Урок русского языка на тему Роль приставок и суффиксов в словах (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калинина Л.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка в 3 классе. Тема. Роль приставок и суффиксов в словах. Цели: конкретизировать значение приставок и суффиксов в словах, отрабатывать умение подбирать проверочные слова к трем типам орфограмм; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетическую отзывчивость. Структура урока. - Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Минутка чистописания.
- Работа по теме урока.
- Первичное закрепление.
- Физминутка.
- Расширение знаний о роли однокоренных слов.
- Работа по развитию речи.
- Объяснение домашнего задания.
- Итог урока. Оценивание.
Ход урока. - Организационный момент.
Заканчивается зима, все чаще в окно светит солнышко, поднимает нам настроение. А сегодня оно заглянуло к нам на урок. Но вредная тучка закрыла его от нас. Если в течение урока вы ответите на два очень важных вопроса, то тучка исчезнет. (Слайд 1. Солнце закрыто тучкой.) - Проверка домашнего задания.
Какие трудности вы испытывали при выполнении домашнего задания? Какие части слова вы знаете? Вспомним, как нужно разбирать слово по составу. Помни при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи, После корня будет суффикс, А приставка - впереди. - Минутка чистописания.
Возьмем суффикс из слова лесник. Корень - из слова снежинка. Приставку из слова подъезжал. Окончание от слова сосульки. Запишем их каллиграфически правильным почерком. Ник снеж под и Составьте слово из этих частей. - Работа по теме урока.
На доске - слова: снежный, заснеженный, подснежниками, снеговик, снег, подснежником. Что общего в словах? На какие две группы можно разделить слова? Формы слова Однокоренные слова Подснежники Снежный Подснежниками Заснеженный Подснежником Снег Снеговик Какая часть слова изменяется при образовании форм слова? (окончание) С помощью каких частей слова образовали однокоренные слова? (приставка и суффикс) Может быть, вы уже ответите на первый вопрос тучки: какова роль приставок и суффиксов? (с их помощью можно образовывать однокоренные слова) (Слайд 2. Часть солнышка открывается) - Первичное закрепление.
Потренируемся образовывать однокоренные слова. На доске выставляются вагончики, на них - части слова. Нужно составить из них слово. Вест из на я На стр.47 учебника на «запасных путях» стоит много вагончиков с частями слов. Составьте слово с корнем - слов. (пословица) Работа по рядам и в парах. Ученики составляют слова. - Подкладка, докладчик, приклад, закладка, накладка, складка.
- Безглавый, заглавная, неглавная.
- Застольная, настольная.
- Физминутка.
Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало. Солнце заглянуло в класс Это раз Надо нам присесть и встать это два Руки вытянуть пошире, Наклониться - три, четыре. И на месте поскакать это пять. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. - Расширение знаний о роли однокоренных слов.
Попробуем ответить на второй вопрос тучки. В каких ситуациях мы прибегаем к поиску, использованию однокоренных слов? (когда нужно проверить орфограмму в корне слова) Какие орфограммы? (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные) (Слайд 3. Солнышко открывается) Упр. 10, стр. 49. - Работа по развитию речи.
Составить слова с суффиксами: ышк, еньк, ик, ушк. С этими словами составить словосочетания, а со словосочетаниями - предложения. Работа по картине на тему весна. - Объяснение домашнего задания.
Стр. 49. Упр. 11 Прочитать текст о конце зимы, определить тип орфограмм, подобрать проверочные слова. - Итог урока. Оценивание.
Дополните одну из фраз: Сегодня на уроке я узнал… Я понял… Мне было интересно… Мне было трудно… В конце урока составим ваше любимое слово. Возьмем корень из слова обмен, суффикс из слова пробежка, окончание из слова капелька, а в приставке есть две гласные е. Составьте слово из этих частей. (переменка) (Слайд 4.)