Рабочая программа Изобразительное искусство

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании МО заместитель директора директор школы учителей начальных классов по УВР _____________ Протокол № ____ ________________ Гизатуллин С.А. от «____» __________2014 г Ахметова М.В Приказ № ____
«____» ____________2014 г от «____» __________2014 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

2 класс





Составила: Курбатова З.С.

учитель I кв. категории

г. Чернушка

2014 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., допущенной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, М. «Просвещение» 2010 г.

Цель курса:

• овладение элементарной художественной грамотой;

Задачи обучения:

• совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;

• развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• воспитывать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов;

• развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию искусства и окружающего мира; умения и навыки сотрудничества в художественной деятельности;

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство».

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение, костюма; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Родина моя - Россия. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта.

Участие в различных видах изобразительной и декоративно-прикладной деятельностях.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2014-2015 год разработана в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, 1 варианта. На изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы отводится 1час в неделю, 34 часа в год. Уроки изо тесно связаны с уроками чтения и развития речи, труда, математики.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. Обучающиеся должны уметь:

  • свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги.
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геом. форме в соответствии с инструкцией учителя;
  • использовать данные учителем ориентиры (опорные точки и в соответствии с ними размещать изображения на листе бумаги.
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы.
  • понимать принцип повторения или чередование элементов в узоре (по форме и цвету).
  • различать и знать названия цветов.
  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним.



I четверть (9 часов) 2014-15 уч.год

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Рисование с натуры овощей и фруктов. Рисование с натуры разных видов грибов. Рисование в полосе узора из листьев и ягод. Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование в квадрате узора из веточек с листочками. Рисование на тему «Деревья осенью». Рисование знакомых предметов (папка, линейка и др.) Декоративное рисование - узор из цветов для коврика.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.


02.09.

09.09.

16.09.

23.09.

30.09.

07.09.

14.10.

21.10.

28.10.



II четверть (7 часов)

1


2

3

4

5

6-7 Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. Декор. рисование - орнамент в квадрате. Рисование в квадрате веточек ели. Рисование елочных украшений. Рисование праздничных флажков. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками». Рисование на тему «Новогодняя елочка»

1ч.


1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.




3 четверть (10 часов)

1

2

3

4

5

6


7

8

9

10


Рисование узора из снежинок. (шарф, свитер). Рисование на тему «Снеговики». Беседа по картинам. Рисование рамки для картины. Рисование с натуры игрушки - рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». Рисование предмета прямоугольной формы (портфеля, сумки). Рисование узора в полосе. Дек. рисование - узоры треугольной формы. Рисование дорожных знаков. Рисование узора в круге - расписная тарелка.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.


1ч.

1ч.

1ч.

1ч.


IV четверть (8 часов) 2015г.

1

2

3

4

5

6

7

8 Рисование узора в полосе чередованием геом. фигур. Декоративное оформление открытки «Ракета летит». Рисование с натуры башенки из элементов строит. мат. Рисование праздничного флажка и воздушных шаров. «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками». Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге. Рисование весенних цветов.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.






Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., допущенные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2010 году 2.Т.Я.Шпикалова Изобразительное искусство во 2 классе М.: Просвещение, 1994 год

© 2010-2022