Конспект урока Состав числа 5 (1 класс, VIII вид)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 класс.

Тема: Состав числа 5. Задачи:

  1. Обучающая: познакомить с составом числа 5, закрепление числового ряда 1-5, сравнение чисел в пределах 5;
  2. Коррекционная: коррекция математической речи, пространственной ориентировки, внимания, памяти, самоконтроля, мелкой моторики и тактильных ощущений;
Оборудование: картинка с недописанными цифрами, карточки домино, карточки для сравнения, грибы, яблоки, 2 тарелки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Математических сказок. Кто может попасть в эту страну? (Кто любит математику и сказки.)

- А сейчас поиграем. Игра называется «Котомка в дорогу»

- Что нам понадобится для нашего удачного путешествия в страну Математических сказок? (Школьные принадлежности: ручка, цветные карандаши, учебник, тетрадь… Проверьте, все ли у вас есть на партах.

- А какие человеческие качества, необходимы в учении? ( внимание, усидчивость, упорство, старание, трудолюбие.)

- Ещё мы возьмём друзей, учителей, одноклассников.

II. Актуализация опорных знаний

- Итак, в путь!


Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочке наказали присматривать за братцем. Забыла девочка, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печь.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Посчитай мои пирожки, тогда скажу.

- Сколько пирожков? Посчитаем. ( 5)

- Ребята, посмотрите, а пирожки-то все с секретом. Придется выполнять и эти задания.

  1. Числа 1-5. Упражнение на внимание.
На доске картинка с недописанными цифрами 1 -5. - Фрагмент какого числа нарисован?
  1. Дифференцированная работа.
1 группа - счёт 1 - 10 , 2 - 5 , 3 - 7, 4 - 6, 5 - 8. 2 группа - 1 ученик раскладывает цифры от 1 до 5 у себя на парте, другой от 5 до 1. Затем проверка: называют и показывают.
  1. Работа с числовым рядом.
- Назовите числа по порядку. - Назовите числа в обратном порядке. - Какое число стоит после числа 2, 4? - Какое число стоит перед числом 2, 5? - Какое число стоит между числами 3 и 5? - Назовите соседей числа 3.
  1. Сравнение чисел в пределах 5.
    1. Коллективная работа. (соотнесение количества предметов и цифры, а также их сравнение)
    2. Самостоятельная работа.
Задание: Сравнение чисел на индивидуальных карточках. - Сравните числа. Что значит - сравнить числа? Сравнение чисел в пределах 5.

III. Открытие нового знания

- Побежала девочка дальше. Видит - стоит деревушка.

В деревушке 5 избушек,
5 крылечек, 5 старушек,
5 щенков, 5 дымков,
5 драчливых петухов
На пяти плетнях сидят
Друг на друга не глядят.
Распустили 5 хвостов,
Каждый хвост пяти цветов.

- Чем интересна эта деревушка? (Всего по 5)
- Что еще в окружающем нас мире связано с числом 5? (5 пальцев на руке, 5 - хорошая отметка).
- как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке? (Число 5 и цифра 5)
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с числом 5 .Мы узнаем, из каких чисел можно составить число 5.

- Побежала девочка дальше. Видит, стоит яблонька.

- Яблонька-яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели?
- Посчитай мои яблочки и догадайтесь, как можно составить число 5, тогда скажу.

- Давайте, ребята, посчитаем яблоки.

- Сколько всего яблок? ( 5)

Нам яблонька дала еще одно задание. Посмотрите, у нас стоит 2 тарелки, как можно разложить 5 яблок на 2 тарелки. ( 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4). Заполняем таблички. - Значит, 5 - это сколько …. (выставляются числа на доске). 5 5 5 5 . . . . . . . .

  • Повторение.
Чтение хором состава числа по таблице, составленной на доске.
  • Закрепление.
Косточки домино (1 точка, 2 точки, 3 точки, 4 точки) - Сколько точек ? (1) - Сколько не хватает до 5? - Почему? (Потому что 5 - это 1 и 4).

(Аналогично с числом 4, 3, 2). Работа в тетради.

  • Письмо цифры 5.
Повторение правил посадки при письме и положения тетради. - Какую цифру мы пишем? Как пишем цифру 5? (образец). - Напишем в воздухе цифру 5. - Теперь пишем в тетради. Пишем аккуратно и красиво. (Пока дети пишут, учитель проверяет перфокарты «Сравнение чисел»)
  • Состав числа 5.
- Запишем состав числа 5. 5 5 5 5 4 . 3 . 2 . 1 . (1, 2 состав выполняем вместе, 3, 4 - самостоятельно. Затем самопроверка.)

Физминутка «Ручеёк»

- Показала яблонька, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка дальше.

- И мы побежим по дорожке вслед за девочкой. Бежит девочка дальше. Глядь, течет река в кисельных берегах и ручейки молочные в неё впадают. У нас тоже свой веселый ручеёк есть. (Проводится физминутка «Ручеёк».)

Побежала девочка дальше. А на опушке леса повстречался ей ежик.

- Ежик-ежик, не видел ли ты куда гуси-лебеди пролетели?

- Помоги мне решить задачу, тогда скажу.

- Поможем ребята? Решение задачи. Шел ежик по лесу и нашел вначале 3 гриба, а затем еще 2. Сколько всего грибов нашел ежик? - О чём эта задача? - Сколько сначала нашел грибов ежик? - Сколько нашел потом? - Что нужно узнать в задаче?

  • Воспроизведение полного текста задачи учеником.
  • Поиск решения задачи.
- Известно, что ежик вначале нашел 3 гриба, а затем еще 2 гриба. - Как узнаем, сколько нашел грибов ежик? - Почему мы должны прибавить?
  • Запись решения задачи.
- Запишем решение задачи.
  • Формулировка ответа.
- О чём спрашивается в задаче? - Получили мы ответ на вопрос задачи? - Сколько нашел грибов ежик? Проверим (считаем хором). - Что пишем теперь? (Ответ.)
  • Последующая работа над задачей.
- Что в задаче известно? Что нужно узнать? - Как решали задачу? - Назовите ответ.

Обобщение о числе 5

- Показал ежик, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка. Видит - стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Окно Баба Яга заколотила, а в доме плачет братец. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит её задание.
- Готовы ли вы помочь девочке спасти братца?
- Давайте расскажем Бабе Яге все, что мы узнали сегодня о числе 5. (Выслушиваются ответы детей.)


Решение заданий по выбору

- Баба Яга - хитрая. Никак не хочет отпускать братца. Спрятала она еще одно задание. Найдите его.

(Дети ищут задание в конверте. Находят его под крышкой парты или под стулом)

- Выберите наиболее интересное для вас и выполните его.

Примеры с окошком, сравнение, числовой ряд, примеры.

- Проверка задания с объяснением.

IV. Итог урока

- Забрала девочка братца и побежали они домой. Тут и родители с работы пришли. Чтобы мы посоветовали впредь детям? (Быть послушными)
- А какие качества пригодились сегодня нам на уроке?
- Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно сегодня похвалить?
- Поблагодарите своего соседа по парте за работу. А я благодарю вас.


© 2010-2022