Урок в 3 классе по русскому языку «Имя существительное»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





  • Урок в 3 классе по русскому языку «Имя существительное»

Низамутдинова Светлана Николаевна

МБОУ Рощинская сош № 17

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

План-конспект урока русского языка во 3-м классе

Тема: Имя существительное как часть речи. Программа « Школа России"




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1. ФИО (полностью) Низамутдинова Светлана Николаевна 2. Место работы: МБОУ «Рощинская сош № 17» 3. Должность: Учитель начальных классов 4. Предмет: Русский язык 5. Класс: 3 6. Тема урока: Имя существительное как часть речи. 7. Предметная программа и ее автор: Русский язык. Л.М. Зеленина Т.Е. Хохлова 8. Цель урока: Сформировать предметные и универсальные учебные действия на основе применения ранее сформированных знаний об имени существительном. 9. Тип урока: Урок открытия нового знания. 10 Модель организации учебных практических действий младших школьников:

1.АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя - класс («один ко многим») - фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа 11 Необходимое оборудование: Доска, учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, карточки для выполнения самостоятельной работы, «карта успеха», наборы красных, желтых и зеленых кругов у каждого учащегося.

Цель: Знакомство с именем существительным как частью речи, наблюдение за значением имен существительных Задачи:

  • сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений об имени существительном;
  • адаптировать учащихся к деятельности на уроке;
  • формировать умение находить имена существительные по вопросам кто? что?
Планируемые результаты:
Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь, принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, отстаивать свою точку зрения. Предметные: уточнить представления об имени существительном как части речи, закрепить знания за значением имен существительных. План урока:

Этап урока

Время, мин.

1

Организационный момент

1

2

Проверка домашнего задания. Блиц-опрос

2

3

Формулирование проблемы

5

4

Открытие новых знаний

8

5

Физминутка

2

6

Развитие умений применять знания

2

8

Самостоятельная работа

3

9

Словарная работа

3

10

Работа в группе

5

11

Работа в паре

6

12

Рефлексия Подведение итогов. Оценка. Самооценка.

2

13

Домашнее задание

1

Итого:

45 мин

Этапы урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формирование УУД

I. Организационный

Адаптировать учащихся к деятельности на уроке

Проверяет готовность к уроку. Рассказывает выразительно стихотворение, которое настраивает учащихся на начало работы на уроке: Прозвенел и смолк звонок, Всех собрал он на урок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол. Начинаем урок русского языка. (Договариваемся о том, что на уроке будем слушать учителя и своих товарищей, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем) - У вас на партах лежат карты успеха, в которых вы будете отмечать свои успехи на каждом этапе урока и в конце урока сделаете вывод о своих знаниях. - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату) Проверка домашнего задания (для сегодняшнего урока нам понадобятся знания, полученные на предыдущих уроках. Дома вам нужно было повторить правила на с. 53 1. Блиц-опрос (фронтальный) (Те ученики, которые затрудняются в ответе, могут открыть учебник на с.51-53 - Закончите предложения: - Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи). - Чтобы определить часть речи, нужно … (задать вопрос). - Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (самостоятельными частями речи). - Слова, к которым нельзя задать вопрос…( это служебные части речи) - Назовите части речи, которые вы знаете… Выполняют то, о чем говорится в стихотворении. Записывают в тетрадь дату с комментированием Комментированная запись числа : 18 декабря, день недели среда, время года зима, классная работа Отвечают на вопросы учителя, при необходимости используя учебник на с.51-53 Отмечают в карте успеха 1 мин. 2 мин. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Познавательные УУД : - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос , извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам.

II.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

Организует подводящий диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется тема и некоторые задачи урока. - Все ли части речи из названных вы можете определить безошибочно? Почему? (слушает ответы уч-ся) Итак, мы начинаем изучать часть речи, которая называет предметы и лица. Эти слова чаще других употребляются нами в речи. Без них немыслимо общение. - Что это за часть речи? Правильно, имя существительное. Запишите тему в тетрадях. Сформулируйте цель урока. - А что для этого нам нужно изучить? -Где мы можем получить эту информацию? Правильно, в учебнике. Откройте с. 50 - Прочитайте, что мы узнаем об имени существительном; - на какие вопросы сможем ответить? - на все эти вопросы мы сможем ответить сегодня или будем изучать несколько уроков? Значит, нам предстоит большая работа в дальнейшей учёбе. Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, чем будут заниматься на уроке, составляют план работы на уроке: ( на доске) 1. Вопросы 2. Что обозначает или что называет ( Научиться находить имена существительные в предложении и тексте - А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи. читают с комментированием (по шагам несколько учеников ) 5 мин. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний

Формирование умений находить имена существительные из упр. 1

Сделать ромашку - Что вы уже хорошо знаете об имени существительном? Два столетия назад великий немецкий мастер слова и мыслитель Лессинг написал:«Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, а и имена этих вещей. Тем не менее я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но еще знать, почему они звучат так, а не иначе.» - Где мы можем узнать значение непонятных или устаревших слов? - Что мы сейчас делали?. Организует фронтальную работу Упр. 1. Прочитай слова. Выпиши только имена существительные: Рисовать, небо, звери, аккуратно,яблоко, дождь, сильный, вырастать, орёл, лес, дремучий, очень, хорошо, нести, ветер. - Молодцы. У нас получилась настоящая ромашка из 7 лепестков - На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Какие предметы? - Что имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, т.е. существуют - в толковом словаре, в Интернете, от учителя, от взрослых Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность. Упр.1 (слова из упр.1 написаны на лепестках) Кто правильно находит имя сущ., выходит к доске, задаёт вопрос и составляет цветок-ромашку. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. ( В качестве поощрения получают лепесток) Проверка: самопроверка, с/оценка в карте успеха 8 мин.

IV .Физминутка

Самомассаж, зрительная 2 мин.

V .Развитие умений применять знания

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Работа в парах. - Откройте рубрику «Давай подумаем», устно закончите предложения, выбирая правильный вариант ответа. - Хотите проверить свои знания? Упр. 2 Самостоятельная работа. Запиши слова в два столбика (выборочно). Учитель заранее пишет на доске слова, ученик стирает или зачеркивает лишние слова. Проверка: Кто ? девочка, корова, петух, учитель, кошка, сова, комар. 7 слов Что ? Сосна, ручка, кефир, дождь, снег, бумага, Москва (7 слов) - На что нужно обратить внимание при выборе, определении имен существительных? Обратить внимание на время!!! Словарная работа: девочка, толковый словарь, подбор родственных слов (девчонка, девушка, девчушка, девчата, дева
девичья). - Запишите по памяти несколько слов, выделите корень. (Попутно объясняют написание слов, правила) -Какой частью речи является слово девочка? О чем надо помнить, подбирая родственные слова? Работа в группе (упр.3 без записи в тетрадь). Учитель делит уч-ся на 4 группы, выдает каждой группе слова на карточках: скворец, ясень, клён, незабудка, синица, жираф, верблюд, тополь, воробей, гвоздика, обезьяна, лилия - Что вызвало затруднение? Как будем работать над этими словами? Работа в паре (упр.4)Распределить слова по группам. Дифференцированная работа: сильные уч-ся (3-й уровень) могут записать все группы слов, 2-й уровень - 2-3 группы слов; 1 -й уровень - одну группу. сначала читают про себя, совещаются в паре, можно отметить правильный ответ небольшими пометками, отвечают, вступая в диалог: _ Мы решили, я считаю, мы выбрали следующий вариант и т.д. Девочки выписывают слова, отвечающие на вопросы кто? а мальчики что? ( за доской мальчик и девочка. Проверка: самопроверка, с/оценка Сначала делают самостоятельный вывод, затем подтверждают его чтением правила с. 155 Читают правило, делают вывод. Один из учеников работает по словарю, пока другие подбирают и записывают родственные слова. - В родственных словах гласная в корне одинаковая. Обратить внимание на распределение ролей в группе, кто какие слова ищет. Делят слова на группы, от каждой группы выступает один ученик, задаёт вопрос , даёт общее определение словам, например: 1-я группа деревья, 2-я группа - цветы, 3-я группа -птицы, 4-я группа -животные. Остальные группы внимательно слушают, вступают в диалог. Самооценка в карте успеха. Готовят сообщение к уроку окружающего мира. Дифференцированная работа: сильные уч-ся (3-й уровень)посадить вместе могут записать все группы слов, 2-й уровень - 2-3 группы слов; 1 -й уровень - одну группу. Проверка : выступление лидера группы, самооценка 2 мин. 3 мин. 3 мин. 5 мин. Коммуникативные УУД: 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Уметь работать в паре. Личностные УУД: 1.Развиваем умение работать в группе, высказывать свое мнение, выбирать лидера группы. 2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 3.

VI.Итог урока . Рефлексия.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Организует рефлексию - Какие цели ставили вначале урока? Мы достигли этих целей? Предлагает взять один из трех цветных кругов и оценить, возникли ли трудности при выполнении заданий (кто легко справляется с заданиями - поднять зеленый кружок, испытывали небольшие трудности, была нужна помощь - поднять желтый кружок, не могли самостоятельно справиться с заданиями - поднять красный кружок).Рассказывает о том, что каждый день учащиеся приобретают знания и если что-то не получается, не нужно огорчаться, а попробовать разобраться с затруднениями, обратиться к одноклассникам или учителю. Объявляет оценки уч-ся, благодарит всех за работу на уроке Участвуют в беседе о том, какие знания они отрабатывали сегодня на уроке. Поднимают кружок соответствующего цвета. Слушают рассказ учителя. Заполняют карту успеха. Сообщают учителю свою самооценку, ставят в дневник. 2 мин

VII .Домашнее задание

Выписать из словарика 5 сущ. (кто?) и 5 сущ. (что?) По желанию можно больше, но не более 15-16 слов. Записывают домашнее задание 1 мин



© 2010-2022