Час здоровья для начальной школы на тему Мозг - наш главный командир

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Ильинская СОШ 26 марта 2013 года

Фрагмент занятия по курсу «Педагогика здоровья».

Тема: "Мозг - наш главный командир".

Учитель - Соколова Людмила Алексеевна

Цель:

1. Знакомство учащихся с основной функцией мозга.

2. Развитие зрительной, слуховой памяти, связной речи.

3. Воспитание бережного отношения к своему организму.

Формируемые УУД:

1.Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- Учить высказывать свое предположение.

2. Познавательные:

- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке

- Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

3.Коммуникативные:

-Умение донести свою позицию до других;

- Слушать и понимать речь других;

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

4. Личностные: - Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Оборудование: плакаты "Строение мозга", "Нервная система"; музыкальные инструменты (ложки, бубен, погремушка); свеча, запись музыки "Утята", салфетки с запахом духов, пирогов; яблоки, огурцы, морковь, сыр или другие продукты схожей плотности, нарезанные одинаковыми кубиками, таблица.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии по «Педагогике здоровья». Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

-Как хорошо, когда мы не болеем! Не надо пить горькие лекарства, боятся уколов. Можно поиграть с друзьями, помочь маме, заняться любимым делом. Есть она волшебная страна, которая называется «Страна Здоровья», куда я хочу вас пригласить. Но прежде чем отправиться туда нам нужно сказать волшебные слова « В путь дорогу собирайся - за здоровьем отправляйся!»

- Что бы было все в порядке,

Начнем, конечно же с зарядки:

Мы умеем топать, топать

И в ладоши хлопать, хлопать.

Мы умеем потянуться,

Друг на друга оглянуться.

И кругом все повернуться.

И друг другу улыбнуться.

Мы, как зайцы, прыг да скок.

Мы, как мишки, топ, топ, топ.

А потом шагать, шагать.

Никому не отставать.

Бодрым шагом и с любовью

Мы идем в Страну Здоровья.

2. Актуализация

На доске плакат "мозг" Запись ответов учащихся на доске.

- Сегодня, на уроке мы поговорим о внутреннем органе человека. Догадайтесь, о чем пойдет речь:

- внутренний орган человека;
- находится в голове;
- его защищает череп.

- Что это такое? (Мозг).

- Как вы думаете, какую работу выполняет наш мозг?

3. Тема урока

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Мозг. Работа мозга).

4. Информация учителя. Плакат: "Нервная система"

- Мозг - это большой центр управления всем нашим телом. В мозг по нервам, как так по проводам, поступают сигналы от разных частей тела.

Мозг все запоминает, перерабатывает поступившую информацию и посылает команды всем органам. Мозг - наш главный командир.

5. Эксперимент №1 "Горящая свеча"

- Давайте проведем небольшой эксперимент. Я держу палец над горящей свечой.

- Почему не могу долго держать?

- Что же произошло?

В мозг по нервам поступил сигнал. Мозг принял информацию и послал команду к мышцам рук. Это произошло очень быстро.

6. Эксперимент №2

Проведем еще один эксперимент, который покажет, как работает наш мозг. Положите руки ладонью на стол. А теперь начните думать о том, как поднимаете руки - думайте, но рукой пока не двигайте. Как только вы увидите цифры 1-2-3 - поднимите руки. Итак, приготовились: 1-2-3.

- Что произошло?

  1. Клетки мозга сообщили нервам, идущим к руке, что по ним скоро будет послан сигнал.

  2. В тот момент, когда вы поднимали руки, мозг послал сигнал к мышам рук.

7. Информация Учителя по плакату "Мозг"

  • Мозг - состоит из трех отделов: мозгового ствола, благодаря которому мы дышим и работает наше сердце; мозжечка, который следит за работой мышц и движениями тела; коры мозга. Поверхность коры головного мозга вся покрыта извилинами и разделена на специальные участки (зоны). Каждая зона отвечает за свою работу: движение, разговор, память, зрение, способность различать запахи и звуки, способность писать.

8. Зона зрения. Час здоровья для начальной школы на тему Мозг - наш главный командир

- Проведем небольшой эксперимент. Я показываю рисунок. Смотрите и запоминайте, потом выложите на своих партах то, что запомнили.

(Работа в группах).

- Какая группа сделала точный рисунок?

- Чтобы собрать этот рисунок, что мы сделали?

- Откуда сигнал поступил в мозг?

  • Поверхность коры головного мозга имеет зону зрения, которая запоминает все, что видят наши глаза.

9. Зона слуха.

Я играю на инструментах. Запоминайте звук каждого инструмента (бубен, ложки, погремушка). Теперь, закрыв глаза, по звуку должны определить инструмент: первая группа - ложки вторая - бубен третья - ложки четвертая - погремушки

- Откуда поступил сигнал в мозг?

  • Находящийся в коре головного мозга, зона слуха позволяет нам узнавать и запоминать звуки. Благодаря ей, мы можем заниматься музыкой.

10. Формулировка. Зона движения.

- Запоминайте мои движения. (Показывает движения ).

- А теперь повторяйте вместе со мной.

  • Мозжечок и зона движения контролируют работы мышц, помогают нам запоминать сложные движения, танцевать, заниматься фигурным катанием, гимнастикой.

11. Зона речи:

- У вас на столах листочки с текстом. Возьмите и прочитайте про себя.

На листочках правила, которые нужно соблюдать.

  1. Всегда хорошо высыпайся. Уставший мозг не может хорошо работать.

  2. Регулярно и полноценно питайся. Если мозг "голодает", он плохо соображает.

  3. Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу развиваться.

  4. Не пропускай мимо ушей то, что говорят тебе родители и учителя. Кто умеет внимательно слушать, тот может хорошо учиться, и мозг получает тренировку.

  5. Читай много хороших книг.

  6. Полезны для мозга такие передачи, из которых ты узнаешь что-то новое.

  7. Старайся завести как можно больше друзей. У кого много друзей, тот много знает.

  8. Если тебя что-то серьезно беспокоит, скажи об этом родителям. Слишком долго переживать, долго чувствовать себя плохо и несчастным вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

  9. Почаще улыбайтесь!

- Что узнали из прочитанного?

  • Зона речи разбирает то, что мы читаем и слышим. Отдает приказы губам, языку и управляет голосом.

Гипоталамус

Гипоталамус - это часть мозга, которая отвечает за аппетит, страх, гнев, поддерживает температуру тела.

12. Зона вкусового ощущения.

  • Проведем эксперимент. Проверим, сможем ли мы определить вкус с закрытыми глазами.

(На тарелках яблоки, огурцы, морковь, сыр или другие продукты схожей плотности нарезанные одинаковыми кубиками. Первой группе можно дать - яблоки, второй - огурцы, третьей - морковь, четвертой - сыр).

  • Узнали ли вы вкус?

  • Как узнали?

  • Зона вкусового ощущения. Сюда приходят сигналы тот языка, и мы узнаем, что едим - сладкое, соленое, кислое или горькое.

13. Зона обоняния.

Каждой группе раздается по две салфетки разных цветов с запахом одеколона и пирога.

  • Определите запах салфеток.

  • Как узнали?

  • Откуда поступил сигнал в наш мозг?

  • Зона обоняния позволяет распознавать запахи и запоминать их. Мы можем узнавать по запаху, что готовит на кухне мама.

14. Память.

  • Кто вспомнит, как встречал Новый год, когда ему было 5 лет?

  • Кто вспомнит, что делал вчера после уроков?

  • Что нам помогает вспомнить? (Память).

  • Есть две зоны в мозге - одна сохраняет давние воспоминания, другая недавние.

Работа памяти - это очень сложный процесс.

15. Итог урока.

  • Что нового узнали?

  • Какую работу выполняет наш мозг?



© 2010-2022