ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Сочинение по картине А.К. Саврасова

«Грачи прилетели»



ФИО (полностью) Ипатенкова Жанна Геннадьевна
Место работы МБУ СОШ№ 48 г.Нижнеудинска Иркутской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Русский язык
Класс 4
Тема и номер урока в теме

Тема «Глагол», урок №8.

Сочинение по картине А.К. Саврасова

«Грачи прилетели»»

Базовый учебник Русский язык. Учебник для 4 класса в двух частях. Т.Г Рамзаева. «Дрофа»
  1. Цель урока:
- формирование умения составлять художественное описание природы 9. Задачи: - обучающие: познакомить с творчеством А.К. Саврасова; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства -развивающие: развивать творческое воображение, чувства и эмоции обучающихся, обогащать словарный запас -воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  1. Тип урока: изучение нового материала, самостоятельная работа
  2. Формы работы учащихся: условно-пассивная, активная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

СТРУКТУРА УРОКА

п/п

Этапы урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационно-мотивационный момент

ЭОР №3 аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Март» (N 22306)

Включение учащихся в предстоящую деятельность - Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

1) - Предлагаю вам прослушать музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - Что вы представили, слушая музыку? Какие чувства вызвала музыка?

Настрой на предстоящую деятельность

1

2

Подготовка к изучению нового

ЭОР №1 портрет художника А.К. Саврасова (N 146625)









ЭОР №2 картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (N 180944)

Беседа о художнике. Работа с ключевыми словами - Сегодня мы познакомимся с пейзажем, который, появившись, привёл в восторг и зрителей, и критиков, и художников и до сих пор очаровывает всех, кто его видит. - Как вы думаете, что такое мог нарисовать художник, что удивило всех и обрадовало? - Что вы стали бы рисовать, если бы решили рисовать природу? - Я хочу познакомить вас с картиной художника Алексея Кондратьевича Саврасова, которому было интересно наблюдать за природой, весенними птицами. Он написал картину «Грачи прилетели». А.К. Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. Любовь к искусству зародилась у мальчика в раннем возрасте. Уже к двенадцати годам он легко справлялся с большими рисунками гуашью, копируя в них пейзажи известных в то время художников. В 1848 году Саврасов был принят в Московское училище живописи и ваяния, где числился одним из лучших учеников пейзажного класса. Саврасов поднял искусство изображения природы на огромную высоту, открыл дорогу широкому общественному признанию полотен с изображением родной природы.


Беседа по содержанию картины. Картина Саврасова «Грачи прилетели» вошла в золотой фонд русского искусства. Над этюдами к самой известной своей картине А.К. Саврасов работал в селе Молвитино Костромской губернии во время путешествия по Волге, а саму картину, следуя своему обычному методу, писал в мастерской. Картина "Грачи прилетели" была куплена П.М. Третьяковым, показана москвичам на выставке Общества любителей художеств и лишь после этого отправлена в Петербург на выставку передвижников, с которой и началась ее настоящая слава. Сразу после выставки Саврасову было заказано повторение картины для императорского двора. Это было первое из бесчисленных авторских повторений, которые художник сделал в разные годы с самой известной своей работы. Трепетное чувство ожидания перемен, обаяние первых дней весны пронизывают картину. Впечатления просветленности, тишины и особенной чистоты чувств мастер добивается мягкостью живописного строя картины, тонким равновесием холодноватых тонов. Светлая радость наполняет пейзаж. Это состояние передается зрителю, чувства которого вторят настроению, царящему в картине.

Слушание и рассматривание портрета.

Словарная работа (художник-пейзажист, лирический пейзаж, композиция картины)

Ответы на вопросы по содержанию







Рассматривают картину, слушают историю создания картины

7

3

Целеполагание

Определение темы, цели и задач урока в совместной с обучающимися деятельности

Формулирование темы, целей и задач урока

1

4

Подготовка к самостоятельной работе


- Какое настроение вызывает у вас эта картина? - Что изображено на картине? - Перечислите всё, что видите на картине. - Как художник показывает нам приближение весны? - Какие краски преобладают на картине? - Что на картине притягивает взгляд зрителя? - Что вы видите на переднем плане? - Что вы видите на заднем плане? - Почему деревня и поля изображены не очень подробно? - Что главное на этой картине? - Что вы ощущаете, глядя на картину? - Какие звуки могли бы услышать? - Что, на ваш взгяд, было дорого самому художнику на этой картине? Работая над картиной Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображён тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить своё потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику. - Попробуйте описать грачей. Какие они? При ответе используйте антонимы: мирные - драчливые, радостные - печальные, спокойные - крикливые, шумные - смирные, спокойные - суетливые, беспечные - трудолюбивые. - Кого Саврасов увидел в образах птиц? (Гонцов весны) - Как художник изобразил снег? - Какие архитектурные сооружения изобразил художник? - Какой весенний месяц изображён на картине? Что вы о нём знаете? - Вспомните пословицы о первом весеннем месяце, объясните их значение. (Март зиму кончает, весну начинает. Март месяц словно мачеха - то хмурится, то смеётся. Грач на горе - весна на дворе.)

Словарная работа Коллективное составление плана сочинения 1. История создания картины. 2. Описание картины: мартовский снег, весеннее небо, русские берёзы, птичьи заботы, архитектура на заднем плане. 3. Изобразительные средства картины. 4. Моё отношение к картине.


Подбор образных выражений














Коллективное составление плана сочинения




8

5

Физминутка


Грачи - кулики. Грачи - кулики, из-за моря летите, Весну красную несите (взмахи руками). Лютая зима пристоялась, По полям, по лесам разгулялась (кружатся). Холод - стужу напустила, Ручки, ножки познобила (подскоки). Белый снег натрясла, Всё тепло унесла (кружатся).

2

6

Самостоятельная работа

А теперь настало время вам поработать самостоятельно

Написание сочинения. Самопроверка

15

7

Проверка самостоятельной работы

А проверять мы будем вместе с вами.

Чтение сочинений

5

8

Итог урока


Подведение итогов урока - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?

Обмен впечатлениями об уроке. Самооценка.

1

9

Рефлексия


- Какое настроение у вас было во время работы на уроке? Спасибо за работу.

1



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

п/п

Название ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Портрет художника А.К. Саврасова (N 146625)

Инновационный учебный материал, информационный

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f37f1e06-edda-4467-8991-81930e7bfb70/Savrasov_biogr.htm

2

Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (N 180944)

Инновационный учебный материал, информационный

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34bf96cd-7023-4e29-bbbd-0a3708eb132d/Savrasov.GrachiPrileteli.jpg

3

Аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Март» (N 22306)

Инновационный учебный материал, информационный

Аудиофрагмент

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/215a63b7-ff99-69d7-8286-9465d41e74e9/index2.htm











© 2010-2022