Конспект урока по математике Сложение и вычитание отрезков (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике Сложение и вычитание отрезков (1 класс)Конспект урока по математике Сложение и вычитание отрезков (1 класс)Проект урока.

  • Математика, 1 класс

  • УМК: «Перспектива»

  • Тема урока: Сложение и вычитание отрезков.

  • Тип урока: объяснение нового материала.

  • Задачи урока:

1. Формировать умение складывать и вычитать отрезки.

2. Совершенствовать умение различать «части» и «целое», составлять равенства, используя связь целого и частей.

3. Учить чертить отрезки заданной длины.

4. Развивать логическое мышление при изучении темы сложение и вычитание отрезков.

5. Отрабатывать вычислительный навык.

  • Ожидаемые результаты:

-предметные:

- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.

- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.

- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.

Метапредметные:

-познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

осуществлять синтез как составление целого из частей, развитие самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, осознанного построения речевого высказывания, выбора наиболее эффективного способа решения, рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности, анализа объектов, синтеза, постановки и решения проблемы;

-коммуникативные: развитие планирования учебного сотрудничества, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-регулятивные: развитие действия целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки

-личностные: развитие действия смыслообразования, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знают арифметические действия: сложение и вычитание; знают, что такое отрезок; знают единицу длины сантиметр; умеют чертить отрезки заданной длины.

  • Этапы урока и хронометраж:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Математическая разминка - 7 мин.

  3. Подготовка к открытию нового приёма - 10 мин.

  4. Определение темы и цели урока - 1 мин.

  5. Выполнение проблемного задания в группах - 7 мин.

  6. Сопоставление версий работы в группах с учебником. - 7 мин.

  7. Физкультминутка - 2 мин.

  8. Отработка навыка: сложение и вычитание в группах. - 12 мин.

  9. Рефлексия - 3 мин.

Содержание урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Оргмомент.

Урок математики надо начать.

А что предстоит нам сегодня узнать?

В дорогу за знаньями мы поспешим,

Открытие новое мы совершим.

2.

Математическая разминка.

Учитель: Начинаем нашу математическую разминку. Из чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 выпишите те, которые:

  1. Не более 3; (0, 1, 2)
  2. Не менее 6; (7, 8, 9, 10)
  3. Не более 6 и не менее 3
(4, 5)

Учитель: Все ли числа выписали? Какие числа остались? (3 ,6)

Учитель: Используя эти числа, запишите два примера с разными арифметическими действиями. (6+3=9; 6-3=3)

Учитель: Какие примеры записали? Какие арифметические действия знаем? (сложение и вычитание)

Учитель: Посмотрите на пример на сложение, назовите целое. (9) А что обозначают числа 6 и 3? (части)

Учитель: Используя равенство на сложение, составьте к нему два равенства на вычитание. (9-6=3; 9-3=6)

Вывод: Как найти целое? Как найти неизвестную часть?

Познавательные УУД:

- логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения заданных признаков.

Коммуникативные УУД:

- умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

2.

Подготовка к открытию нового приёма.

Работа в парах.

Учитель: Посмотрите на листочек, что начертил Буратино? А что начертил пёс Артемон?

Назовите как можно больше признаков каждой из этих фигур.

Отрезок. 1) прямая линия; 2) есть начало и конец; 3) нельзя продолжить; 4) заданной длины.

Прямая. 1) прямая линия; 2) нет начала и конца; 3) можно продолжить в любых направлениях; 4) нет конкретной длины.

Учитель: Так что такое отрезок? (Прямая линия, у которой есть начало и конец; отрезок - это часть прямой линии, ограниченная двумя точками)

Учитель: Давайте немного вспомним сказку о Буратино. Почему ему не удалось дойти до школы?

Совместно в парах помогите друзьям проложить маршрут от дома до школы, который должен проходить через данные точки. Не забудьте воспользоваться линейкой.

Учитель: Что у вас получилось? Ваш маршрут похож на чертёж Буратино или на чертёж Артемона? (отрезки)

Сколько всего отрезков? (3) Назовите их. (ДЦ, ЦШ, ДШ)

Учитель: А теперь попробуйте выполнить сложение и вычитание данных отрезков. Всем ли понятно задание? Просигнальте мне светофорчиком. (Светофорчик)

Познавательны УУД: - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков.




Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблемы;

3.

Определение темы и цели урока.

Учитель: Какая тема урока? (Сложение и вычитание отрезков)

Какую цель поставим перед собой? (Научиться складывать и вычитать отрезки)

Познавательные УУД:

-формулирование темы урока

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

4.

Выполнение проблемного задания в группах.

Учитель: Совместно в группе выполните сложение и вычитание данных отрезков. Свои действия вы запишите в прямоугольнике. Но сначала давайте вспомним правила работы в группах. А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Б) Отчёт группы (Заслушиваем предложенные варианты) Учитель: Чей вариант вам кажется правильным? Давайте обратимся за помощью к нашим учебникам.

Познавательные УУД: -самостоятельное создание алгоритма своей деятельности при решении проблемы;

- получают новые знания в процессе работы в группе

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества в группе;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Сопоставление версий работы в группах с учебником.

Учитель: Чтобы узнать, справились вы с заданием или нет, откройте учебник на странице 19. Посмотрите на номер 1, объясните данные записи.

Учитель: Какой группе удалось справиться с заданием?

Учитель: Что обозначает отрезок ДШ? А из каких частей состоит этот отрезок?

Учитель: Запишем свои действия: ДЦ+ЦШ=ДШ. Выделим части и целое. Можем ли к данному примеру записать примеры на вычитание? Какие? Запишем: ДШ-ДЦ=ЦШ ДШ-ЦШ=ДЦ

Учитель: Чтобы продолжить поиск новых знаний, давайте сначала отдохнём, а заодно и повторим то, что мы уже знаем.

- Регулятивные УУД:

- контроль: умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона и его результата.

6.

Физкультминутка.

Игра «Да - нет» Согласны - шаг на месте, не согласны - присесть, спрятаться от ошибки.

  1. Сегодня 29 января, значит завтра будет 30 января.
  2. Если сегодня четверг, значит завтра будет среда.
  3. Килограмм - это единица длины.
  4. Квадрат - это замкнутая геометрическая фигура.
  5. Все четырёхугольники квадраты.

  6. Сумма - это результат вычитания.

  7. Сантиметр - это единица длины.

7.

Отработка навыка: сложение и вычитание отрезка.

Учебник. Продолжаем нашу работу стр. 19 №2 устно. Посмотрите на чертёж и объясните, как получилась запись КТ+ТО=КО. Объясните следующие записи. Назовите целое на данном чертеже. Что является частями этого целого?

Учитель:

А) Начертить один отрезок, который получится в результате сложения двух данных отрезков. Составить и записать буквенное равенство.

Д М А О

Учитель: Как получили отрезок ДО?

Б) Начертить один отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АД из отрезка АБ, составить и записать буквенное равенство.

А Д Б

Учитель: Как получили отрезок ВС?

Самостоятельная работа.

По данному рисунку составьте и запишите 4 равенства.

О В К

ОВ+ВК=

…+…=

…-…=

…-…=

Регулятивные УУД :

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД :

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

8.

Рефлексия.

Учитель: Какая была тема урока? Какую цель ставили?

Учитель: Начертите в тетрадях отрезок длиной 5 см, который будет отражать, достигли вы данную цель или нет.

Зелёный - всё было легко. Тему поняли.

Жёлтый - было чуть-чуть сложно. Что-то уже понятно, а что-то ещё нет.

Красный - было всё трудно. Тему не поняли.

Учитель: Из данных фраз выбери ту фразу, которая вам ближе и продолжите её (устно):

  1. Было интересно…
  2. Было трудно…
  3. Я выполнял задания…
  4. Теперь я могу…
  5. У меня получилось…
  6. Я смог (смогла)…
  7. Мне захотелось…

Личностные УУД: - осознание личной самооценки Регулятивные УУД: -осознание качества и уровня усвоения материала по новой теме

Коммуникативные УУД: - учатся грамотно формулировать свой ответ, правильно делать вывод

Литература:

  1. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука «Математика. 1 класс»
(2 часть). М.: «Просвещение», 2015
  1. Е. Бортникова. Тетрадь «Знакомимся с геометрией». Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012
  2. И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова «Гимнастика для ума». М.: «Экзамен», 2013
  3. В.В. Захарова, М.В. Серова «Поурочные разработки по математике» (Система Л.В. Занкова). М.: «ВАКО», 2010
  4. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (под редакцией А.Г.Асмолова). М.: «Просвещение», 2010
© 2010-2022