Статья Развитие творческих способностей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Развитие познавательной и творческой активности,

является насущной задачей педагогики.


Деятельность человека связана с творческим преобразованием действительности. Усвоение школьником тех или иных знаний в процессе учебной деятельности начинается с творческого преобразования усваиваемого им учебного материала, в приобретении опыта творческой деятельности. Поэтому педагогическая проблема заключается в создании педагогических условий для становления и развития позитивной творческой активности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Основное противоречие проявляется в том, что для создания нового результата творческой деятельности необходимо освоить огромный массив знаний, который снижает творческий потенциал личности, накладывает негативный отпечаток на творческую активность учащихся. Опыт решения репродуктивных задач вырабатывает стереотипность мышления учащихся, что существенно снижает уровень их творческой активности в поиске оригинальных эффективных решений.
Анализ учебной литературы по различным школьным предметам, методических пособий для руководителей различных кружков в системе дополнительного образования, наблюдение за работой педагогов и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности и тем более, творческой активности. По данным исследований лишь 10% задач - сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность учащихся, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня, задачи, формирующие творческое отношение к самому процессу решения поиска.

Работа в кружках технического творчества стала важным формирующим и определяющим этапом жизни для многих выдающихся специалистов нашей страны.

Для эффективного формирования и развития творческой активности учащихся необходим пример и опыт творческой деятельности самого педагога.
Формированию и развитию творческой активности учащихся способствует опыт творческой деятельности
Педагог вдохновляющий, обучающий, помогающий, стимулирующий должен прийти на смену авторитарному, подавляющему, оценивающему, критикующему, наказывающему, по крайней мере, в процессе формирования и развития творческой активности.

Для формирования и развития творческой активности уровень сложности творческих задач должен возрастать.

Воспитание и развитие любознательности и воображения, памяти и абстрактного мышления в дошкольный и ранний школьный период могут быть залогом успешного формирования и развития творческой активности.

Если для физиологического здоровья нужна физическая активность, то для здорового мышления необходима творческая активность (думать, размышлять, анализировать, вспоминать, включать свое воображение, ассоциативное мышление). Юмор - является показателем «подвижности ума», включает в себя многие компоненты творческого мышления - ассоциативность, оригинальность, быстрота, воображение и другие. Человек, обладающий чувством юмора, чаще всего, является творчески активной личностью. Педагог развивающий чувство юмора учащихся, совершенствует и мышление, творческие способности, творческую активность учащихся.

Основные педагогические приемы, помогающие развивать творческую активность, демократический стиль обучения, наблюдение, консультирование, мягкое присоединение, понимание мотивации, возможностей и потребностей.

Решение педагогических проблем в игровой форме, непринужденной обстановке, в естественных условиях облегчает процесс поиска решения проблемы или задачи за счет устранения оценочного компонента, замены его естественным положительным результатом, фактором успеха.

Творческая активность, при достаточной мотивации, может проявляться в ситуациях когда:

• исходной информации для решения проблемы недостаточно;

• исходной информации для нахождения решения достаточно, но вариантов решения много и стоит проблема выбора оптимального;

• проблема на этапе формирования;

• спонтанное выявление (формулирование) проблемы;

• проблема была сформулирована и решалась уже давно, но решение не найдено, в настоящее время открылись новые обстоятельства;

• проблема решается с использованием логических операций, с опорой на конкретные факты и четко определенные данные;

• путь решения проблемы определяется интуитивно, вопреки очевидной логичности;

• проблема может быть разбита на несколько простых;

• сложная проблема формулируется как простая учебная задача;

• проблема решается с использованием игровых форм.



Ответ, найденный самостоятельно, стимулирует творческую активность, в то время, когда готовые ответы, решения - гасят творческую активность учащихся. Запоминание новых знаний происходит лучше, если учащиеся приходят к их открытию самостоятельно, а не получают эти знания в готовом виде.

Политворчество - развивая творческую активность учащегося в одном спектре творческой деятельности мы создаем потенциальные возможности проявления творческих способностей в любой сфере деятельности, возможно создание и новых направлений. Например, развивая техническое творчество, изобретательство, педагог формирует творческие способности и в изобразительном искусстве, в музыке. Происходит внутренняя перестройка сознания, позволяющая видеть мир другими, не стандартными глазами. Видеть изящество машины, цвет тишины, запах счастья.

Возрастные особенности индивидуального развития оказывают влияние на уровень творческой активности. Креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубер-тат).

Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свое спонтанное бесстрашие, когда они становятся «окультуренными», как писал Водсворт «Обычаи (правила) давят на детей - крепкие, как мороз и почти такие же глубокие, как жизнь».



В первых трех классах школ учителя более спонтанны, детоцентрированы, позже, когда академические требования становятся более жесткими, учителя становятся более критичными по отношению к детям.
Отношение общества к творческой личности носит не однозначный характер. Многие воспринимают креативную, творчески активную личность негативно. Гетзелс и Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которой можно было дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых и учителей, а высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых - это дети нонконформные, мятежные, бунтующие.
Учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью (творческостью). Креативные дети - фантазеры, любят юмор и проявляют юмор и игривость в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях.
У России есть единственный неисчерпаемый источник - это творческие люди. Одни становятся уникальными обманщиками (например, Остап Бендер, Мавроди), другие создают социально полезную интеллектуальную продукцию. Михаила Ломоносова, Ивана Кулибина, Дмитрия Менделеева, Владимира Шухова, Константина Циолковского, Сергея Королева и еще много других ученых, инженеров, изобретателей России знает весь мир. Добрый и злой гений воспитывается и формируется, прежде всего, в семье и в школе. Распознать своевременно ценностные ориентации ребенка и произвести необходимую коррекционную работу, развивать позитивную творческую активность учащихся - важная педагогическая задача, требующая постоянного внимания педагога.

Педагогические условия развития творческой активности в современных условиях способствуют формированию и развитию творческой личности с активной жизненной позицией. Происходящие процессы перехода от авторитарного к демократическому стилю обучения, от педагогического монолога к диалогу, к возможности учащегося активно высказывать и отстаивать свою позицию, свое мнение, расширяют возможности учащихся в свободном формировании, развитии и проявлении творческой активности.

Понятие творческой активности учащихся в современных условиях приобретает особую актуальность. Актуальным является требование конкретного, четкого определения творческой активности для выявления факторов оказывающих влияние на ее формирование и развитие. Предлагаемые педагогические условия и средства, повышают эффективность формирования и развития творческой активности учащихся в процессе обучения и воспитания. В современных условиях система дополнительного образования наиболее адаптирована к реализации таких условий и средств формирования и развития учащихся, приобретения опыта творческой деятельности.

Индивидуальные психологические особенности учащихся имеют определяюще важное значение в процессе выбора оптимального стиля обучения, методов и приемов изложения учебного материала, в формировании учебных и творческих групп, в формировании педагогических условий развития творческой активности учащихся. Наблюдается определенная взаимосвязь творческой активности и психологических особенностей учащихся.

Основными критериями развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования являются определенная последовательность взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения и воспитания, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Взаимоотношение между учащимся и педагогом в процессе занятий :

• Самостоятельная работа учащегося, с одной стороны, и наблюдение и создание педагогом, с другой стороны, необходимых условий для проявления потребностей и способностей учащегося (выявление потребностей, диагностика способностей, свободная зона творчества учащегося).

• Совместная работа педагога и учащегося по формированию и развитию творческой активности учащегося (сотрудничество, целенаправление, разработка индивидуальной стратегии творчества и формирование устойчивой мотивации к творчеству).

Эффективность педагогического процесса в системе дополнительного образования будет выше, если будут учитываться индивидуальные психологические особенности учащегося, структура и тип его мышления, оптимальный стиль обучения. Творческая активность каждого учащегося в процессе коллективной работы по поиску решений задачи или проблемы будет эффективнее, если группа сформирована с учетом индивидуальных особенностей каждого участника творческого процесса.

Формированию и развитию творческой активности учащихся способствует опыт решения учебных и практических задач с использованием различных методов технического творчества, которые позволяют преодолевать стереотипность мышления и развивают творческую активность учащихся.



Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности.// Психологический ж. - 1985. - т.6 - № 5. - с.З.

2. Айян Д. Эврика! СПб: Питер Паблишинг, 1997. - 352 с. - (Серия «Тренировка ума»).

3. Апьтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. (2-е доп. изд.). -Новосибирск: Наука, 1991. 224 с.

4. Апьтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск:, 1994. - 318 с.

5. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. Санкт-Петербург: Алфавит, 1996.-234 с.

6. Антыгина Н.А. Воспитание общественно-политической активности старшеклассников в деятельности внешкольных учреждений: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1988. - 167с.

7. Анцыфирова Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1989.- 342 с.

8. Асатрян Л.Т. Развитие творческих технических способностей школьников в кружках СЮТ: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1987. - 184 с.

9. Атакова Р.В. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1999. - 188 с.

10. Мингазова Н.В. Методы и приемы активизации творческой деятельности обучающихся в кружках технического и профессионального творчества. Казань: 1999. - 218 с.
11. 2. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь, 2002.-176 с.


© 2010-2022