Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Пеновская СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА имени Е.И.Чайкиной














ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ

«Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа»

3 КЛАСС УМК «ПНШ»




Выполнила учитель начальных классов

Келасьева Светлана Иннокентьевна















2014г.

Технологическая карта

Учебный предмет русский язык

Учебник М.Л.Каленчук Н.А.Чуракова т.А.Байкова «Русский язык» 3 класс ч.3 УМК ПНШ

Программа «Перспективная начальная школа»

Класс 3

Тип урока Урок закрепления знаний.

Технология построения урока проблемно-диалогическая

Тема урока Правописание беударных падежных окончаний существительных единственного числа

Цель урока создание условий для закрепления знаний и умений по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);для формирования интереса к предмету

Основные термины, понятия часть речи,значение слова, на какие вопросы отвечает, склонение падеж, окончание

Планируемые результаты

Предметные

- познакомить с именем существительным, как частью речи,

-наблюдать за значением имён существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

-учить находить признаки имён существительных,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии Исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Технология изучения



Самоопределение к деятельности (3 - 5 мин)

Формируемые умения

Метапредметные (УУД)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайды,

видеофрагмент



Слайд 1

Слайд 2

Деятельность учителя

Наш урок я предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Повторение нашей темы мы проведем путешествуя. Чтобы узнать в какое путешествие мы отправимся отгадайте загадку:

Шириною широко

Глубиною глубоко

День и ночь о берег бьется

Из него воды не пьется

Потому, что не вкусна-

И горька и солона.

Кругом вода, А с питьем беда!(море)

Мы отправимся в морское путешествие на остров Сокровищ.

-А кто нибудь знает из вас имена известных мореплавателей?

Для успешного путешествия возьмем девиз

Деятельность обучающихся

Дети приветствуют гостей.


Дети отгадывают загадку и предполагают в какое путешествие мы отправимся.

Ответы детей

Дети читают девиз «Хочешь грамотным быт?.

Учись мыслить, думать и творить!»

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 мин)

Предметные:

- определять правильное написание словарных слов

-, давать характеристики буквам, умение определять количество слогов, частей речи;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные:-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

Слайд 3

Слова: корабль

восток

горизонт

погода


Слайд 3





























Слайд 4. Это слово пришло к нам из греческого языка «горидзон»- предел, рубеж

Слайд 5.


  1. Чистописание.
Перед вами ряд словарных слов, прочитайте. - Почему именно эти слова я написала? Проверьте написание этих слов по словарю.




-









Кто догадался какую букву будем писать на чистописании?
Что мы знаем об этой букве?




Прописывание буквы в тетрадях.






2.Словарная работа. -Прочитайте еще раз слова и скажите над каким словом по вашему мнению мы сегодня будем работать?











Работа над словом горизонт.






Происхождение слова горизонт.
Составьте предложение со словарным словом, которое созвучно с частью слова в предложении.





3.Проведя блиц опрос вы узнаете о какой части речи мы сегодня будем говорить.

Дети читают про себя слова.

Предположения детей

Дети в учебнике ,в словаре «Пиши правильно « находят эти слова.

Читают , четко проговаривая буквы, ставят ударение, называют проблемные места

Предположения детей. (букву О)

Она гласная, образует слоги, может находиться в корне, приставке ,суффиксе и окончании., является соединительной буквой в сложных словах.

Я считаю, что мы будем писать слово горизонт, потому что , в нем 2 проблемных места, а в остальных словах 1.

Я считаю, что мы будем писать слово горизонт, потому ,что в нем 8 звуков ,а в остальных 6.

1.Ударение падает на 3 слог, безударные о и и.

2.В этом слове 3 слога.

3.это имя существительное мужского рода.

С гор открылся широкий горизонт.

Я держал в руке зонт и смотрел на горизонт.

Ответы на вопросы.

Вывод: имя существительное.

Постановка учебной задачи (3-5 мин)

Предметные:

- определять правильные падежные окончания у существительных 1,2,3 склонения

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Слайд 6

Правило сотрудничества.

Перед нами карта острова Сокровищ, наш корабль попал в море с акулами и чтобы двигаться дальше мы проведем маленькое исследование.( работа в группах) Приложение №1.

Каждая группа получит задание.

На доске появляется:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Р.п. - И - - И

Д.п. -Е - - И

П.п. -Е -Е - И



  • Какова тема нашего урока?

Тема урока: Закрепление умений правильного написания падежных окончаний существительных в единственном числе.

Что у вас вызывает трудности?

Всегда ли легко определить какую букву надо писать в окончании?

Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных

.


Дети формулируют тему урока, ставят задачи.

Называют алгоритм проверки.

Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонений.

(10-15 мин)

Предметные:

- определять правильные падежные окончания у существительных 1,2,3 склонения путем применения алгоритма и с помощью опорного слова.

Познавательные:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.



Работа у доски по карточкам. 1 группа с учителем, остальные - по карточкам.

1 группа .

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.



  • Сравни окончания. Что вы заметили?

  • Почему в этих словах мы написали окончание - Е?

  • Какое слово лишнее?

  • Сделайте вывод.

Задание 2 группа

. Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…, о жизн…, из деревн.., к сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….

.

-Зачитайте слова с окончанием - И.

-Почему в этих словах вы написали окончание - И?

-Какое слово лишнее?

-Сделайте вывод по этой работе.

Дети вспоминают алгоритм , используют опорные слова.

Делают вывод.

Дети работают

Вывод: чтобы правильно написать окончания имен существительных 1,2,3 склонений в единственном числе надо определить склонение и падеж, вспомнить окончания или обратиться к таблице .Можно использовать опорные слова.

.

Физминутка

Технологическая карта урока русского языка в 3 классеСлайд 7

-Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз.

Дети глазками следят за объектами на слайде.

Упражнение на различие имен существительных 1и 3 склонения. Самостоятельная работа с проверкой

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 8

1.Устная работа по заданию.

2.Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой. . ( У каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.) Приложение 2.

Дети определяют падежные окончания.

Дети работают в парах , делают взаимопроверку., оценивают свою работу..(цветные кружки)

Дети делают вывод:

Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд 9

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Оцените свою работу и работу товарищей.


Какие сокровища мы сегодня обрели?

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки. Комментируется дом.задание.

Работали над темой. Закрепление умений правильного написания падежных окончаний существительных в единственном числе.

Дети еще раз повторяют правило.

Наши знания!





Приложение 1.

1группа. Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание - е.


Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - …., в дательном и предложном падеже окончание -…. является верным..

2 группа. Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - е.

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - и.


Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание -…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа. Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

2.

Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание -и .


Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание -…. является верным.

Приложение 2

Карточка. 1 вариант

Р.п. 1скл. Д..п. 1скл.

На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлки к ёлке прыгает шустрая

П.п. 1скл. Д.п. 1скл.

белка. На берёзе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест….

Карточка . 2 вариант

П.п. 3 скл. Р.п. 3 скл.

На белой скатерти снегов видны следы рыси. От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой

Р.п. 3 скл.

тяжести.


© 2010-2022