Рабочая программа Моя малая Родина

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1








Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

(1-4 класс)

«Моя малая Родина»






Составитель: Убушаева В.В.,

учитель начальных классов.











2014 год

Пояснительная записка Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Моя малая Родина» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся. Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с предметом окружающий мир. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Цель деятельности педагога - создание условий для духовно-ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Цельпрограммы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего города, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями республики Калмыкия, достопримечательностями столицы нашей республики и людьми, строившими и прославившими родной край. Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

∙ образовательных: 1. формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества; 2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике. В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания: - об истории возникновения своего края; - о символике родного края; - о природе родного края; - о знаменитых людях города и области; - о народных промыслах; умения и навыки: - составлять кроссворды; - работать с картой республики Калмыкия, находить и показывать города нашей республики, соседние регионы;

∙ воспитательных: 1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; 3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки: - культуры труда и деловых качеств; - побуждение к познавательной творческой деятельности; - нравственно - эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве); - появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой; - бережного отношения к природе; - творческого отношения к выполнению работы; - коммуникативных качеств; - внимательности; - терпения; ∙ развивающих: 1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.) 2. развитие кругозора учащихся. В ходе решения данных задач у обучающихся развивается: - глазомер, точность действий, пространственные представления; - пространственное и логическое мышление; - воображение (в том числе и творческое); - наблюдательность; - творческие способности; - художественный вкус; и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность). Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу в 1-4 кл.; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
  • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
  • объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
  • репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
  • исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
  • частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
  • конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
  • метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы внеучебной работы весьма разнообразны: классные часы, пешие прогулки по городу, походы, викторины, тематические экскурсии, уроки-беседы, городские соревнования, уроки-сообщения, марафоны, конкурсы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям и т. д. В программах для каждого класса прослеживается:
  • преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
  • теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Программа предполагает работу по следующим направлениям деятельности: - исследовательская (сбор материалов, отражающих историю города в частности и страны в целом их обработка, подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного отчета), - практическая (проведение тематических экскурсий и пеших прогулок по городу, организация встреч с интересными людьми), - воспитательная (проведение внутримузейных мероприятий, участие в конкурсах, посвященных изучению истории поселка, района ). Программа курса «Моя малая Родина» общим объемом 135 часов предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1х - 4х классах начальной школы, 33 (в 1хкл.) и 34 (во 2х-4хкл.) часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности базисного учебного (образовательного) плана и содержит три раздела: «Республика, в котором мы живем», «Поселок, в котором мы живем», «Повторение». Каждый раздел поделен на темы - модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Моя малая Родина»:

1-й класс Личностныe: - Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Метапредметные (УУД): Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой. - Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные:

Знать:

- что такое краеведение;

- историю возникновения поселка Комсомольский, города Элисты;

- символику Республики Калмыкия;

- достопримечательности поселка Комсомольский, города Элисты;

- историю названия улиц посёлка;

- историю Комсомольской школы №1;

- некоторые виды растений нашего края;

- животный мир нашего края;

- жизнь животных в разные времена года.

Уметь:

- объяснять значения слов: Родина, край, республика, район;

- находить положение посёлка, района, столицы на карте республики;

- работать с картой республики;

- ориентироваться в поселке Комсомольский

- вести календарь наблюдений за природой;

- анализировать жизнь животных в разные времена года;

- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.

2-й класс Личностные: - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные (УУД): Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться планировать учебную деятельность на занятии. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты). - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. - Вступать в беседу на занятии и в жизни. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные:

Знать:

- рельеф степи республики;

- климат и погоду;

- реки и озера;

- необходимость охраны природы;

- природные сообщества Калмыкии;

- некоторые виды растений Калмыкии;

- о растениях, которые занесены в Красную книгу Калмыкии;

- федеральный государственный природный заповедник «Черные земли» - историю развития республики Калмыкия (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение);

- традиции и обычаи калмыцкого народа;

Уметь:

- работать с контурной картой;

- составлять брошюры народных примет погоды; -составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;

- составлять рассказы о растениях Калмыкии;

- составлять гербарии растений;

- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей;

3-4-й класс Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные: Регулятивные УУД: - Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные:

3 класс

Знать:

- история возникновения республики;

- города Калмыкии;

- что дает республика стране;

- полезные ископаемые республики Калмыкия; - как добывают и используются полезные ископаемые Калмыкии;

- растения, которые встречаются в степях;

- животный мир Калмыкии;

- видовой состав рыб водоемов;

- видовой состав птиц;

- видовой состав млекопитающих Калмыкии;

- о животных, которые занесены в Красную книгу Калмыкии;

-биосферный государственный заповедник «Черные земли»;

Уметь:

- работать с картой республики Калмыкия;

- составлять рассказ о родном крае;

- различать полезные ископаемые;

- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;

- рассказывать о животных Калмыкии;

- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;

4 класс

Знать:

- историю родного края;

- как Элиста из села стала городом;

- историю жизни республики во время Великой Отечественной войны

- историю жизни нашего народа в далекой Сибири

- архитектуру современного города;

- памятники посёлка Комсомольский; города Элисты;

- историю названия улиц посёлка;

- о людях, которые прославили нашу Калмыкию;

- народные и художественные промыслы края;

Уметь: - работать с картой республики Калмыкия, с картой г. Элисты; - проводить исследования по темам: «Образование республики Калмыкия», «Образование города», «Образование поселка», «Почему так названы улицы», « О чем могут рассказать памятные места нашей столицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего поселка», «Калмыкия в годы Великой Отечественной войны»; « Жизнь калмыцкого народа в Сибири», «Послевоенные годы». - оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;

- участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Формы контроля Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает: - тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль); - индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции); - самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль); - участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и района (итоговый контроль); - участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль); - презентации мини-проектов учащихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль).

Содержание учебной программы

1 класс

1. Введение (1 ч.) Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «Моя малая Родина». Понятие Родина, родной край, республика, район.

2. Республика, в котором мы живем (13 ч.) Мы - калмыки. Республика Калмыкия на карте Родины. Положение посёлка, Черноземельского района, города Элисты на карте Калмыкии. История возникновения района, республики. Легенды и сказания. Герб и флаг республики Калмыкия. Достопримечательности посёлка Комсомольский, города Элисты. Зоны отдыха. Любимое место твоей семьи. На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. Улицы поселка. Люди, которыми гордится наш район. Средства массовой информации республики Калмыкия. Экскурсия по посёлку и городу Элиста.

Практические работы.

Работа с картой России и картой республики Калмыкия.

3. Прошлое, настоящее и будущее нашей школы (5 ч.) История Комсомольской средней общеобразовательной школы №1. Учителя школы (встреча с интересными людьми). Школа и современность. Безопасный маршрут движения от дома до школы. Экскурсия по школе.

Практические работы. Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.

4. Времена года (13 ч.) Осенние изменения в природе. Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Осенний календарь природы. Признаки зимы в природе. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Зимний календарь природы. Здравствуй, весна! Растения и животные весной. Труд людей весной. Весенний календарь природы. Лето наступило. Растения и животные летом. Труд людей летом. Летний календарь природы. Охрана природы.

Экскурсии «Природа вокруг нас» (осенью, зимой, весной, летом).

Практические работы. Ведение календаря наблюдений за природой. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

5. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (в форме интеллектуального марафона).

2 класс

1. Повторение (1 ч.)

О чем мы узнали на занятиях «Моя малая Родина».

2. География республики Калмыкия (9 ч.) Географическая карта республики Калмыкия. Рельеф. Климат и погода. Народные приметы погоды. Реки. Озера. Забота о чистой воде и воздухе. Природная зона.

Практические работы. Работа с контурной картой Калмыкии. Составление брошюрынародных примет погоды. Составление правил поведения в природе.

3. Мир растений и животных (11 ч.) Самое интересное о природе Калмыкии. Растения и животные степи. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов. Зеленая аптека Калмыкии. Охрана животного мира. Экскурсия в природу. Встреча с работниками биосферного государственного заповедника «Черные земли». Практические работы. Составление правил поведения на природе. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории района. Составление Красной книги Черноземельского района.

4. Республика, в котором мы живем (10 ч.) История развития района и республики . Население. Здравоохранение. Развитие образования. Промышленности. Развитие сельского хозяйства. Занятость населения. Профессии в моей семье. Наши семейные традиции и обычаи. Традиции нашего поселка. Экскурсии на предприятия поселка Комсомольский. Практические работы. Составление экономической карты Калмыкии. Создание брошюры «Трудовые династии моего рода». Мини-проект «Поселок моей мечты»

5. Народы нашего края (2 ч.)

Народы нашего края.

6. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (викторина, олимпиада).

3 класс

1. Повторение (1 ч.)

О чем мы узнали на занятиях «Моя малая Родина».

2. Наш край Калмыцкая земля в древности. Как наш народ стал частью России. Города Калмыкии. Сельские административные районы Калмыкии. Чем удивительна Калмыкия? Что дает республика стране. Практические работы. Работа с контурной картой Калмыкии. Символы республики. Составление схемы «Что дает Калмыкия стране».

3. Подземные сокровища (5 ч.) Подземные сокровища. Полезные ископаемые и их исследователи. Основные свойства полезных ископаемых края. Как добываются и используются полезные ископаемые. Практические работы. Работа с контурной картой Калмыкии «Полезные ископаемые». Рассматривание образцов полезных ископаемых. Исследование свойств полезных ископаемых края.

4. Мир растений и животных (17 ч.) Растения степи. Зеленые синоптики. Растения - друзья и враги. Растения - хищники. Красная книга растений Калмыкии. Разнообразие животного мира Калмыкии. Видовой состав рыб, птиц, млекопитающих Калмыки. Охрана природы. Красная книга животных Калмыкии. Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли». Практические работы. Работа с контурной картой «Заповедники Калмыкии». Изготовление альбома «Растительный и животный мир Калмыкии».

5. Экология (3 ч.) Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве. Практические работы. Составление схемы «Загрязнение окружающей среды». Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве».

6. Повторение (1 ч.) Подведение итогов (викторина).

  1. класс

1. Повторение (1 ч.) Из истории исследования родного края.

2. История калмыцкого народа (30ч.) Вхождение калмыцкого народа в состав России. Экскурсия в краеведческий музей имени Н.Н.Пальмова. Приход калмыков к берегам Волги. Участие Калмыков в войне 1812 года. Революция 1917 года. Приход Советской власти в калмыцкие степи. Во время Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы школы. Депортация калмыцкого народа. Послевоенные годы. Развитие республики. История создания Черноземельского района, поселка Комсомольский. Народные и художественные промыслы республики. Население. Архитектура города Элисты. Улицы, названные в честь великих людей или событий. Памятные места нашего города, поселка. Люди, прославившие Калмыкию. Практические работы. Создание буклета для туристов о республике Калмыкия, о Черноземельском районе. Создание фотоальбома «Мой край». Работа с топонимическим словарем Калмыкии.

3. Повторение (3 ч.) Подведение итогов (викторина)

Учебно-тематический план



1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Всего

по

классам

Итого по разделам

1

Вводное занятие

1 ч.



2 ч.

2 ч.

2

Республика, в котором мы живем







71 ч.

Республика, в котором мы живем

13 ч.

10 ч.



23 ч.

История калмыцкого народа.




30 ч.

30 ч.

Прошлое, настоящее и будущее школы

5 ч.




5 ч.

Времена года

13 ч.




13 ч.

3


Край, в котором мы живем







53 ч.

Наш край



7 ч.


7 ч.

География Калмыкии


8 ч.



8 ч.

Подземные сокровища



5 ч.


5 ч.

Народы нашего края


2 ч.



2 ч.

Мир растений и животных


11 ч.

17 ч.


28 ч.

Экология



3 ч.


3 ч.

4

Повторение

1 ч.

3 ч.

2 ч.

3 ч.

9 ч.

9 ч.

ИТОГО:

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

135 ч.

135 ч.


Календарно-тематическое планирование


1 класс

Месяц

Неделя

Раздел

курса

урока

Тема урока

Дата

Сентябрь

1

Вводное занятие 1 ч.

1

Вводное занятие.

2

Республика , в котором мы живем

13 ч.





2

Мы - Калмыки. Калмыкия на карте Родины.

3

3

Положение Черноземельского района на карте Калмыкии.

4

4

История возникновения города Элиста, поселка Комсомольский.

Октябрь

5

5

Легенды и сказания.

6

6

Герб и флаг Калмыкии.

7

7

Достопримечательности города Элисты, поселка Комсомольский.

8

8

Зоны отдыха.

9

9

Любимое место твоей семьи в городе, в поселке.

Ноябрь

10

10

На какой улице находится наша школа и что знаешь о ней.

11

11

Улицы поселка. Экскурсия по поселку.

12

12

Люди, которыми гордится наша республика.

Декабрь

13

13

Знаменитые люди Черноземельского района.

14

14

Средства массовой информации.

15

5 ч.

Прошлое, настоящее и будущее школы

15

История Комсомольской средней общеобразовательной школы № 1.

16

16

Летопись школы.

Янв.

17

17

Учителя нашей школы.

18

18

Школа в наше время.

19

19

Мой путь от дома до школы.

Февраль

20

Времена года

13 ч.

20

Осень пришла.

21

21

Растения и животные осенью. Труд людей осенью.

22

22

Осенний календарь природы.

Март

23

23

Идет зима.

24

24

Растения и животные зимой. Труд людей зимой.

25

25

Зимний календарь природы.

26

26

Здравствуй, весна!

Апрель

27

27

Растения и животные весной. Труд людей весной.

28

28

Весенний календарь природы.

29

29

Лето наступило.

30

30

Растения и животные летом. Труд людей летом.

Май

31

31

Летний календарь природы.

32

32

Охрана природы.

33

Повторение 1 ч.

33

Итоговое занятие.

2 класс

Месяц

Неделя

Раздел

курса

занятия

Тема урока

Дата


Сентябрь

1

Повторение

1 ч.

1

Вводное занятие.

2

География Калмыкии

8 ч.

2

Карта Калмыкии.

3

3

Рельеф Калмыкии.

4

4

Климат и погода.

Октябрь

5

5

Народные приметы погоды.

6

6

Водоемы родного края.

7

7

Реки. Озера.

8

8

Забота о чистой воде и воздухе.

9

9

Природная зона Калмыкии.

Ноябрь

10

Мир растений и животных

11 ч.

10

Самое интересное о природе Калмыкии.

11

11

Растения степи.

12

12

Животные степи

Декабрь

13

13

Степная зона Калмыкии.

14

14

Растения и животные степи.

15

15

Растения и животные водоемов.

16

16

Красная книга Калмыкии.


Январь

17

17

Растения и животные полей.

18

18

Растения и животные садов.

19

19

Зеленая аптека Калмыкии.

Фев

20

20

Охрана животного мира.

21

Республика, в котором мы живем.

10 ч.

21

История развития республики Калмыкия.

22

22

Население.

Март

23

23

Здравоохранение.

24

24

Развитие образования.

25

25

Промышленность.

26

26

Развитие сельского хозяйства.

Апрель

27

27

Занятость населения в нашем районе.

28

28

Профессии в моей семье.

29

29

Наши семейные традиции.

30

30

Традиции и обычаи калмыцкого народа.

Май

31

Народы нашего края 2 ч.

31

Народы проживающие в республике Калмыкия.

32

32

Традиции и обычаи народов, проживающих в республике.

33

Повторение

2ч.

33

Викторина «Мы - калмыки».

34

34

Итоговое занятие.

3 класс

Месяц

Неделя

Раздел

курса

занятия

Тема урока

Дата

Сентябрь

1

Повторение

1 ч.

1

Вводное занятие.

2

Наш край

7 ч.

2

Калмыцкая земля в древности.

3

3

Как наш народ стал частью России.

4

4

Как наш край стал Калмыкией.

Октябрь

5

5

Города Калмыкии.

6

6

Сельские административные районы Калмыкии.

7

7

Чем удивительна Калмыкия?

8

8

Что дает республика стране.

9

Подземные сокровища

5 ч.

9

Подземные сокровища.

Ноябрь

10

10

Полезные ископаемые и их исследователи.

11

11

Основные свойства полезных ископаемых края.

12

12

Как добываются и используются полезные ископаемые.

Декабрь

13

13

Памятники природы Калмыкии (гора Богдо)

14

Мир растений

и

животных

17 ч.

14

Растения в поселке.

15

15

Степь.

16

16

Зеленые синоптики.

Янв.

17

17

Растения - друзья и враги.

18

18

Растения хищники.

19

19

Мир грибов.

Февраль

20

20

Мир трав.

21

21

Травы наших степей.

22

22

Красная книга растений Калмыкии.

М.

23

23

Разнообразие животного мира Калмыкии.

24

24

Видовой состав рыб водоемов Калмыкии.

25

25

Видовой состав птиц Калмыкии.

26

26

Видовой состав млекопитающих.

Апрель

27

27

Животные.

28

28

Охрана природы.

29

29

Красная книга животных Калмыкии.

30

30

Заповедники Калмыкии.

Май

31

Экология

3 ч.

31

Загрязнение окружающей среды.

32

32

Почему природа в опасности.

33

33

Забота о чистом воздухе, воде, почве.

34

Повторение 1 ч.

34

Итоговое занятие.


4 класс

Месяц

Неделя

Раздел

курса

занятия

Тема урока

Дата

Сентябрь

1

Повторение

1 ч.

1

Вводное занятие. Из истории исследования родного края.


2

История калмыцкого народа

30 ч.

2

Экскурсия в музей им. Пальмова

3

3

Приход калмыков к берегам Волги.

4

4

Участие калмыков в войне 1812 года.

Октябрь

5

5

Революция 1917 года.

6

6

Приход Советской власти в калмыцкие степи.

7

7

С верой в светлое будущее.

8

8

Во время Великой Отечественной войны.

9

9

Война на территории Калмыкии.

Ноябрь

10

10

Наши земляки герои ВОВ.

11

11

Труженики тыла.

12

12

Депортация калмыцкого народа.

Декабрь

13

13

Послевоенные годы.

14

14

Сельское хозяйство.

15

15

Промышленность.

16

16

Образование.

Январь

17

17

Культура.

18

18

Здравохранение.

19

19

История нашего п.Комсомольский.

Февраль

20

20

История создания Черноземельского района.

21

21

Герои труда.

22

22

Улицы названные в честь великих людей.

23

23

Народные и художественные промыслы края.

Март

24

24

Население.

25

25

Архитектура поселка, города Элисты.

26

26

Памятные места города Элисты, поселка Комсомольский.

Апрель

27

27

Люди, прославившие республику, район.

28

28

Художники Калмыкии.

29

29

Писатели и поэты Калмыкии.

Май

30


30


Урок-диспут «Что бы я сделал для республики, если бы был главой».

31

31

Сочинение «Поселок будущего».

32

Повторение

3ч.

32

Викторина «Республика, в которомя живу».

33-34

33-34

Итоговое занятие "Я живу в Калмыкии"



© 2010-2022