Урок русского языка. Тема: Когда согласным можно доверять?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка


Тема: Когда согласным можно доверять? Дидактические цели: Провести наблюдение за парными и непарными по глухости - звонкости согласными; учиться разграничивать орфограммы и «неорфограммы»; обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы. Планируемые результаты: Личностные: Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка. Осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка. Регулятивные: Ставить и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга Предметные: Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Решать орфографические задачи, применять при письме известные правила, обобщать их, проверять написанное и вносить коррективы.

  1. Оргмомент.
  2. Эмоциональный настрой. Определение темы и задач урока. Учёный. Слайд 3.

Прозвенел звонок, позвал нас на урок.
Учёный к нам придёт,
В мир знаний поведет. Грамоте учится - всегда пригодиться.

Объясните, как вы понимаете пословицу.
- Тема предыдущего урока? - Работа в парах - рассказ по плану. Слайд 4. План: • Каким согласным нельзя доверять? • Когда? • Почему? Вывод: почему это важно знать? ( Чтобы находить орфограммы). Применим свои знания.

  1. Словарная работа: из словарика выбрать сначала слова с орфограммами парных по глухости - звонкости согласных; затем - остальные. Запись с комментированием.
Как будем действовать, чтобы предупредить ошибки? (проговаривать по слогам). Мороз, капуста, завтрак, арбуз, деревня, апельсин.
- Что объединяет эти слова? ( названия предметов по работе; орфограммы гласных и согласных по правописанию).
- В словах с орфограммами согласных сравните звуки и буквы: совпадают - +, не совпадают - -- Слайд 5. Какие слова более ошибкоопасны? Почему? Вывод: Цель выделения этих слов? Цель этой работы?
  1. Наблюдения: ученые знаки - девочки. Инсценировка.
Наши старые знакомые зададут вам непростые вопросы. Сможете ли вы на них ответить?
а). 1 ученый - Даша. - Помните мальчика Витю из страны невыученных уроков? Он попробовал написать еще одно слово - хлеб. Но тоже поесть не удалось. Тогда он написал слово суп. И опять неудача. - Почему? Где он мог сделать ошибки?
б). Запишем слова значками звуков. Слайд 6 -7. [х л' э п] хлеб [п] -- б [суп] суп п - Сравните звуковые записи. Что общее? [п]. - Запишем буквами Вывод: Почему Витя не смог правильно записать эти слова? (Есть выбор букв, т.е. орфограмма).
в). 2 ученый - Лиза. - А вот если бы Витя догадался написать слово сыр, то получил бы его. Почему?
г) Запишем слово значками звуков. Слайд 8. [с ы р] сыр Наблюдение: Почему Витя не смог бы допустить ошибку? Есть ли выбор букв? Почему? Вывод: К какой группе согласных относится звук [р] ? 5). Мальчик - иностранец. Почему их называют непарными? Слайд 9. Назовите буквы непарных звонких и непарных глухих согласных звуков. 6). В словах из словарика найдите слово, в котором Витя не смог бы допустить ошибку при письме букв согласных. Почему? апельсин Вывод: Почему Витя не ошибся бы в этих словах? (Нет выбора букв, нет орфограммы). Ответим на вопрос: каким согласным можно доверять? Почему?
  1. Работа над правилом стр. 51.
- Прочитайте правило. - Правильный ли мы сделали вывод? - Каким согласным можно доверять? Можно ли эти слова заменить другими? - А каким согласным нельзя доверять?
6. Закрепление. Упр.114. - Послушайте мое задание. -Помогите Вите разобраться со словами. На какие группы их можно разделить? Нет орфограмм. Есть орфограммы.
- Как будем действовать? Алгоритм. Слайд 10. 1. Проговорить слово. 2. Парный согласный на конце слов - орфограмма. 3. Непарный согласный - нет орфограммы.
- Проверка: прочитать по столбикам. Обмен тетрадями. Слайд 11. Игра «День - ночь». Дети закрывают глаза, учитель читает слова в столбиках. - Послушайте последние звуки. - Можно ошибиться при письме под диктовку? Почему?
7. Обобщение. Мини-тест. Слайд 12. 1. Орфограммой называется 1) ошибка в слове; 2) место в слове, где есть выбор букв. 2. Выбери верное высказывание: 1) буквам непарных согласных по звонкости-глухости при письме можно доверять; 2) буквы непарных согласных по звонкости-глухости - это орфограмма. 3. Выбери верное утверждение: 1) парные согласные по глухости-звонкости в любом месте - это орфограмма. 2) парные согласные по глухости звонкости на конце слова и перед согласными - орфограмма. 4.Укажи слово, в котором есть орфограмма: буква парного согласного по звонкости - глухости 1) глазной 2) глаза 3) глазки 5. Укажи слово, в котором нет орфограммы: буква парного согласного по звонкости - глухости 1) фарш 2) петух 3) чашка
8. Рефлексия: Слайд 13. Теперь я знаю…. Мне было …. 9. Итог урока.


© 2010-2022