материала. Устные вычисления в пределах 10. №4 - Посмотрите на задание. Вам предлагают проверить друг друга. Какие случаи сложения вы запомнили? Сейчас вы разделитесь на три группы (по рядам) и выполните это задание. 8+2= 7+3= 6+4= 7+2= 6+3= 5+4= 6+2= 5+3= 4+4= 5+2= 4+3= 3+4= - Как меняются результаты в каждом столбике? Почему? ( Они уменьшаются на одну единицу. Потому что в каждом столбике в записи каждого следующего примера первое число всегда меньше на единицу) - Правильно, молодцы и мы с вами нашли зайчика. (Прицепить)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

8.

Физкультминутка. Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется. Напряжение улетело, и расслаблено все тело, Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас ручки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас - ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Нам понятно, что такое состояние покоя.

9.

Подготовка к решению задач. №5 - Пятачок подобрал под дубом 3 желудя. А на другой день еще 2. Увеличилось или уменьшилось количество желудей у Пятачка? (Увеличилось) - Сколько всего желудей нашел Пятачок? (5 желудей нашел Пятачок) - Как вы это узнали? (3+2=5) - Увеличилось или уменьшилось количество желудей на дубе? (Уменьшилось, потому что желуди упали с дуба) - Если на дубе было 8 желудей, то сколько осталось? (Осталось 3 желудя, потому что было всего 8, упали 5, их нашел Пятачок, а 8-5=3) - Умнички! Мы спасли лисичку. (Прицепить) №6 а) - Сова поставила на стол 6 красных чашек и 2 желтых. Какая схема подходит к этому случаю? Почему? (2, потому что на ней изображены 2 желтых круга по количеству желтых чашек и 6 синих кругов по количеству красных чашек) - А почему нам не подходит 1 схема, ведь изображены 2 желтых круга по количеству желтых чашек и красные круги под цвет остальных чашек? (На схеме изображены 8 красных кругов, а красных чашек всего 6) б) - Сова вымыла 8 чашек, но 2 из них разбила. Увеличилось или уменьшилось количество чашек? (Уменьшилось, потому что 2 чашки разбили) - Какая схема подходит к этому случаю? Почему? (2, потому что на ней изображены 8 кругов по количеству чашек, но 2 из них перечеркнуты - эти чашки сова разбила. Осталось 6 чашек) - Ну вот, мы нашли ещё одного друга Незнайки - сову. (Прицепить) Все звери расселись по вагонам и отправляются в дорогу. А пока они добираются, вы выполните несколько заданий самостоятельно.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Пропедевтика решения задач(Познавательные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

10.

Самостоятельная работа. №1, №2 в тетради с печатной основой (стр.56). - Что нужно сделать в 1 задании? (Увеличить количество чашек на 3. Обвести столько чашек, сколько нужно добавить. И поставить + или - в равенство 3…3=) - А во 2 задании? (Уменьшить количество чашек на 3. Раскрасить нужное количество чашек. И составить равенство) - Приступайте. (Слабым детям даются карточки: №1: Увеличить, значит сделать больше, прибавить. Нужно поставить знак «+». №2: Уменьшить, значит сделать меньше, убавить. Нижно поставить знак «-». - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если вы нашли ошибки, объясните их своему соседу по парте.

Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция (Регулятивные УУД)

11.

Подведение итогов урока. - А вот и друзья Незнайки добрались до его дома. Он был очень рад, что вы показали им дорогу. И прислал вам в награду вот такие вкусные конфеты. Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока. Вспомните, какая была тема урока? - Молодцы! Я вами очень довольна. Вы работали замечательно. А теперь давайте посмотрим, какое настроение у вас осталось от урока. (Поднимают цветные кружки).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Литература

  1. Башмакова М.И. Обучение в 1-м классе по учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова - М.: АСТ: Астрель, 2013.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.

  3. Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под ред.Н.Н.Деменевой. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.



© 2010-2022