- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по обучению грамоте
Конспект урока по обучению грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова Л.А. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Буквы «К,к». Звуки [к], [к].
Цели: Познакомить с новой буквой, совершенствовать умение слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твердости, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Учитель: Сегодня у нас радость к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.
По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце в небе сияло,
И моя улыбалась душа.
- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: «Сегодня на уроке я желаю тебе…».
С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок.
Что же нам сегодня понадобится на уроке?
Спросить у детей что им пожелали, что они пожелали своему соседу?
Замечательно. Сегодня на уроке нам понадобится внимание, терпение, старание и конечно же умение слушать и слышать друг друга.
-Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.
-На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно (руку)
А что же мы будем делать на сегодняшнем уроке?
Выслушать ответы детей. (Читать, работать с моделями, учиться правильно произносить и слышать звуки, учиться читать)
Учитель: И даже знакомиться с новой буквой.
Обратить внимание на серию картинок (Кит, коляска, кисточка, клубок…)
На какие две группы можно разделить все картинки?
Выслушать ответы детей. Если дети затрудняются, вызвать команды «Камень» и «Вата». Дети разбивают картинки на две группы: слова, начинающиеся на твердый согласный звук и на мягкий.
Учитель: Сейчас я буду показывать вам буквы, изученные ранее, вы будете их называть, а когда увидите букву, которая означает звуки к, или незнакомую вам букву, то хлопайте в ладоши.
Учитель показывает буквы, букву К показывает последней.
Дети хлопают в ладоши.
Учитель: Вот вы и поаплодировали новой букве. Может кто-то из вас нас с ней познакомит? Как называется эта буква? Выслушать ответы детей.
Работа с книгой.
Дети читают сочетание буквы К с гласными буквами. Далее учитель предлагает детям прочитать те сочетания, где буква К означает мягкий звук, а затем твердый звук К.
Далее дети сравнивают модели слов «кит» и «кот».
Чем они похожи? Чем отличаются?
Работа в парах:
Дети на местах составляют модель слова «Котик». Варианты их ответов сравниваются с моделью на доске.
Физминутка.
Далее читаются слова в столбиках.
Среди прочитанных слов дети находят многозначное .(Кран).
Объясняют смысл слов «Кран» (подъемный, водяной)
Спросить у детей какие еще многозначные слова они знают.
Выслушать ответы детей.
Далее учитель предлагает учащимся услышать многозначное слово в четверостишье.
В класс пришел-не хмурь лица.
Будь внимателен всегда.
Ты не зритель и не гость,
А занятий наших гвоздь.
Учитель: Слышали ли вы выражение: «Гвоздь программы»? Вот так и каждый из вас на уроке является главным человеком, и без работы каждого из вас у нас на уроке ничего бы не получилось. Далее читается текст. Затем проводится выборочное чтение по вопросам учителя. На доске напечатаны слова: Окунь Каша Волк Рука Слова прочитываются хором. Затем учитель предлагает учащимся прочитать слова в порядке перемещения буквы К. Работа в группах у доски и на местах Учителем предлагаются следующие задания: Составить слова из двух столбиков Бел ра Коб к Вол ка Ос лик Задание 2 Найди дорожку Дети соединяют буквенную запись слова с моделью этого слова. Задание 3. На картинке отметить слова, которые начинаются на буквы К. Задание 4. От большего к меньшему составляется рассыпанное слово: а л д к Собирается слово: «Клад» После выполнения задания проверяются. -Как называют людей, которые ищут клад? Выслушать ответы детей. -А какое слово спряталось в слове клад? Оно означает важное понятие, которое дороже любых денег. Не зря говорят: «Не нужен клад, коли в семье лад». -А что означает слово «лад»? (Мир, согласие) Каждому ребенку дан листочек на котором напечатаны буквы: а,о,ш,к,н,и,с… Учитель читает загадки, дети их отгадывают и подчеркивают букву, о которой говорилось в загадке.
В этой букве нет угла, Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы могла (О)
Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (С) Шел конь, подковами звеня, Как эта буква след коня.
На этой букве как на лесенке, Сижу и распеваю песенки (Н) Затем дети выписывают эти буквы и составляют с ними слова (нос, сон). Заключительная часть урока. Учитель предлагает детям взять карандаши цвета, которых соответствует их эмоциональному состоянию, читает им текст, а ученики ставят отметку, когда услышат твердый звук «к» и мягкий звук «кꞌ» Текст Скоро наступит октябрь. Осень красит листья желтой краской. Красота! (6 раз) Выслушать ответы детей Учитель говорит о том, что на следующих уроках дети раскрасят листья и создадут дерево настроения.
Учитель:
А сейчас я хочу сказать, что вы работали хорошо, дружно и настроение у вас хорошее.
А заметили ли вы успехи своих товарищей. Ведь уметь радоваться успехам других очень важно, кто хотел бы обратиться к своему однокласснику.
Дети оценивают работу своего одноклассника
Ваня, ты сегодня хорошо читал (отвечал, составлял предложения…)
Ученик отвечает:
-Спасибо, а еще я сегодня хорошо…
Учитель
Все молодцы. Урок закончен.
Физминутки Две руки хлопают, Две ноги топают. Два кулачка вращаются. Глазки закрываются, А ротик улыбается.
Ручки вытянем вперед, А потом свои ладошки повернем наоборот И похлопаем немножко.
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
Мы ладошки сложим вместе, словно их скрепили тестом Начинаем опускать, только чур не разжимать.
Дети закрывают глаза и мысленно представляют, что у них растет нос, а они следят за ним закрытыми глазами, при этом считают от 1 до 8, а затем нос уменьшается, при этом дети ведут обратный отсчет от 8 до 1.
Дети представляют экран и мысленно закрытыми глазами разукрашивают его в синий, зеленый цвет, а затем в любимый цвет.
Пошагаем, пошагаем. Приседаем, приседаем. Встанем на носки, на пятки. Глубоко теперь вздохнем, Свое место все займем.
1,2,3-слушай и смотри, 3,2,1-мы начнем сейчас! -На листе напечатаны буквы. Я вам прочту загадки, вы должны отгадать и подчеркнуть ту букву, которая является ответом на загадку.
В этой букве нет угла, Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы могла (О)
Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (С) Шел конь, подковами звеня, Как эта буква след коня.
На этой букве как на лесенке, Сижу и распеваю песенки (Н) -Выпишите эти буквы, поставьте в таком порядке, чтобы получилось слово (сон, нос) Какие слова вы составили?
Итог Возьмите в руки карандаш цвета, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Я буду читать текст, а вы каждый раз, услышав звуки [к], [кꞌ] будете ставить отметку на листике, т.е. количество звуков [к], [кꞌ] должно соответствовать количеству ваших отметок. Будьте внимательны! Текст Скоро наступит октябрь. Осень красит листья желтой краской. Красота!(6 раз) На следующих уроках мы раскрасим листья, вырежем их и создадим дерево нашего настроения. -А сейчас хочу сказать, что вы работали хорошо, дружно и настроение у вас хорошее. А заметили ли вы успехи своих товарищей? Ведь уметь радоваться успехам других очень важно. -Кто хотел бы обратиться к своему однокласснику? … Спасибо, а еще я сегодня… На этом наш урок закончен.
Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая - громкая, быстрая - медленная, грустная - веселая, успокаивающая - возбуждающая и т.д.)
6. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради.
1группа.
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг - …………..(злой враг)
Теплый день - …………..(холодная ночь)
Хорошее начало - ……….(плохой конец)
Полезный труд - ………….(вредное безделье)
Утренний уход - …………..(вечерний приход)
Последнее поражение - …………(первая победа)
2 группа.
К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий злой
честь холодный
редкий незнакомый
правдивый новый
узкий молчать
известный дальний
говорить ложный
активный густой
старый бесчестье
горячий широкий
добрый пассивный
3 группа.
Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.
Посеешь - пожнешь.
Летом - зимой.
Дело - потеха.
Свет - тьма.
Легко - трудно.
Больше - меньше.
4 группа.
Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сытый голодного не разумеет.
5 группа.
Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
-
синонимы
антонимы
Горе
Друг
Холод
Грусть
Работа
Говорить
Старый
6 группа.
Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий.
(равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).
7. Игра «Отгадай, что я».
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня ……….(прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь……..(тишина).
5. Домашнее задание.
-
Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.
-
Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).