Воспитание чувства толерантности на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание чувства толерантности на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Толерантность - новообразование личности, выражающее систему её терпимых отношений к окружающему миру (другой нации, религии, позиции мнений), путь к гражданскому согласию, необходимое условие соблюдения принципа человеческого общежития, принцип взаимодействия между людьми, ценностным ядром которого является выдержка и любовь человека к человеку. Формирование толерантности - длительный процесс. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, решающими среди которых являются семья и образование. Человека нельзя ни заставить, ни убедить быть миролюбивым, для этого у него необходимо выработать определённую модель поведения, установку на толерантность. Особое место в воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства - товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости, чувство сопереживания. Но следует отметить, что представления школьников об отношениях с другими людьми, о терпимости к окружающим, умении соотносить свои желания и поступки с желаниями окружающих, их взглядами на мир богаче и правильнее, чем их поведение. К тому же очень часто в своей жизни дома, на улице ребята видят примеры негативного отношения к людям другой национальности, вероисповедания, нетерпимость к окружающим. Личный опыт толерантного поведения ограничен, не очень богат ситуациями, где они сами должны решать вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Задача учителя - развивать в детях чувство толерантности, прививать навыки и привычки толерантного поведения в повседневной жизни. Решение воспитательных задач по формированию толерантности у младших школьников осуществляется через уроки чтения. В самом содержании литературных произведений заложены большие возможности для этого. Вопросы и задания учителя направлены на этическую оценку действий и поступков героев, на выявление личностного отношения учащихся к данному герою, факту, событию. Здесь ученик имеет возможность наблюдать за различными формами взаимоотношений между людьми, выразить своё отношение к ситуации, выслушать мнение одноклассников, поставить себя на место героев произведения и, при умелом руководстве учителя, выработать правильную модель поведения, отношения к героям. В результате ребёнок начинает брать пример с положительного героя, сам правильно поступать в реальной жизни, у него развивается чувство толерантности. Одной из форм работы на уроках чтения по воспитанию является проигрывание литературных произведений с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведение, которое соответствует ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Произведение читается, если есть возможность лучше прослушать запись в исполнении артистов, что придаёт произведению дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Затем произведение обсуждается, выявляются герои, какие симпатичны, а какие нет и почему, обращается внимание на характер героев, их поступки. На следующем этапе дети делятся на группы: одна - зрители, другая - артисты. После проигрывания спектакля проводится обсуждение, отмечается, какие поступки героев вызывают симпатию, а какие антипатию. Детям предлагается подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, подумать, как они действительно поступали, если похожая ситуация была в их жизни. Постепенно подводим детей к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как действуют на самом деле. Итогом работы можно считать умение ребёнка применять полученные знания в реальной ситуации. Дети учатся самостоятельно оценивать ситуацию и предлагать разные варианты действий людей в этой ситуации, учатся анализировать свои поступки, прислушиваться к чужому мнению, считаться с взглядами других людей. Дети, поступающие в школу, как правило, не обращают особого внимания на национальность одноклассников, не проявляют нетерпимого отношения к ребятам другой национальности. И поэтому важно, чтобы такое отношение сохранилось и дальше. Необходимо, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции не только своего народа, но и других народов. Для этого на уроках чтения, изо, технологии учащиеся знакомятся с творчеством разных народов. Задача учителя - найти способ создать художественные образы абсолютно разных, не похожих друг на друга народов, помочь найти и почувствовать себя частицей одного из них, сделать чужое и далёкое близким и понятным. О любом национальном типе необходимо судить по его положительным чертам, необходимо заострять внимание детей на том хорошем, что есть у любой нации. В творческом процессе осознаётся единство общечеловеческих ценностей, что позволяет снимать симптомы проявления нетерпимости. Воспитание чувства толерантности формируется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Это различные классные часы («Быть среди людей», «Никто не лучше никого», «Побеседуем о беседе», «Умную речь хорошо и слушать», «Если будем дружно жить, не придётся нам тужить», «Кто мой сосед и какой я сосед», «Школа вежливых наук» и т.д.), внеклассные культурные (конкурсы стихов, поделок, песен) и спортивные мероприятия, разучивание игр народов мира, знакомство с национальным фольклором и т. д. Задачи по воспитанию толерантности взаимосвязаны с задачами по формированию общеучебных умений младших школьников (умение вести диалог, слушать и понимать, умение говорить правильно). Воспитание, основанное на принципе уважения человеческого достоинства, предполагает погружение ребёнка в атмосферу, где достоинство находится на высоте в любой ситуации. Важно научить ребёнка уважать в себе личность и уважать личность в других. Вот учитель вызывает ребёнка к доске: уважение и доброжелательность, которые ребёнок чувствует со стороны учителя, уже способствуют формированию представления о достойном поведении человека; одноклассников отвечающего просят создать атмосферу, в которой ученику легче будет решить сложную проблему, просят отметить достоинства ответа и мягко корректируют нежелательные. («Попробуй выразить свою мысль по-другому», «Постарайся сказать так, чтобы не обидеть»). Формирование у ребёнка чувства уважения человеческого достоинства - это и постоянное вовлечение его в достойную человека деятельность: «Как замечательно, что ты полил цветы, без тебя они могли бы погибнуть», « Я видела, как ты помогал маме нести тяжёлые сумки, хорошо, что у мамы есть такой помощник!», « Сейчас я прочту вам стихи, будьте очень внимательны, даже, если что-то вам будет сначала непонятно, постарайтесь не мешать другим», «Молодец, ты выручил товарища в трудной ситуации». Принятие жизни другого как части своей собственной не даруется человеку от рождения, такое отношение может быть только воспитано в процессе постоянного взаимодействия, постоянной взаимопомощи, постоянного сопереживания бедам и радостям другого: «У тебя сломался карандаш (оторвалась пуговица, не получается задача, разлился чай) - мы поможем тебе, ведь мы рядом!» «У тебя плохое настроение (ты поссорился с другом, тебя обидели, что-то случилось дома) - мы поймём тебя и поможем, чем только сможем!», «У тебя день рождения (ты победил в соревновании, лучше всех написал сочинение) - мы будем радоваться вместе с тобой!». Уже с раннего детства ребёнок должен быть научен тому, что каждый человек уникален, потеря каждого является невосполнимой, что уникальность личности может проявляться во многом: во внешности, в особенностях темперамента и характера, речи и манере поведения…Он должен быть научен и тому, что физические и психические особенности человека никоим образом к достоинству человеческому не относятся. Поэтому упрекать человека за другой цвет кожи, разрез глаз или форму носа, любые физические недостатки, по крайней мере, нелепо, человеческое достоинство начинается там, где присутствует ценность человеческой личности, ее социальная значимость, человеческая культура. Ребёнок должен иметь ясное представление и о том, что никакая драка не разрешает проблему, а лишь обостряет её, оскорбление другого человека не разрешает ситуацию, а скорее лишает возможности выхода на её решение вообще.

Использованная литература

  1. Спутник классного руководителя. 1-4 классы/ авт.-сост. Н.А.
Максименко. - Волгоград: Учитель, 2007.
  1. О.Б. Скуратова. Воспитание толерантной личности. - Начальная
школа, 2007г, №4.
  1. О.В. Шарапова. Особенность нравственного воспитания на уроках
чтения.- Начальная школа, 2008г., №1.
  1. О.Ю Чепурная. Воспитание чувства толерантности на уроках
литературного чтения и во внеурочной деятельности.


© 2010-2022