Конспект урока математики Уравнения (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 56









Конспект урока математики в 1 классе

Тема: «Уравнения»









Новикова Татьяна Алексеевна - учитель начальных классов

высшей квалификационной категории









Пояснительная записка



Тема: «Уравнения»

Цель: создание условий для формирования представления об уравнении, выведения способа решения простого уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

  • Сформировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, оформлять решение уравнения.

  • Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, групповой работе; доброго отношения к окружающим.

Тип урока: открытие нового знания..

УУД, формируемые на уроке:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация.

Наглядные пособия: табличка с надписью «Уравнения», «Корень уравнения» ; картинки «Сказочная школа», «Буратино», жёлтый, зелёный и красный круги; карточки - слоги БУ, РА, ТИ, НО; алгоритм решения уравнения.

Ключевые слова: часть, целое, уравнение, корень уравнения, решить уравнение, алгоритм решения уравнения.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник математики «Учусь учиться» 1 класс, часть 3; маршрутный лист на каждого обучающегося; эталон для самопроверки самостоятельной работы в паре; альбомный лист, клей - карандаш, части алгоритма решения уравнения для групповой работы.

Автор учебника: Л.Г. Петерсон.


Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Этап 1 урока Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, 2 мин


Цель этапа (учителя):

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Цель этапа (ученика):

- возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность










- Мы вместе и у нас всё получится!

Сегодня на уроке математики я предлагаю вам заглянуть в сказочную школу, чтобы узнать новое.

(На доске картинка «Сказочная школа»)

В школу мы пришли учиться,

В жизни это приходится,

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать.




И вы уже знаете, как можно узнать новое. Как?

-Надо самому понять, что не знаешь, и самому найти способ.

-Вы готовы работать?

-Да, готовы.

Этап 2 урока Актуализация и пробное учебное действие, 4 мин


Цель этапа (учителя)

- организовать актуализацию умений различать части и целое;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения

Цель этапа (ученика):

различать части и целое;

- фиксировать индивидуальные затруднения






















- Давайте узнаем, кто будет добывать новые знания вместе с нами.

Учитель предлагает решить числовое выражение:

  1. 9-2-3+1-3+0+6=




Дети устно считают, называют промежуточные результаты, ответ

Ученик открывает слог ТИ.

2) Наш герой за два дня съел 6 яблок. Вчера он съел 2 яблока. Сколько яблок он сел сегодня?

-Что мы находили? Целое или часть.

Как найти часть?

6-2=4 (яб.)


Дети отвечают на вопросы учителя.

Ученик открывает слог НО.

3) Что записано на доске?

_ + 3 = 7

2 + _ = 9

- Равенства с неизвестным числом.

-Как решить такое равенство?

-Нужно уравнять левую и правую части.

- Как подберём решение?

- Методом подбора.

7 - это 3 и 4. Ученик открывает слог РА.

9 - это 2 и 7. Ученик открывает слог БУ.

- Мы уравняли левую и правую стороны. Кто будет добывать новые знания вместе с нами?

(Учитель открывает картинку с Буратино.)

- В сказочную школу мы идём с Буратино.

- Из какой он сказки?

Это сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Николаевича Толстого.

Этап 3 урока Выявление места и причины затруднения, 4 мин


Цель этапа (учителя):

- создать условия для выявления места затруднения и фиксации во внешней речи причины затруднения.

Цель этапа (ученика):

выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения











Учитель открывает электронную доску.

Слайд 4.


Организует выявление места затруднения.


- С какой проблемой столкнулся Буратино. Что это на ваш взгляд?

(на доске: Х + 2 = 5)

Под руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения.

- Равенство, в котором есть неизвестный компонент.

-Как решить такое равенство?

-Нужно уравнять левую и правую части.

-Какие у вас есть предположения, как могут называться равенства с неизвестным компонентом?

- Такие равенства могут называться уравнениями.

Такие равенства в математике называются уравнениями. (Учитель на доске вывешивает табличку с надписью "Уравнение").

Неизвестное число в уравнениях чаще всего обозначают латинскими буквами, например Х.

Давайте решим наше уравнение.

Чему равен Х?

- Значение Х называют корнем уравнения. (Учитель на доске вывешивает табличку с надписью "Корень уравнения").

- Х=3. Это корень уравнения.

Дети читают надпись вслух.




-Х равен 3.

- Почему Х равен 3? Как нашли?

- 5 - это 2 и 3. Подобрали число.

-А вы хотите научиться решать уравнения? Итак, вперёд, к открытию нового!

(Учитель открывает электронную доску.)

- Да, хотим.

Этап 4 урока Построение проекта выхода из затруднения, 4 мин


Цель этапа (учителя):

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий.

Цель этапа (ученика):

- поставить цель к уроку;

- составить план действий.


Слайд 5.



- Какова тема нашего урока?

- Тема нашего урока «Уравнения»

- Опираясь на тему, сформулируйте цели нашего урока. Используйте слова, записанные на экране.

- Познакомимся..(с уравнениями)

Научимся... (читать, записывать, решать уравнения )

Найдём способ (решения уравнений).

Слайд 6.



Организует составление совместного плана действий по достижению целей.

- Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь. По какому маршруту мы пойдём?




- Сами найдём способ решения уравнений. Исследуем уравнения.

- Воспользуемся помощью.

- Работаем самостоятельно.

- Работаем в группе.

- Поднимемся на вершину знаний.


- Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения.

Учащиеся рассматривают маршрутный лист.

-Как вы отметите свою работу?


-Желтый смайлик - с работой справился без ошибок.

Зелёный - допустил ошибки, проанализировал, исправил.

Красный - с работой не справился, нужно приложить усилия.

-Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку.

- Да, готовы!

Этап 5 урока Реализация построенного проекта, 4 мин


Цель этапа (учителя):

- создать условия для фиксирования нового знания в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

Цель этапа (ученика):

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

-устранить и зафиксировать преодоление затруднения

Слайд 7.






-Посмотрите на уравнение.

Какова цель задания?

- Цель задания: решить уравнение.

-Какой способ будем использовать?

-Используем способ подбора.

- Чему равен х?

- Х равен красному квадрату. (Один ученик работает у доски, остальные на маршрутных листах).

Слайд 8

- Посмотрите на следующее уравнение. Какова цель задания?

- Найти новый способ решения уравнения.

- Есть такой "секрет", который как "волшебный ключик", поможет решить любое уравнение. Подумайте, какое действие с "мешками" нужно сделать, чтобы найти Х?

- Почему?




- Вычитание.

- Потому, что Х - это часть.

- А как найти часть?

- Зачеркните в сумме известную часть. Какие фигурки остались? Чему равен х?

Удобно так считать?

- Из целого вычесть другую часть.


- Х равен зелёному квадрату.

Учитель закрывает электронную доску.


- Какой способ решения уравнений вы нашли?

- Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

- Давайте проверим по учебнику на странице 20.

Дети читают по учебнику правило и убеждаются в правильности своего вывода.

-Оцените свою работу на этапе.

Самоконтроль, самооценка (усвоения). Оценивают работу на этапе в индивидуальных маршрутных листах.

Физкультминутка, 1 мин


Цель (учителя):

- организовать проведение физкультминутки

Цель (ученика):

выполнить физкультминутку в группах


Учитель закрывает электронную доску.

-Вместе с Буратино укрепляем пальчики.

Учащиеся выполняют физкультминутку в группах.

-Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

Этап 6 урока Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, 7 мин


Цель этапа (учителя):

- организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Цель этапа (ученика):

усвоить новый способ действий с проговариванием во внешней речи



-Посмотрите на наш маршрут.

К какому этапу мы переходим?

Учащиеся рассматривают маршрутный лист.

-Воспользуемся помощью учителя, товарища, учебника.

- Какова цель этапа?

- Научимся читать, записывать, решать уравнения.

-Прочитайте уравнение на с. 20, №3 (а)


- Подчеркните части, выделите целое замкнутой линией.

Один ученик работает у доски, остальные в учебниках

Что неизвестно?

- Неизвестна часть.

- Применяем правило. Как найти часть?

- Из целого вычесть другую часть.

- Находим корень уравнения. Чему равен Х?


- с. 20, №4 (а) Уравнения можно составлять не только с геометрическими фигурами, но и с буквами.

- Корень уравнения равен двум красным кругам.



Ученики открывают учебник с 20 № 4.

- Прочитайте уравнение. Подчеркните части, выделите целое замкнутой линией.

Что неизвестно?

- Применяем правило. Как найти часть?

- Находим корень уравнения. Чему равен Х?

Один ученик работает у доски, остальные в учебниках.



Дети отвечают на вопросы.


-Какой помощью воспользовались?

Воспользовались помощью учителя, учебника, товарищей.

-Чему научились.

- Научились читать, записывать, решать уравнения.

-Оцените свою работу на этапе.

Самоконтроль, самооценка (усвоения). Оценивают работу на этапе в индивидуальных маршрутных листах.

Этап 7 урока Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, 5 мин


Цель этапа (учителя): организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Цель этапа (ученика):

Выполнить самостоятельную работу на новое знание, самопроверку по эталону, выявить места и причины затруднений, выполнить работу над ошибками


-Посмотрите на наш маршрут.

- Какой наш следующий этап?

Учащиеся рассматривают маршрутный лист. С помощью учителя проговаривают название этапа.

-Наш следующий этап - самостоятельная работа.

- Какова цель этапа?

- Цель этапа: выполнить самостоятельную работу на новое знание

-Самостоятельно решите одно из уравнений на с. 20, № 3, 4.

Выполняют самостоятельно.


Организует проверку в парах по эталону.

- Переверните листочки с эталоном, образцом решения уравнений.

Сравните правильность выполнения задания.

- Поднимите руку те ребята, кто решил без ошибок. Каким правилом воспользовались?

Выполняют самопроверку в парах по эталону.



-Кто допустил ошибки? Проверьте работу по эталону. Молодцы, что увидели свои ошибки.

Называют место своего затруднения, исправляют ошибки.


Оцените свою работу. Молодцы!

Самоконтроль, самооценка (усвоения). Оценивают работу на этапе в индивидуальных маршрутных листах.


Физкультминутка, 2 мин


Цель (учителя):

- организовать проведение физкультминутки

Цель (ученика):

выполнить физкультминутку


- Поможем Буратино воспользоваться ключиком знаний.

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)


Этап 8 урока Включение в систему знаний и повторения, 9 мин



Цель этапа (учителя):

- организовать включение нового в систему знаний и повторения.

Цель этапа (ученика):

-включить новое в систему знаний и повторения.





Учитель открывает электронную доску

Слайд 9.


-Посмотрите на наш маршрут.

К какому этапу мы переходим?

-Работаем в группе. Включаем новое в систему знаний и повторения.

- Рассмотрите рисунок с. 21, №5

- Что видите? Что на левой чаше весов? Что на правой чаше весов?

- Что обозначено за Х?

- Составим уравнение.

-Прочитайте уравнение.

-Выделите части и целое.

-Определите, что неизвестно.

-Примените правило (как найти часть).

-Найдите корень уравнения.

Рассматривают рисунок,

отвечают на вопросы.


Составляют уравнение.

Выделяют части, целое.

Определяют, что неизвестно.

Применяют правило,

находят корень уравнения.

- Работаем в группах.

Поможем Буратино составить алгоритм (план) решения уравнения.


Работают в группах.

Составляют алгоритм решения уравнений.

1.Читаем уравнение.

2.Выделяем части и целое.

3. Определяем, что неизвестно.

4.Применяем правило (как найти).

5.Найдём корень уравнения.

Приклеивают части плана на альбомный лист.

- Какой алгоритм решения уравнений получился.



Докладчики защищают свою работу.

Проговаривают алгоритм решения уравнения. Называют с помощью учителя место своего затруднения,

причину, исправляют ошибки.


Учитель вывешивает алгоритм на доске


- Самостоятельно решите уравнение. Пользуйтесь алгоритмом.

1 вариант №5 Б)

2 вариант №5 В).

Читают алгоритм хором, сверяют выполненную в группе работу с алгоритмом.


Выполняют самостоятельную работу по вариантам.


Организует самопроверку по образцу.

Слайд 9.

Выполняют самопроверку по образцу.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Поднимите руку те ребята, у кого решено уравнение так, как у меня на доске.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.


- Оцените свою работу. Молодцы!

Самоконтроль, самооценка (усвоения). Оценивают работу на этапе в индивидуальных маршрутных листах.

Этап 9 урока Рефлексия учебной деятельности на уроке, 3 мин



Цель этапа (учителя):

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися;

организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Цель этапа (ученика):

фиксировать новое содержание, изученное на уроке;

проанализировать учебную деятельность;

оценить собственную деятельность на уроке.

Слайд10.




-По какой теме мы работали?


- Тема нашего урока «Уравнения»

-Каков результат нашей деятельности?



-Мы помогли Буратино найти золотой ключик и поднялись на вершину знаний.

- Мы познакомились с уравнениями.

Научились читать, записывать, решать уравнения.

Нашли способ решения уравнений.

Слайд 11.

Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний

Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале на индивидуальном листе достижений.

-Поднимите руку, кто не понял;

кто понял, но допустил ошибки, проанализировал и исправил;

-кто понял.

-Поднимите руку, кто понял и может научить другого.

-Молодцы, ребята!

Мы были вместе и у нас всё получилось.

Спасибо за работу!

Осуществляют самоконтроль;

- дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.


2.2. Тексты заданий, содержание материала, правила, рекомендации,

приложения и прочий инструментарий.

Этап 2 урока Актуализация и пробное учебное действие

1) 9-2-3+1-3+0+6=

2) Наш герой за два дня съел 6 яблок. Вчера он съел 2 яблока. Сколько яблок он сел сегодня?

3) _ + 3 = 7 2 + _ = 9

Этап 3 урока Выявление места и причины затруднения

на доске: Х + 2 = 5

Этап 6 урока Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

с. 20, №3 (а) ; с. 20, №4 (а)

Этап 7 урока Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)

сКонспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс). 20, № 3 х+ = + х =

С.20 № 4 пол + х = полка х+ рог= носорог

Этап 8 урока Включение в систему знаний и повторения

с. 21, №5 1 + х =5 3 + х = 9

Алгоритм решения уравнения

1. Читаем уравнение.

2. Выделяем части и целое.

3. Определяем, что неизвестно.

4. Применяем правило (как найти).

5. Найдём корень уравнения.

Индивидуальный маршрутный лист Ф,И. _________________________________

Конспект урока математики Уравнения (1 класс)

Конспект урока математики Уравнения (1 класс)Конспект урока математики Уравнения (1 класс)

Конспект урока математики Уравнения (1 класс)

11



© 2010-2022