- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сахань Л.Г. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа
им. С.Н.Воронина
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ОУ _________ И.И.Слободян
Приказ № _____ от «____»________2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Ступень обучения (класс) - начальное общее образование, 2 класс
Количество часов - 32 часа Уровень - базовый
Учитель: Сахань Людмила Газисовна
Программа разработана на основе авторской программы: Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразователь- ных организаций /[Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011); - с авторской программой: Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /[Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015 - с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Троицкой СОШ, утверждённой приказом руководителя образовательного учреждения № 110 от 31.08.2015г. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Цели и задачи изучения Изобразительного искусства.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Цель курса:
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая характеристика учебного предмета. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в образовательном процессе.
На изучение курса «Искусство (изобразительное искусство)» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 32 часа . Авторская программа по изобразительному искусству - авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др. предусматривает изучение Изобразительного искусства во 2 классе в объёме 34 часа в год (1 час в неделю). Календарный годовой график школы рассчитан на 34 учебные недели. Рабочая программа по Изобразительному искусству для 2 класса составлена на 32 часа (за счёт уплотнения материала из-за праздничных дней). Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по изобразительному искусству начальной школы.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; -применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
-
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; -умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения искусства у обучающихся: - -будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; - начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; - сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; - появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; - установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир; - будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся: - овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; - получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; - научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); - будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета
-
№
Темы и Разделы авторской программы
Количество
часов по авторской программе
Количество
часов по рабочей программе
1
Тема 1: Как и чем работает художник?
8
8
2
Тема 2. Реальность и фантазия
7
7
3
Тема 3: О чём говорит искусство
11
9
4
Тема 4: как говорит искусство
8
8
Итого:
34
32
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№
п/п
Тема урока
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Дата план
Дата факт
Тема 1. : Как и чем работает художник? (8часов)
1
Три основных цвета -желтый, красный, синий
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммыосенней природы (в частности, осенних цветов) Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа).
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска».
Овладевать первичными живописными навыками.
Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
07.09
2
Белая и чёрная краски
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цвет-ных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоцио-нальным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т. д.) (без предвари-тельного рисунка). Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги
Учиться сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий.
14.09
3
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага
Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
Овладевать первичными знаниями перспективы.
Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
21.09
4
Выразительные возможности аппликации
Особенности создания аппликации(материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представлениео ритме пятен. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе - 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению). Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей.
Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.
28.09
5
Выразительные возможности графических материалов
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти). Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая
кисть или уголь; белая бумага
Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа.
Осваивать приёмы работы графическими материалами.
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать, используя графические материалы, зимний лес.
12.10
6
Выразительность материалов для работы в объёме
Что такое скульптура? Образный
язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные
возможности глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача
характерных особенностей животных.
Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и по памяти).
Материалы: пластилин, стеки
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином.
Создавать объёмное изображение животного с передачей характера.
19.10
7
Выразительные возможности бумаги
Что такое архитектура? Чем зани-
мается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с по-
мощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).
Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объ-
емных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).
Задание: сооружение игровой пло-
щадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению).
Материалы: бумага, ножницы, клей
Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы.
Овладевать приёмами работы с бумагой.
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
26.10
8
Неожиданные материалы (обобщение темы)
Понимание красоты различных ху-
дожественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин,бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные
техники. Неожиданные материалы.
Выразительные возможности мате-
риалов, которыми работают художники.
Итоговая выставка работ.
Задание: изображение ночного праздничного города.
Материал: неожиданные материа-
лы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.), темная бумага (в качестве фона).
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.
02.11
Реальность и фантазия (7 часов)
9
Изображение и реальность
Мастер Изображения учит видеть
мир вокруг нас.Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и
видеть.Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Задание: изображение любимого
животного.
Материалы: гуашь (одна или две
краски) или тушь, кисть, бумага
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному.
09.11
10
Изображение и фантазия
Мастер Изображения учит фантази-
ровать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных жи-
вотных, растений при создании фантастического образа.
Творческие умения и навыки рабо-
ты гуашью.
Задание: изображение фантастиче-
ского животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.
Материалы: гуашь, кисти, боль-
шой лист бумаги (цветной или тонированной)
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
Придумывать выразительные фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путём соединения элементов разных животных и растений.
Развивать навыки работы гуашью.
23.11
11
Украшение и реальность
Мастер Украшения учится у при-
роды. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц,
рыб и т. п.).
Развитие наблюдательности.
Задание: изображение паутинок
с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти).
Материалы: уголь, мел, тушь и
тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером, углём, мелом.
30.11
12
Украшение и фантазия
Мастер Украшения учится у природы, изучает её.
Преобразование природных форм
для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.
Создание тканей, кружев, украше-
ний для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.
Задание: изображение кружева, ук-
рашение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.
Материалы: любой графический
материал (один-два цвета)
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде.
Осваивать приёмы создания орнамента.
Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книги и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.
07.12
13
Постройки и реальность
Мастер Постройки учится у при-
роды. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности.
Разнообразие форм подводного ми-
ра, их неповторимые особенности.
Задание: конструирование из бума-
ги подводного мира (индивидуально-
коллективная работа)
Материалы: бумага, ножницы,
клей
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного мира.
Участвовать в создании коллективной работы.
14.12
14
Постройки и фантазия
Мастер Постройки учится у при-
роды. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Задание: создание макетов фантас-
тических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работапо воображению).
Материалы: бумага, ножницы,
клей.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.
Осваивать приёмы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции.
Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы.
21.12
15
Братья-Мастера Изоб-
ражения, Украшения и
Постройки всегда работа -ют вместе (обобщение темы)
Взаимодействие трех видов деятельности - изображения, украшения и постройки.
Обобщение материала всей темы.
Задание: конструирование (модели-
рование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.
Материалы: гуашь, маленькие кис-
ти, бумага, ножницы, клей.
Выставка творческих работ. Отбор
работ, совместное обсуждение
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство).
Конструировать и украшать ёлочные украшения.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
28.12
О чём говорит искусство (9 часов)
16
Изображение природы в различных состояниях
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, вы-
ражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и
ласковое, бурное и тревожное и т. д.).
Материалы: гуашь, крупные кис-
ти, большие листы бумаги.
Наблюдать и рассматривать природу в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику состояния природы.
Изображать состояние природы.
Развивать навыки работы гуашью.
11.01
17
Изображение характера животных
Выражение в изображении характе-
ра и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистически-
ми изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре.
Рисунки и скульптурные произве-
дения В. Ватагина.
Задание: изображение животных веселых, стремительных, угрожающих.
Материалы: гуашь (два-три цвета
или один цвет), кисти.
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью.
18.01
18
Изображение характера человека: женский образ
Изображая человека, художник вы-
ражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Женские качества характера: вер-
ность, нежность, достоинство, доброта и т. д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Задание: изображение противопо-
ложных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие -злых.
Материалы: гуашь или пастель,
мелки, цветная бумага.
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.
25.01
19
Изображение характера человека: мужской образ
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т. д.
Возможности использования цвета,
тона, ритма для передачи характера
персонажа.
Задание: изображение доброго и
злого героев из знакомых сказок.
Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки,
обои, цветная бумага.
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное состояние человека.
Создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя.
01.02
20
Образ человека в скульптуре
Возможности создания разнохарак-
терных героев в объеме.
Скульптурные произведения, соз-
данные мастерами прошлого и настоящего.Изображения, созданные в объеме, скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру,его чувства и переживания.
Задание: создание в объеме сказоч-
ных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.).
Материалы: пластилин, стеки, до-
щечки.
Сравнивать, сопоставлять
выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень,
металл и др.).
Развивать навыки создания обра-
зов из целого куска пластилина.
Овладевать приемами работы с
пластилином (вдавливание, заминание,
вытягивание, защипление).
Создавать в объеме сказочные об-
разы с ярко выраженным характером
08.02
21
Человек и его украшения
Украшая себя, человек рассказыва-
ет о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер,
свой образ. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин - силу, мужество.
Задание: украшение вырезанных из
бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.
Материалы: гуашь, кисти (крупная
и тонкая).
Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной формы.
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.
22.02
22
О чём говорят украшения
Через украшение мы не только рас-
сказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.
Задание: украшение двух противо-
положных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно индивидуаль-ная в технике аппликации.
Материалы: гуашь, крупная и тон-
кая кисти, клей, склеенные листы (или обои)
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
29.02
23
Образ здания
Здания выражают характер тех, кто
в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.
Задание: создание образа сказочных поостроек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.
Приобретать опыт творческой работы
07.03
24
В изображении, украше-нии и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)
Выставка творческих работ, выпол-
ненных в разных материалах и техниках.
Обсуждение выставки
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников
14.03
Как говорит искусство (8 часов)
25
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочета-
ниями теплых и холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Задание: изображение горящего
костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски
не применяются).
Материалы: гуашь без черной и бе-
лой красок, крупные кисти, большие листы бумаги
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять тёплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.).
21.03
26
Тихие и звонкие цвета
Смешение различных цветов с чер-
ной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения
в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению).
Материалы: гуашь, крупные кис-
ти, большие листы бумаги.
Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета.
Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.
Изображать борьбу тихого и звонкого цветов.
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
Закреплять умение работать кистью.
28.03
27
Что такое ритм линий?
Ритмическая организация листа
с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линии как средство образной ха-
рактеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Задание: изображение весенних
ручьев.
Материалы: пастель или цветные
мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли (нанем земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей плоскости листа).
Можно также работать гуашью на чистом листе
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные.
Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.
11.04
28
Характер линий
Выразительные возможности линий.Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывист -ые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая
мощь старых дубовых сучьев).
Задание: изображение нежных или
могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два
человека; по впечатлению и памяти).
Материалы: гуашь, кисть, или
тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением.
18.04
29
Ритм пятен
Ритм пятен передает движение.
От изменения положения пятен на
листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц - быстрый
или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Задание: ритмическое располо-жение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).
Материалы: белая и темная бума-
га, ножницы, клей.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм.
Передавать расположение летящих птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.
25.04
30
Пропорции выражают характер
Понимание пропорций как соотно-
шения между собой частей одного целого. Пропорции - выразитель-ное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Задание: конструирование или леп-
ка птиц с разными пропорциями (большой хвост - маленькая головка -большой клюв).
Материалы: бумага белая и цвет-
ная, ножницы, клей или пластилин,
стеки.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое пропорции.
Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.
16.05
31
Ритм линий и пятен,
цвет, пропорции -
средства выразительности
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера -
Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Задание: создание коллективного
панно на тему «Весна. Шум птиц».
Материалы: большие листы для
панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Повторять и закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу «Весна. Шум птиц».
Сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, выполнять работу в границах заданной роли.
23.05
32
Обобщающий урок года
Выставка детских работ, репродук-
ций работ художников -радостный
праздник, событие школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки - главные помощники художника, работающего в области изоб-
разительного, декоративного и кон-
структивного искусств.
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ одноклассников и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.
Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.
30.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
-
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Б. М.Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. - 5-е изд. - М. :Просвещение, 2015.
-
Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2014.
-
Наглядные пособия: -Портреты русских и зарубежных художников. -Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. -Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. -Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО _______________
протокол №1 от ______________ 2015г.
Руководитель ШМО __________ /_________________/
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР _______________ Л.Г. Сахань
«_____» ________________2015г.
27