Методический материал Адаптация первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методический материал Адаптация первоклассников

























Сергеева Галина Николаевна

учитель начальных классов



Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из дома или детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница или мама. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к начальной школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 2. Успешность овладения школьной программой. 4. Уверенность школьника в успехе. 5. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. 6. Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Показатели «внутренней позиции школьника»: положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения; признание авторитета учителя.

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходила с использованием методов наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.


В сентябре мною была проведена стартовая диагностика готовности первоклассников к обучению.

Диагностика показала следующие результаты:

Всего в классе - 13 чел.

Высокий уровень -5 чел.- 38%

Средний уровень -4 чел. -31%

Низкий уровень -4 чел. -31%

В ноябре провела диагностическую задачу для оценивания коммуникативных УУД.

Цель этой работы: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Задание «Рукавички».

Результат:

Выполняли работу - 12 человек.

Высокий уровень -6 чел.-50%

Средний уровень -2 чел. -17%

Низкий уровень -4 чел. -33%

В декабре проведена диагностика «Краски».

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся.

Даны слова:

Звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.

Мотивационная сфера присутствует у 91% учащихся.

В январе проводилась диагностика отношения первоклассника к начальной школе.

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

Диагностика отношения первоклассника к начальной школе

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________ Возраст __________________

Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________

№ уровня показателя адаптации

Показатели адаптации и характеристика

их различных уровней

Выбранный уровень
показателя адаптации

Примечание

Настроение ребенка

1

Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

2

Эпизодические проявления снижения настроения

3

Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий

4

Вялость, рассеянность

5

Заторможенность, истерия, плач

6

Выражение негативного отношения к школе

7

Полное нежелание идти в школу

Контакты со сверстниками

1

Легко и уверенно входит в коллектив

2

Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками

3

Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать" со сверстниками

4

Робок, малоинициативен, избирателен в общении

5

Не поддерживает социальных контактов

6

Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

Познавательная активность

1

На уроках проявляет активность и интерес

2

Посещает все уроки без принуждения

3

Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим

4

Учится без видимого желания

5

Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

Дисциплина

1

С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя

2

Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается

3

Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности

4

Требования учителя выполняет неохотно

5

На уроках часто отвлекается

6

Игнорирует требования учителя

Реакции агрессии, гнева

1

Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

2

Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей

3

Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением

4

Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

5

Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников

6

Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

Страх

1

Страх отсутствует

2

Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

3

Робок, застенчив, легко теряется

4

Указанные черты ярко выражены

5

В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя

Двигательная активность на перемене

1

Ребенок подвижен, активен

2

Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях

3

Двигательная активность низкая

4

Двигательная активность всегда низкая

Общее самочувствие

1

Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

2

Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

3

Периодически жалуется на недомогания

4

Жалобы принимают устойчивый характер

5

Проявление невротических расстройств

Успеваемость

1

Хорошая

2

Хорошая/удовлетворительная

3

Удовлетворительная

4

Удовлетворительная/плохая

Определение уровня адаптации

Оценка ситуации

Баллы

Уровни адаптации

Благоприятная

9-17

Высокий

Условно благоприятная

18-24

Средний

Неблагоприятная

25 и выше

Низкий

Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к "группе риска". На ребенка "группы риска" заполняется диагностический бланк.

Качественный анализ диагностики

Всего в классе - 12 человек.

Высокий уровень -9 чел. -75%

Средний уровень -1 чел. -8%

Низкий уровень -2 чел. -17%

Исходя из выше проведённых мною диагностик, можно сделать вывод, что 2 ученика из класса неадаптированы к школе. С ними проводится дополнительная индивидуальная работа.





Анкета

для определения школьной мотивации

учащихся




1. Тебе нравится в школе? - не очень - нравится - не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома - бывает по-разному - иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? - не знаю - остался бы дома - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? - не нравится - бывает по-разному - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы - не хотел бы - не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю - не хотел бы - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто - редко - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - не знаю - хотел бы - не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей? - мало - много - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся - не очень - не нравятся

Анкета для родителей

первоклассников


Фамилия, имя ребенка _________________________________________ Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу? - неохотно (ДА) - без особой охоты (ВДА) - охотно, с радостью (А) - затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? - пока нет (ДА) - не совсем (ВДА) - в основном, да (А) - затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? - скорее нет, чем да (ДА) - не вполне (ВДА) - в основном да (А) - затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями? - никогда (ДА) - иногда (ВДА) - довольно часто (А) - затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? - в основном отрицательные впечатления (ДА) - положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) - в основном положительные впечатления (А)
6. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий? - довольно часто (ДА) - иногда (ВДА) - не нуждается в помощи (А) - затрудняюсь ответить
7. Как ребенок преодолевает трудности в работе? - перед трудностями сразу пасует (ДА) - обращается за помощью (ВДА) - старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) - настойчив в преодолении трудностей (А) - затрудняюсь ответить

8. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? - сам этого сделать не может (ДА) - иногда может (ВДА) - может, если его побудить к этому (А) - как правило, может (А) - затрудняюсь ответить
9. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? - довольно часто (ДА) - бывает, но редко (ВДА) - такого практически не бывает (А) - затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? - нет (ДА) - скорее нет, чем да (ВДА) - скорее да, чем нет (А) - затрудняюсь ответить
11. Укажите конкретные трудности, которые возникают у Вашего ребенка на данном этапе. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Больше ответов: А - адаптация ВДА - возможна дезадаптация ДА - дезадаптация


Полученные результаты

Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности

Достаточный уровень мотивированности и учебной активности

Положительное отношение к школе, но она, скорее привлекает внеучебной стороной или отдельными моментами

Недостаточный уровень мотивированности и учебной активности

Отсутствие позитивного отношения к школе

1

9

5

-

-

Таблица адаптации первоклассников(уровни)
В качестве трудностей, возникающих у первоклассников в период адаптации, были названы следующие:

  • Неорганизованность ребенка (невнимательность, неусидчивость, неаккуратность, леность).
Мама Степы: «Основная трудность для нас сейчас - это неорганизованность. Без моей помощи ребенок не в состоянии самостоятельно одеться, позавтракать, собрать портфель. Я очень переживаю по этому поводу - ведь в классе меня рядом не будет?»
  • Поведение ребенка (чрезмерная эмоциональность, инертность, стеснительность, замкнутость и др.).
МамаАлеши: «Мой сын очень стеснителен, замкнут, старается избегать незнакомых людей, неохотно идет на контакт. Надеюсь, что школьная жизнь сделает его более открытым и самостоятельным, поможет найти друзей»
  • Построение взаимоотношений с учащимися.
Мама Юли: «Моя дочь очень обидчива и плаксива, часто жалуется, что ее обижают одноклассники, хотя учитель утверждает, что это совсем не так. Скорее всего, она просто пытается привлечь к себе внимание. Я очень волнуюсь, что Юле будет сложно наладить отношения с ребятами»
  • Переход от игры к ведущему виду деятельность - учебе.
Мама Саши: «Для нас главная трудность - это сама учебная деятельность. Ребенок не хочет понять, почему вместо того, чтобы играть в игрушки, его заставляют сидеть и прописывать буквы. По этой причине мы с сыном часто ссоримся, он плачет и обижается на меня». По итогам анкетирования были поставлены следующие задачи: • сохранение физического, психического и социального здоровья детей; • установление контакта с учащимися; • формирование адекватного поведения; • овладение навыками учебной деятельности.















© 2010-2022