- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бачина Н.Н. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
__________Кобыльникова Е.Э
«___» ________2014г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
__________Соболева Е.В.
«___» ________2014г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМ. Ю. А. ГАГАРИНА»
Программа
внеурочной деятельности
«Математика в исторических событиях»
3 класс
2014-2015 учебный год
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бачина Наталья Николаевна
Принята на заседании
ШМО учителей начальных классов
«_____» _______________2014 г.
Руководитель____________Шабалина Ж.В.
п. Вычегодский,
Пояснительная записка
С помощью истории воссоздаётся богатство фактического содержания математики, освещается возникновение математических методов, понятий, теорий; выясняются особенности развития математики у разных народов в определённые исторические периоды. Учащиеся осознают вклад, который внесли в математику великие ученые прошлого, видят связь изучаемых понятий с жизнью, с практической деятельностью людей. Усваивая социальный опыт поколений, ребёнок учится применять полученные знания в современном мире, использовать их в различных ситуациях. Он уже не чувствует себя потерянным в мире математических понятий, а ощущает сопричастность всем процессам, происходившим и происходящим в обществе, учится быть его полноправным членом. Мы нередко удивляемся, как получается так, что учитель огромное внимание уделяет обучению детей математике, старается проводить уроки с использованием современных технологий, а они не могут быстро и рационально выполнять арифметические расчёты и решать практические задачи. Почему так происходит? Ведь именно в начальной школе закладывается и вырабатывается определённое отношение к математике на весь период образования. Курс «Математика в исторических событиях» рассчитан на 15 занятий (1 час в неделю) Основная цель курса: повысить у детей интерес к математике через систему занятий. В соответствии с целью определяются задачи курса:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование стремления учащихся к личностному росту.
Общая характеристика учебного курса Любая наука, математика в особенности, применяет знания, накопленные в предшествующие эпохи. Не усвоив этих знаний, ребенок не поймет, что они развиваются, совершенствуются и получают новое качество. Необходимо в процессе обучения привлекать сведения о состоянии математики как науки и как предмета из разных исторических эпох. Интеграция содержания математики и истории, в процессе которой все математические понятия рассматриваются в их историческом контексте, будет иметь важное образовательное значение.
Формы и методы занятий Содержание, объем и стиль изложения вопросов истории математики представлены с учетом возрастных возможностей учащихся. Курс «Математика в исторических событиях» позволяет применять разные формы сообщения исторических сведений на занятиях: краткую беседу, справку, решение задач, ребусов, выполнение упражнений, в которые включены элементы всеобщей истории и истории родного края. Исторический факт преподносится в занимательном сюжете, в тесной связи с теоретическим материалом математики, не нарушая логики программного материала. Способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «Математика в исторических событиях»
- Обеспечение благоприятной атмосферы;
- Безотметочная система обучения;
- Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;
- Поощрение высказывания оригинальных идей;
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Содержание учебного курса
Занятие 1 «Путешествие начинается»
Знакомство с понятием «Арифметика», с пальцевым счётом Занятие 2 « Из истории чисел» Знакомство с происхождением названий чисел «единица», «двойка», «тройка», «четыре». Занятие 3 « Продолжаем знакомиться с историей чисел» Знакомство с происхождением названий чисел «пятёрка», «шесть», «семёрка», «восьмёрка». Занятие 4 « Ещё из истории чисел» Что значит «дюжина», «чёртова дюжина», десятичная система счисления. Занятие 5 « Первые единицы измерения» Знакомство с мерами длины локоть, сажень, пядь, ладонь Занятие 6 « Таблица умножения на пальцах» Знакомство с таблицей умножения в древности. Занятие 7 « Умножение на 9» Знакомство с тем, как легко умножить на 9 Занятие 8 « Деньги в древности» Что значит слово «деньги», как изготавливали монеты в древности. Занятие 9 « Меры площади» Знакомство с тем, как предки измеряли площади участков Занятие 10 « Единицы времени» Знакомство с единицами времени: месяц, неделя, сутки, часы. Занятие 11 « Волшебный календарь Знакомство с тем, каким был самый первый календарь Занятие 12 « Меры длины» Знакомство с понятиями верста, сажень, аршин. Занятие 13 « Меры жидкости и сыпучих тел» Знакомство с деятельностью Менделеева, с древней системой мер на Руси Занятие 14 « Возникновение геометрии» Знакомство с тем, как возникла геометрия, с учением Евклида Занятие 15 « Великие математики» Знакомство с деятельностью Пифагора
Тематическое планирование.
№
п/п
Дата
Тема занятия
Тип занятия
Элементы содержания
Формы и методы контроля
Основные виды деятельности учащихся
(на уровне УУД)
1
Путешествие начинается.
Изучение нового и первичное закрепление.
Что такое арифметика, пальцевой счёт, кто назвал числа.
Фронтальный, самоконтроль.
Развитие внимания, смысловой, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
2
Из истории чисел.
Изучение нового и первичное закрепление.
Кто назвал числа, происхождение названий чисел «единица», «двойка», «тройка», «четыре».
Фронтальный, самоконтроль
Развитие внимания, мышления, воображения речи, рефлексии.
3
Продолжаем знакомиться с историей чисел.
Изучение нового и первичное закрепление.
Происхождение названий чисел «пятёрка», «шесть», «семёрка», «восьмёрка».
Фронтальный
Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, рефлексии.
4
Ещё из истории чисел.
Изучение нового и первичное закрепление.
Что значит «дюжина», «чёртова дюжина», десятеричная система счёта.
Фронтальный, устный опрос.
Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии.
5
Первые единицы измерения.
Изучение нового и первичное закрепление.
Знакомство с мерами длины локоть, сажень, пядь, ладонь и другие.
Фронтальный, групповой.
Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии.
6
Таблица умножения на пальцах.
Изучение нового и первичное закрепление.
Таблица умножения в древности.
Фронтальный, самоконтроль.
Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
7
Умножение на 9.
Изучение нового и первичное закрепление.
Как легко умножить любое число на 9.
Фронтальный, самоконтроль.
Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
8
Деньги в древности.
Обобщение и систематизация знаний.
Что значит слово «деньги», как изготавливали монеты в древности.
Фронтальный, самоконтроль, устный опрос.
Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, рефлексии.
9
Меры площади.
Изучение нового и первичное закрепление.
Как предки измеряли площади участков.
Фронтальный, самоконтроль.
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии.
10
Единицы времени.
Обобщение и систематизация знаний.
Знакомство с единицами времени месяц, неделя, сутки, часы.
Фронтальный, самоконтроль.
Развитие внимания, памяти, мышления, воображени , рефлексии.
11
Волшебный календарь.
Обобщение и систематизация знаний.
Каким был самый первый календарь; лунный календарь.
Фронтальный, самоконтроль, устный опрос.
Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии
12
Меры длины.
Изучение нового, систематизация знаний.
Что такое верста, сажень, аршин.
Фронтальный, самоконтроль, групповой.
Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии.
13
Меры жидкости и сыпучих тел.
Изучение нового и первичное закрепление.
Деятельность Менделеева, древняя система мер на Руси
Фронтальный, самоконтроль.
Развитие внимания, памяти, мышления, расширение словарного запаса, рефлексии.
14
Возникновение геометрии.
Изучение нового и первичное закрепление.
Как возникла геометрия. Учение Евклида.
Фронтальный, устный опрос.
Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии.
15
Великие математики.
Изучение нового и первичное закрепление.
Знакомство с деятельностью Пифагора
Фронтальный, самоконтроль.
Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, ориентации в пространстве, рефлексии.
Планируемые результаты реализации программы Программа курса «Математика в исторических событиях» обеспечивает достижение учащихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты - Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - Осознание роли своей страны в мировом развитии. - Целостное восприятие окружающего мира. - Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. - Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. - Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты - Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. - Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. - Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. - Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. - Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
Рекомендуемая литература
О.В. Воронина «Математика в исторических событиях. 1-4 классы. Материалы к занятиям. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.