Праздник Покормите птиц зимой. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Праздник "Покормите птиц зимой!"

2 класс



Цели:

Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

Обобщить и расширить представление о зимующих птицах Поныровского района Курской области.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицам своего края.

Развивать единую экологическую задачу -помочь осознать главные этические законы.

Привить практические навыки по охране и привлечению птиц зимой.

Оформление зала:

выставка книг о птицах;

рисунки детей с изображением зимующих птиц ;

картины зимнего леса;

жетоны;

карточки с изображениями птиц;

образцы корма для птиц.

Продолжительность занятия: 40 минут

Музыкальное оформление: фонограмма М. Свиридов "Метель".

















План праздника

1. Вводная беседа.

2.Рассказ учителя о Всероссийском Дне зимующих птиц.

3. Игра «Узнай птицу».

4. Игра «Перелетные и зимующие птицы».

5. Дети читают стихотворения о зимующих птицах.

6. Сценка «Зимний разговор через форточку».

7. Проводится награждение победителей конкурса «Лучшая кормушка».

8. Дети читают стихотворения о птичьих кормушках.

9. Учащиеся показывают корма и рассказывают о них.

10. Игра "Определи корм". Правила подкормки птиц.

11. Викторина "Что ты знаешь о зимующих птицах?". Подведение итогов. Награждение победителей.





















Ход праздника

Вводная беседа.

- Дети, какое сейчас время года? (зима)

- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

Звучит фонограмма М. Свиридова "Метель".

1 уч-ся:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
С. Есенин

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?

- Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем говорить сегодня на празднике. (Звучит запись голосов птиц)

- Вы, ребята, правильно догадались, что наш праздник будет посвящён птицам.

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

Учитель:

- Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц?

Ребята, а для чего нужны птицы природе?( Ответы детей.)

Учитель. Ребята, сегодня, 15 января, отмечается Всероссийский День зимующих птиц. С 2002года, проводится ежегодная Всероссийская эколого-культурная акция «Покормите птиц!». Акция "Покормите птиц!" была проведена впервые в Иркутской области зимой 2002-2003 годов. Её инициировали публицист Анатолий Сосунов и крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове. Евгений Носов - писатель, фронтовик, наш земляк. Как-то раз, прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой...», написанное им в 1964 году, Евгений Носов, чтя память о поэте, каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц. А чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей родного города - расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина. После смерти писателя на его надгробье поместили надпись «Покормите птиц!». В январе 2003 года к акции присоединился город Курск.

Тогда же иркутяне предложил внести в Российский экологический календарь 12 ноября как Осенний день птиц и считать его началом общероссийской культурно-экологической акции "Покормите птиц!", а 15 января - день рождения Евгения Носова - объявить Днем зимующих птиц России. Союз охраны птиц России полностью поддержал эту инициативу.

-Каких же птиц мы чаще всего видим зимой в нашей местности? (ответы детей)

Сейчас мы это проверим.

Игра «Узнай птицу»

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю. (Воробей)

Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. ( Ворона)

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто это это?... (Соловей )

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё сучит, стучит, стучит. (Дятел)

Раздала матушка
Всех своих детушек
По чужим домам,
Плачет, причитает,
Деток созывает,
Никак не созовёт. (Кукушка)

Учитель Молодцы, ребята, птиц вы знаете. А каких птиц называют перелетными? Зимующими? Перед вами лежат карточки с изображениями птиц. Назовите какие из этих птиц зимующие, а какие перелетные.

Учитель. А теперь, ребята, мы, поиграем с вами в игру.

Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны, присесть.

Учитель: А теперь, послушайте, какие прекрасные стихи подготовили для вас ребята о зимующих птицах (Дети читают стихи)

Синичка

Прилетела к нам синичка,

Села прямо за окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И чтоб полегче ей стало,

Ведь исчезли червяки.

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Глазом -бусинкой сверкает,

Смотрит, вертится, клюёт,

От окошка улетая.

Песню весело поёт.

Воробей

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

Свиристели

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

Снегирь

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы-

Красногрудому тепло.

Стойкий, стуже не подвластен

Песней славит он зарю.

Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю.

Поползень

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: "Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!"

Учитель. А как выдумаете сейчас зимой можно услышать чудесное птичье пение? Почему? Когда поют птицы? (Когда им тепло и они сыты)

Зимой птицам не до песен. Однако уже в январе можно слышать песню клеста, в феврале - большой синицы.

Но, голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки животных. Птицам, даже проворным и шустрым приходится туго. Не помогают ни цепкие лапы, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться, многие, так и не дождавшись весны, гибнут.

(Выступления детей)

Потихонечку стучится в

Ветка тополя в окно.

Грустно смотрит к нам в квартиру,

Где уютно и тепло.

Эй, ребята, помогите-

Наступили холода,

Птицам негде подкрепиться-

За работу нам пора!

В стороне лежит конструктор,

мы работать любим дружно,

мастерить совсем не лень.

Накормить всех птиц нам нужно

В этот снежный зимний день.

Надо только потрудиться,

Чтоб кормушки смастерить.

Прилетайте в гости, птицы,

Мы готовы вас кормить!

Праздник устроим

Пернатым друзьям:

Сало синичкам,

Зерно -воробьям.

Чтобы мы вместе

встретить могли

Песней веселой

Весенние дни.

Учитель: Мы уже говорили о том, что птицы ждут зимой от нас помощи. Давайте послушаем разговор птиц.

Сценка «Зимний разговор через форточку»

1.Я - маленький воробей.
Я гибну, дети, спасите...

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

Пожалуйста, помогите!

2. Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!

3. Я дятел, пестрый такой.
Я гибну, дети, спасите...

Все лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек поистребил.

Пожалуйста, помогите!

2. Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!

4. Я - иволга. Иволга я.

Я гибну, дети спасите...

Ведь это я в прошедшем году -

Чуть сумерки - пела в ближнем саду.

Пожалуйста, помогите!

2. Сюда, наша иволга, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!

Птичий домик

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок

Дощатый домик птичий

Повесим на сучок.

Ни зерен, ни травинок -

Голодная пора!

Блестят иголки льдинок,

Исчезла мошкара.

Но здесь в лесу, за школой,

Среди седых ветвей

Готов обед веселый

Для птичек у детей.

Над домиком дощатым

С утра немолчный гам.

Как весело крылатым,

Порхающим гостям!

Пшена и крошек хлебных

Отведать каждый рад

От песенок хвалебных

Милей наш старый сад.

4.Зимние птицы

Мы поставили кормушку

Зимним птицам у крыльца

Этим - крошек, этим - корку,

Этим - горсточку пшенца.

А кому еще и семя,

И рябиновых кистей.

Поухаживай за всеми,

Покорми своих гостей.

Учитель: - Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее -холод или голод? Почему?

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий! зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Ученик. Как птице перезимовать?

Известно, что у птах,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Ученик: Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей...

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки...

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!"

К. Мухаммади

Ученик. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки - угадайте, кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье - уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки - угадайте, кому?

Учитель: - Ребята, многие из вас изготовили кормушки. Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц? (Проводится награждение победителей).

- А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм).

Ученик. Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.

Синицы, галки, воробьи - тихони и задиры

-Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

Учитель: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев. - Семена репейника - основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо - хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

1-й ученик. Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

2-й ученик. Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

3-й ученик. Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

4-й ученик. Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить-то интересней,

До ста лет все будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

Учитель: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

Объявляется игра "Определи корм". С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас давайте повторим и запомним правила подкормки птиц.

1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Объявляется игра "Узнай птицу!". По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.

Выходят «дети - птицы» и представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска - галстучек, крылья и хвост - серые, спина - желто-зеленая, а брюшко - желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и на шее - белые пятна, подхвостье и темя - красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост - черные, спина - голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я - небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня - черные, зато по бокам - белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья - черные, а остальное тело - серое.

Учитель. Давайте теперь проверим, насколько внимательны вы были. Проведем викторину "Что ты знаешь о зимующих птицах?".

Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы?

2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой"?

3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой?

4. Что птицам страшнее голод или холод зимой?

5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека?

6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом?

7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят?

8. Какие виды воробьев гнездятся у нас?

9.Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол?

11 .Сколько разных синиц живет в наших местах?

12. Какие птицы живут у нас только зимой?

13.Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?

(Награждение победителей)

Учитель. Наш праздник подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня? Чему он нас научил?



© 2010-2022