Конспект урока по обучению грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буквы «К,к». Звуки [к], [к].

Цели: Познакомить с новой буквой, совершенствовать умение слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твердости, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня у нас радость к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.

По тропинке к вам школьной спешила.

Любовалась, как жизнь хороша.

Солнце в небе сияло,

И моя улыбалась душа.

- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: «Сегодня на уроке я желаю тебе…».

С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Что же нам сегодня понадобится на уроке?

Спросить у детей что им пожелали, что они пожелали своему соседу?

Замечательно. Сегодня на уроке нам понадобится внимание, терпение, старание и конечно же умение слушать и слышать друг друга.

-Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

-На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (внимательным)



Говорите четко, внятно,

Чтобы было всем (понятно)



Если хочешь отвечать,

Надо руку (поднимать)



Если друг стал отвечать,

Не спеши (перебивать)



А помочь захочешь другу-

Подними спокойно (руку)

А что же мы будем делать на сегодняшнем уроке?

Выслушать ответы детей. (Читать, работать с моделями, учиться правильно произносить и слышать звуки, учиться читать)

Учитель: И даже знакомиться с новой буквой.

Обратить внимание на серию картинок (Кит, коляска, кисточка, клубок…)

На какие две группы можно разделить все картинки?

Выслушать ответы детей. Если дети затрудняются, вызвать команды «Камень» и «Вата». Дети разбивают картинки на две группы: слова, начинающиеся на твердый согласный звук и на мягкий.

Учитель: Сейчас я буду показывать вам буквы, изученные ранее, вы будете их называть, а когда увидите букву, которая означает звуки к, или незнакомую вам букву, то хлопайте в ладоши.

Учитель показывает буквы, букву К показывает последней.

Дети хлопают в ладоши.

Учитель: Вот вы и поаплодировали новой букве. Может кто-то из вас нас с ней познакомит? Как называется эта буква? Выслушать ответы детей.

Работа с книгой.

Дети читают сочетание буквы К с гласными буквами. Далее учитель предлагает детям прочитать те сочетания, где буква К означает мягкий звук, а затем твердый звук К.

Далее дети сравнивают модели слов «кит» и «кот».

Чем они похожи? Чем отличаются?

Работа в парах:

Дети на местах составляют модель слова «Котик». Варианты их ответов сравниваются с моделью на доске.

Физминутка.

Далее читаются слова в столбиках.

Среди прочитанных слов дети находят многозначное .(Кран).

Объясняют смысл слов «Кран» (подъемный, водяной)

Спросить у детей какие еще многозначные слова они знают.

Выслушать ответы детей.

Далее учитель предлагает учащимся услышать многозначное слово в четверостишье.

В класс пришел-не хмурь лица.

Будь внимателен всегда.

Ты не зритель и не гость,

А занятий наших гвоздь.

Учитель: Слышали ли вы выражение: «Гвоздь программы»? Вот так и каждый из вас на уроке является главным человеком, и без работы каждого из вас у нас на уроке ничего бы не получилось. Далее читается текст. Затем проводится выборочное чтение по вопросам учителя. На доске напечатаны слова: Окунь Каша Волк Рука Слова прочитываются хором. Затем учитель предлагает учащимся прочитать слова в порядке перемещения буквы К. Работа в группах у доски и на местах Учителем предлагаются следующие задания: Составить слова из двух столбиков Бел ра Коб к Вол ка Ос лик Задание 2 Найди дорожку Дети соединяют буквенную запись слова с моделью этого слова. Задание 3. На картинке отметить слова, которые начинаются на буквы К. Задание 4. От большего к меньшему составляется рассыпанное слово: а л д к Собирается слово: «Клад» После выполнения задания проверяются. -Как называют людей, которые ищут клад? Выслушать ответы детей. -А какое слово спряталось в слове клад? Оно означает важное понятие, которое дороже любых денег. Не зря говорят: «Не нужен клад, коли в семье лад». -А что означает слово «лад»? (Мир, согласие) Каждому ребенку дан листочек на котором напечатаны буквы: а,о,ш,к,н,и,с… Учитель читает загадки, дети их отгадывают и подчеркивают букву, о которой говорилось в загадке.

В этой букве нет угла, Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы могла (О)

Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (С) Шел конь, подковами звеня, Как эта буква след коня.

На этой букве как на лесенке, Сижу и распеваю песенки (Н) Затем дети выписывают эти буквы и составляют с ними слова (нос, сон). Заключительная часть урока. Учитель предлагает детям взять карандаши цвета, которых соответствует их эмоциональному состоянию, читает им текст, а ученики ставят отметку, когда услышат твердый звук «к» и мягкий звук «кꞌ» Текст Скоро наступит октябрь. Осень красит листья желтой краской. Красота! (6 раз) Выслушать ответы детей Учитель говорит о том, что на следующих уроках дети раскрасят листья и создадут дерево настроения.

Учитель:

А сейчас я хочу сказать, что вы работали хорошо, дружно и настроение у вас хорошее.

А заметили ли вы успехи своих товарищей. Ведь уметь радоваться успехам других очень важно, кто хотел бы обратиться к своему однокласснику.

Дети оценивают работу своего одноклассника

Ваня, ты сегодня хорошо читал (отвечал, составлял предложения…)

Ученик отвечает:

-Спасибо, а еще я сегодня хорошо…

Учитель

Все молодцы. Урок закончен.

Физминутки Две руки хлопают, Две ноги топают. Два кулачка вращаются. Глазки закрываются, А ротик улыбается.



Ручки вытянем вперед, А потом свои ладошки повернем наоборот И похлопаем немножко.

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

Мы ладошки сложим вместе, словно их скрепили тестом Начинаем опускать, только чур не разжимать.

Дети закрывают глаза и мысленно представляют, что у них растет нос, а они следят за ним закрытыми глазами, при этом считают от 1 до 8, а затем нос уменьшается, при этом дети ведут обратный отсчет от 8 до 1.

Дети представляют экран и мысленно закрытыми глазами разукрашивают его в синий, зеленый цвет, а затем в любимый цвет.

Пошагаем, пошагаем. Приседаем, приседаем. Встанем на носки, на пятки. Глубоко теперь вздохнем, Свое место все займем.

1,2,3-слушай и смотри, 3,2,1-мы начнем сейчас! -На листе напечатаны буквы. Я вам прочту загадки, вы должны отгадать и подчеркнуть ту букву, которая является ответом на загадку.

В этой букве нет угла, Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы могла (О)

Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (С) Шел конь, подковами звеня, Как эта буква след коня.

На этой букве как на лесенке, Сижу и распеваю песенки (Н) -Выпишите эти буквы, поставьте в таком порядке, чтобы получилось слово (сон, нос) Какие слова вы составили?

Итог Возьмите в руки карандаш цвета, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Я буду читать текст, а вы каждый раз, услышав звуки [к], [кꞌ] будете ставить отметку на листике, т.е. количество звуков [к], [кꞌ] должно соответствовать количеству ваших отметок. Будьте внимательны! Текст Скоро наступит октябрь. Осень красит листья желтой краской. Красота!(6 раз) На следующих уроках мы раскрасим листья, вырежем их и создадим дерево нашего настроения. -А сейчас хочу сказать, что вы работали хорошо, дружно и настроение у вас хорошее. А заметили ли вы успехи своих товарищей? Ведь уметь радоваться успехам других очень важно. -Кто хотел бы обратиться к своему однокласснику? … Спасибо, а еще я сегодня… На этом наш урок закончен.



Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая - громкая, быстрая - медленная, грустная - веселая, успокаивающая - возбуждающая и т.д.)

6. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради.

1группа.

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …………..(злой враг)

Теплый день - …………..(холодная ночь)

Хорошее начало - ……….(плохой конец)

Полезный труд - ………….(вредное безделье)

Утренний уход - …………..(вечерний приход)

Последнее поражение - …………(первая победа)

2 группа.

К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий злой

честь холодный

редкий незнакомый

правдивый новый

узкий молчать

известный дальний

говорить ложный

активный густой

старый бесчестье

горячий широкий

добрый пассивный

3 группа.

Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

Посеешь - пожнешь.

Летом - зимой.

Дело - потеха.

Свет - тьма.

Легко - трудно.

Больше - меньше.

4 группа.

Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Добрая ссора лучше худого согласия.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Сытый голодного не разумеет.

5 группа.

Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.



синонимы

антонимы

Горе

Друг

Холод

Грусть

Работа

Говорить

Старый


6 группа.

Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий.

(равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).

7. Игра «Отгадай, что я».

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ……….(прохлада).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь……..(тишина).

5. Домашнее задание.



  • Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.

  • Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).





© 2010-2022