- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс А. Кураев
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс А. Кураев
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинко Е.Н. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ростовская область, Кагальницкий район, станица Кировская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа № 5
(полное наименование учебного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ от ______ № ______
Подпись _____ Федосова Е.И.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету " Основы религиозных культур и светской этики "
уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс
количество часов: 32 ч.
учитель: Калинко Елена Николаевна
2015-2016 учебный год
Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»
4 «А» класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.
Нормативно - правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики » являются:
-
Поручение президента РФ от 02.08.2009г (Пр. - 2009 ВП - П44 - 4632).
-
Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г. (ВП - П44 - 4632).
-
Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст. 13, 14 - в соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии изучения ОКР и СЭ проводится по свободному выбору семьи школьника - родителей (законных представителей).
-
Закон РФ «Об образовании» п.4. ст.14 - изучение ОРК и СЭ осуществляется по выбору семьи школьника и соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразных мировоззренческих подходов в содержании образования.
-
Закон « Об Основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-Ф3
-
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года), ст. 5 - в рамках курса не предусматривается обучение религии.
-
Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКиСЭ с 1 сентября 2012 г.»
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основная цель программы - формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.
Основными задачами являются:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно - методическое обеспечение:
-
Учебник А. В.Кураев « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. М., Просвещение 2015 год
-
Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4 класс «Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.
-
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры 4 класс». М., Просвещение, 2015 год
-
Нечаев М.П., Яшкина И.С Преподавание курса ОРКСЭ: поурочные разработки модуля « Основы православной культуры» - М., УЦ «Перспектива»,2015.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер, колонки.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
электронное приложение «Основы православной культуры»,
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, научно - популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах).
Оборудование класса
Ученические стопы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Стол компьютерный.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта, учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса в 4 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 32 ч.
Содержание программы
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия - наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие - добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Личностные
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
-
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
-
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
-
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
- разговор с замещённым собеседником.
-
Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
-
Классно-урочные занятия.
-
Групповая форма обучения.
-
Презентация творческих ( исследовательских) работ учащихся.
-
Экскурсии.
На протяжении всего времени изучения курса учащимся не выставляются отметки. Формами контроля являются индивидуальная и фронтальная устная проверка, письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, презентация проектов, которые позволяют признать работу в целом удовлетворительной или неудовлетворительной.
Календарно-тематическое планирование «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры» 4 «А» класс
№
п/п
Тема урока
Дата проведения
Планируемые образовательные результаты
Домашнее задание
Использование ИКТ
план
факт
Базовые знания
Развитие познавательных умений
1
Россия - наша Родина
07.09.
Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).
С.4-6, вопросы пословицы о Родине
Презентация по теме «Россия- наша Родина»
ПР
2
Культура и религия
14.09.
Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века
С.7-9, вопросы
Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»
ЭП
3
Человек и Бог в православии
21.09.
Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди.
Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.
С.10-14, вопросы
4
Православная молитва
28.09.
Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».
С.15-20, вопросы, молитва
ПР
5
Библия и Евангелие
05.10.
Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос - христианство - христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.
С.21-26, вопросы, притчи из Библии
6
Проповедь Христа
12.10.
Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.
С.27-32, вопросы
7
Христос и Его крест
19.10.
Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа.
Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.
С.33-38, вопросы
8
Пасха
26.10.
Знать: Что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.
С.39-44, вопросы, рисунки, поделки
9
Православное учение о человеке
09.11.
Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.
С.45-50, вопросы
10
Совесть и раскаяние
16.11.
Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Объяснить выражение «Человек - это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».
С.51-57, вопросы
11
Заповеди
23.11.
Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.
С.58-60, вопросы
12
Милосердие и сострадание
30.11.
Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия
С.61-66, вопросы, примеры из жизни
13
Золотое правило этики
07.12.
Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.
С.67-69, вопросы
14
Храм. Экскурсия в православный храм
14.12.
Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».
Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.
С.70-75, вопросы
15
Икона
21.12
Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картин ы, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик
С.76-81, вопросы
16
Творческие работы учащихся
28.12.
Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.
Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.
17
Как христианство пришло на Русь
11.01.
Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси.
С.84-89, вопросы
18
Подвиг
28.01.
Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.
Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.
Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое
С.90-92, вопросы, пример подвига
19
Заповеди блаженств
25.01
Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
С.93-98, вопросы
20
Зачем творить добро?
01.02
Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли - даром давайте».
С.99-102, вопросы
21
Чудо в жизни христианина
08.02.
Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются
Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках
С.103-105, вопросы
22
Православие о Божием суде
15.02.
Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.
С.106-111, вопросы
23
Таинство Причастия
20.02.
Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.
Что происходит в храме во время Литургии.
Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
С.112-118, вопросы
24
Монастырь
29.02
Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.
С.119-124, вопросы
25
Отношение христианина к природе
14.03
Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.
С.125-128, вопросы
26
Христианская семья
28.03.
Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»
С.129-132, вопросы
27
Защита Отечества
04.04.
Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.
С.133-138, вопросы, Куликов-ская битва
28
Христианин в труде
11.04.
Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».
С.139-141, вопросы
29
Любовь и уважение к Отечеству
18.04
Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, - Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины
С.142-144, вопросы, примеры из жизни
30-32
Презентация творческих проектов «Русские святые-воины»,«Православные храмы и святыни родного края»
25.04
16.05
23.05.
Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.
Подготовка защиты проекта
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №5 от ________2015 года №______
_________ __________ (подпись руководителя МС) СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _____________ (подпись) _______________ 2015 год (дата)