- Преподавателю
- Начальные классы
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ипатенкова Ж.Г. |
Дата | 02.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Сочинение по картине А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
Тема «Глагол», урок №8.
Сочинение по картине А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»»
- Цель урока:
- Тип урока: изучение нового материала, самостоятельная работа
- Формы работы учащихся: условно-пассивная, активная
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
СТРУКТУРА УРОКА
№ п/п
Этапы урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика
Время
(в мин)
1
2
3
4
5
6
1
Организационно-мотивационный момент
ЭОР №3 аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Март» (N 22306)
Включение учащихся в предстоящую деятельность - Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
1) - Предлагаю вам прослушать музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - Что вы представили, слушая музыку? Какие чувства вызвала музыка?
Настрой на предстоящую деятельность
1
2
Подготовка к изучению нового
ЭОР №1 портрет художника А.К. Саврасова (N 146625)
ЭОР №2 картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (N 180944)
Беседа о художнике. Работа с ключевыми словами - Сегодня мы познакомимся с пейзажем, который, появившись, привёл в восторг и зрителей, и критиков, и художников и до сих пор очаровывает всех, кто его видит. - Как вы думаете, что такое мог нарисовать художник, что удивило всех и обрадовало? - Что вы стали бы рисовать, если бы решили рисовать природу? - Я хочу познакомить вас с картиной художника Алексея Кондратьевича Саврасова, которому было интересно наблюдать за природой, весенними птицами. Он написал картину «Грачи прилетели». А.К. Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. Любовь к искусству зародилась у мальчика в раннем возрасте. Уже к двенадцати годам он легко справлялся с большими рисунками гуашью, копируя в них пейзажи известных в то время художников. В 1848 году Саврасов был принят в Московское училище живописи и ваяния, где числился одним из лучших учеников пейзажного класса. Саврасов поднял искусство изображения природы на огромную высоту, открыл дорогу широкому общественному признанию полотен с изображением родной природы.
Беседа по содержанию картины. Картина Саврасова «Грачи прилетели» вошла в золотой фонд русского искусства. Над этюдами к самой известной своей картине А.К. Саврасов работал в селе Молвитино Костромской губернии во время путешествия по Волге, а саму картину, следуя своему обычному методу, писал в мастерской. Картина "Грачи прилетели" была куплена П.М. Третьяковым, показана москвичам на выставке Общества любителей художеств и лишь после этого отправлена в Петербург на выставку передвижников, с которой и началась ее настоящая слава. Сразу после выставки Саврасову было заказано повторение картины для императорского двора. Это было первое из бесчисленных авторских повторений, которые художник сделал в разные годы с самой известной своей работы. Трепетное чувство ожидания перемен, обаяние первых дней весны пронизывают картину. Впечатления просветленности, тишины и особенной чистоты чувств мастер добивается мягкостью живописного строя картины, тонким равновесием холодноватых тонов. Светлая радость наполняет пейзаж. Это состояние передается зрителю, чувства которого вторят настроению, царящему в картине.
Слушание и рассматривание портрета.
Словарная работа (художник-пейзажист, лирический пейзаж, композиция картины)
Ответы на вопросы по содержанию
Рассматривают картину, слушают историю создания картины
7
3
Целеполагание
Определение темы, цели и задач урока в совместной с обучающимися деятельности
Формулирование темы, целей и задач урока
1
4
Подготовка к самостоятельной работе
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? - Что изображено на картине? - Перечислите всё, что видите на картине. - Как художник показывает нам приближение весны? - Какие краски преобладают на картине? - Что на картине притягивает взгляд зрителя? - Что вы видите на переднем плане? - Что вы видите на заднем плане? - Почему деревня и поля изображены не очень подробно? - Что главное на этой картине? - Что вы ощущаете, глядя на картину? - Какие звуки могли бы услышать? - Что, на ваш взгяд, было дорого самому художнику на этой картине? Работая над картиной Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображён тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить своё потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику. - Попробуйте описать грачей. Какие они? При ответе используйте антонимы: мирные - драчливые, радостные - печальные, спокойные - крикливые, шумные - смирные, спокойные - суетливые, беспечные - трудолюбивые. - Кого Саврасов увидел в образах птиц? (Гонцов весны) - Как художник изобразил снег? - Какие архитектурные сооружения изобразил художник? - Какой весенний месяц изображён на картине? Что вы о нём знаете? - Вспомните пословицы о первом весеннем месяце, объясните их значение. (Март зиму кончает, весну начинает. Март месяц словно мачеха - то хмурится, то смеётся. Грач на горе - весна на дворе.)
Словарная работа Коллективное составление плана сочинения 1. История создания картины. 2. Описание картины: мартовский снег, весеннее небо, русские берёзы, птичьи заботы, архитектура на заднем плане. 3. Изобразительные средства картины. 4. Моё отношение к картине.
Подбор образных выражений
Коллективное составление плана сочинения
8
5
Физминутка
Грачи - кулики. Грачи - кулики, из-за моря летите, Весну красную несите (взмахи руками). Лютая зима пристоялась, По полям, по лесам разгулялась (кружатся). Холод - стужу напустила, Ручки, ножки познобила (подскоки). Белый снег натрясла, Всё тепло унесла (кружатся).
2
6
Самостоятельная работа
А теперь настало время вам поработать самостоятельно
Написание сочинения. Самопроверка
15
7
Проверка самостоятельной работы
А проверять мы будем вместе с вами.
Чтение сочинений
5
8
Итог урока
Подведение итогов урока - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?
Обмен впечатлениями об уроке. Самооценка.
1
9
Рефлексия
- Какое настроение у вас было во время работы на уроке? Спасибо за работу.
1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ п/п
Название ресурса
Тип, вид
ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Портрет художника А.К. Саврасова (N 146625)
Инновационный учебный материал, информационный
Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f37f1e06-edda-4467-8991-81930e7bfb70/Savrasov_biogr.htm
2
Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (N 180944)
Инновационный учебный материал, информационный
Иллюстрация
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34bf96cd-7023-4e29-bbbd-0a3708eb132d/Savrasov.GrachiPrileteli.jpg
3
Аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Март» (N 22306)
Инновационный учебный материал, информационный
Аудиофрагмент
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/215a63b7-ff99-69d7-8286-9465d41e74e9/index2.htm