Урок внеклассного чтения Произведения В. Бианки о животных во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урока внеклассного чтения"Произведения В. Бианки о животных"в 3 классе.
Цель: познакомить учащихся с произведениями В.Бианки о животных.
Задачи: образовательные: - познакомить учащихся с биографиев В.Бианки; - познакомить учащихся с книгой В.Бианки "Лесная газета"; - познакомить учащихся с жанром В.Бианки "сказки-несказки"; развивающие: - развивать умение работать с выставкой прочитанных книг; - развивать умение ориентироваться в прочитанных книгах; - развивать умение понимать смысл прочитанного произведения; воспитательные: - воспитание интереса к произведения В.Бианки; - воспитание бережного отношения к животным.

Ход урока: 1) Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята!
2) Работа с выставкой прочитанных книг. Давайте назовем книги, которые вы прочитали и представили на выставке. Дети: "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Хвосты", "Как муравьишка домой спешил". Учитель: Что объединяет эти книги? Дети: Это все книги В.Бианки. Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти книги? Дети: Книга - сборник и книга - произведение. Учитель: Есть среди книг лишняя? Почему? Дети: Есть - Чарушин "Томкины сны", так как это книга не В.Бианки. Учитель: Какие жанры представлены в этих книгах? Дети: Рассказы и сказки. Учитель: Назовите книги, которые имеют какую-нибудь особенность? Дети: В сборнике есть биография В.Бианки, содержание в конце книги. Учитель: Что можно рассказать о произведениях Бианки по иллюстрациям и заглавию книги? Дети: Мы можем определить некоторых героев, примерное содержание произведения. Учитель: назовите художника-иллюстратора книг? Дети: Чарушин. Учитель: Давайте озаглавим нашу выставку? Дети: Произведения В.Бианки о животных.
3) Беседа по прочитанным книгам и авторе. Учитель: сейчас я расскажу вам немного о самом авторе - В.Бианки. В.Бианки родился в семье ученого-биолога. С детства он любил природу. Этому способствовала обстановка дома: дома был аквариум с рыбками, жило много птиц и зверей. каждое лето семья выезжала за город, в деревню, отец учил сына понимать природу, наблюдать за ней. Бианки вспоминал: "Отец рано начал брать меня в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И - самое главное -с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь". интерес к природе углубился и расширился в школьные и университетские годы. Участвовал во многих научных экспедициях, путешествиях, изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. в течении почти всей жизни с приходом весны Бианки покидал город и большую часть года жил в деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, который и стал основой его книг. Прочитав произведения В.Бианки, какой познавательный материал вы получили? Что узнали о жизни природы? Дети: Узнали, почему у птиц разные носы, для чего им такие носы, почему и для чего у животных хвосты, какие звуки издают животные, как передвигаются насекомые, птицы. Учитель: вы прочитали произведение "Чей нос лучше?" Давайте попробуем соотнести название носа с его носителем: долгонос - бекас крестонос - клест тонконос - мухолов серпонос - кроншнеп шилонос - кулик широконос - утка сетконос - козодой мешконос - пеликан долбонос - дятел крючконос - ястреб Почему Бианки назвал пеликана мешконосом? Дети: Так как пеликан складывает добытую пищу в зоб, который отвисает и наполняет мешок. Учитель: А почему дятла назвал долбоносом? Дети: Дятел долбит носом дерево. Учитель: Ребята, так чей же нос лучше? Дети: У каждого нос хорош по-своему, он выполняет определенную функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше. Учитель: Послушайте музыкальное произведение (пение птиц в лесу) и подумайте, о каком произведении Бианки пойдет речь. Дети: "Кто чем поет?" Учитель: Кто же чем поет? Дети: Лягушки надули пузыри за ушами: "ква-а-а"; аист затрещал одной половинкой клюва о другую - трещетка трещит деревянная; цапля набрала в клюв воды и дунула - гул по воде; дятел долбил носом по дереву - барабанная дробь; жук закрутил головой, заскрипела жесткая шея - писк; шмель жужжит словно струна гудит; саранча лапками о крылышки потирает - стрекочет; бекас воздух рассекает, в хвосте перышки перебираются - словно барашек блеет. Чем же пел бекас? Дети: Хвостом. Учитель: Музыку любят все и петь всем хочется. только о чем позабыли животные? Дети: Голос не у каждого есть. Учитель: Произведение "Чьи это ноги?" Почему же жаворонок снизу никого не узнал, а медянка в небе? Дети: Так как жаворонок знает свое место обитания - высь, небо, а медянка живет на земле, поэтому каждый "в своем деле профессионал, а в чужом ничего не смыслит". Учитель: Почему муха в произведении "Хвосты" так нелепа? Почему хозяин отправил искать свободный хвост? Чего она не понимала? Дети: Она хотела хвост для красоты и думала, что у животных он тоже для красоты, но у животных хвост выполняет свои функции: у слизняка - брюхо, сжимает и передвигается, у рака - руль, весло, у дятла - опора, у козули козлята по ее хвосту ориентируются, лиса хвостом собак обманывает, корова - отмахивается от насекомых - от которого и погибла муха. Учитель: А в произведении "Как муравьишко домой спешил" добрался муравьишко вовремя? Что же ему помогло? Дети: Да, он добрался вовремя, ведь все, кого он просил о помощи, помогали ему. Учитель: К какому выводу мы можем прийти, прочитав это произведение В.Бианки? Дети: Нужно помогать друг к другу в беде. Учитель: Что же помогает нам представить всех этих насекомых, птиц, зверей? Дети: Это подробные описания, иллюстрации. Учитель: К какому жанру относятся прочитанные произведения? Дети: Это сказки. Учитель: Любимый жанр Бианки - сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - "сказки-несказки". Ребята, а почему "сказки-несказки"? Дети: Элементы сказки - животные разговаривают, но также много реалистичного - познавательного материала, подводит к правильным выводам.
4) Физминутка. Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз росой она умылась, Два изящно покружилась, Три тихонечко присела, На четыре улетела.
5) Знакомство с новой книгой. Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга В.Бианки "Лесная газета" на каждый год", которая создавалась в течении ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей. В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи, там тоже есть свои герои и разбойники. Мало кто знает все лесные новости. Кто, например, слышал, что в Ленинградской области студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают по снегу? В какой газете прочтешь про битвы лесных великанов - лосей, про великое переселение перелетных, про забавное путешествие болотной курочки пешком через всю Европу? Обо всех таких происшествиях можно прочитать в "Лесной газете". 12 номеров - по номеру на каждый месяц - собрали в одну книгу. В каждом номере: статьи редакции, телеграммы, письма лесных корреспондентов, рассказы об охоте. Что это за лесные корреспонденты? Дети: Ребята, охотники, ученые, лесники. Учитель: То есть, те, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывал разные происшествия и отправлял в редакцию. К каждому номеру газеты приложена игра в вопросы (викторина). Кто внимательно читал текст, тот легко ответит на большую часть вопросов. За каждый правильный ответ 2 очка. (Просматриваем газету - с.8 - 9, с.11 - телеграмма и с.16 - городские новости). Как вы думаете каким должен быть В.Бианки, чтобы написать так много произведений? Дети: Наблдательным, понимать, любить природу, быть внимательным, много знать о жизни природы.
6) Обощение. Учитель: Чему вы научились, прочитав произведения В.Бианки? Дети: Нужно помогать друг другу, в жизни природы все целесообразно, создано непросто так. Нужно быть внимательным к природе, любить и охранять ее, постигать ее тайны. 6 5 Д Б

И О


Е Л 1

Б7 И А Н К
Б

И 2 А
О

О С Л И З Н Я К
Ц А Л Л Я
О

3 О 4 С Е Н О К О С Е Ц Г


По горизонтали: 1)С произведениями какого автора мы познакомились? 2) Брюхо сжимает да разжимает - так и ползает. 3) "Дай-ка на воде сыграю! Сунула клюв в озеро, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: - Трумб-бу-бу-бумм!.. - словно бык проревел". Кто так "пел"? 4) Шагает по лугу: ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки торчат выше спины. Что это за жук? По вертикали: 5) Как Бианки назвал дятла в сказке "Чей нос лучше?"? 6) Кого автор назвал долгоносом в сказке "Чей нос лучше?"? 7) Кем был по специальности отец автора и сам автор?
7) Итог урока. Учитель: О каких произведениях и какого автора мы беседовали? Учитель: С какой новой книгой познакомились? Учитель: Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему?

© 2010-2022