Разработка занятия. внеурочка. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Ленинская СОШ

Учитель начальных классов Воробьева Л.И.

Открытое занятие курса внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика» в 3 классе.

( в рамках декадника ОО «Начальные классы»)

Тема: Веселая грамматика. Словесные задачи.

Цель:

познакомить детей со словесными задачами по грамматике -метаграмма, анаграмма.

Задачи:

1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать

2.Развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности

3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки;

Оборудование:

магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход занятия:



I Организация занятия. Загадка: Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.

II.Вступительное слово:

Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня собрались на урок занимательной грамматики. Тема: «Веселая грамматика. Словесные задачи».

Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?

( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка - слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).

Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?

Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие (Включается презентация)

К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи, основанные на каких - либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

III. Знакомство со словесными задачами.

Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Сегодня разберем два вида словесных задач.

IV. Начнем знакомство с видом словесных задач - Метаграмма.

И так, кто может быть знаком с такими задачами?

Метаграммы

- это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка  мошка  кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов: час - бас - бес - вес - век;

час - бас - бал - вал - вол - гол - год (час - чан - сан - сон - гон - год)

кора - коза - лоза - луза - лупа - липа - лиса - лист;

место - месть - масть - пасть - паста - парта;

зуб - куб - кум - ком - кот - рот;

душа - суша - сушь -суть - сеть - сень - сено - село - тело;

дочь - ночь - ноль - соль - сель - сеть - суть - муть - мать.)

Метаграммы можно загадывать в стихах:

Я символ власти, нужный королю.

Но если «н» на «в» сменить -

Я травку на лугу щиплю

И можете меня доить.

(корона - корова)

Я безумно с гайкой дружен,

Нас водою не разлить.

А больным я буду нужен,

Если «в» на «б» сменить.

(винт - бинт)

Я монархом был в России.

«Ц» на «л» смени скорей -

Будет ящик, где хранили

Раньше множество вещей.

(царь - ларь)

Металл я ценный - это ясно,

Но букву первую смени,

И местом стану я опасным,

Смотри во мне не утони.

(золото - болото)

Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много. Порешаем на других занятиях.

V. Путешествие продолжается.Еще одно знакомство с другим видом словесных задач -Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о них.

Если какое - либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются - анаграммами. Например, «липа» - «пила». Поиграем? Да, я тоже рада вместе с вами поиграть.

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,

летом всем надоедаю.

Буквы переставь - и я

Стану частью корабля.

(комар - корма)

Я река с известными мостами,

Город есть на мне - музеев тьма.

Стоит буквы поменять местами -

В дивный город превращусь сама.

(Нева - Вена)

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени -

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

(кабан - банка)

Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар - раб, вес - сев, воз - зов, кот - ток, рот - тор, арап - пара, грот - торг, марш - шрам, сорт -трос. Способы загадывания - те же:

Прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело;

измерение времени в породистую собаку;

взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;

дорожку в сорт яблок;

недовольный гул голосов в инструмент для рубки.

(Ответы: бук - куб, год - дог, тол - лот, тропа - апорт, ропот - топор.)

VII. Итог урока. Рефлекция.

1.Что нового узнали во время путешествия?

2. Какие словесные задачи известны вам?

3. А для чего их нужно уметь решать?

4. Кому понравилось занятие? Кому не понравилось?

Спасибо за участие.

Использованная литература:

1. igraza.ru/; line-height: 100%">2.3. igraza.ru/; line-height: 100%">



© 2010-2022