- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? 1 класс. УМК Школа России
Технологическая карта урока Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? 1 класс. УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Измерлиева М.В. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Измерлиева Маргарита Викторовна
учитель начальных классов
Урок окружающего мира в 1 классе
по теме «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
(УМК «Школа России»)
2016 год
Технологическая карта урока
- ФИОучителя: Измерлиева Маргарита Викторовна.
- Класс: 1
- Учебный предмет:Окружающий мир. УМК: Школа России.
- Тема урока: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?».
- Цели урока:
- Задачи:
- Расширить знания обучающихся о бабочках и цветах луга.
- Познакомить с правилами поведения в данной местности.
- Выявить взаимосвязь между бабочками и цветами.
- Способствовать развитию предметной, личностной и коммуникативной компетенций.
- Содействовать воспитанию бережного отношения к природе луга.
- Тип урока: урок «открытия» нового знания.
- Формы работы: парная, групповая, фронтальная работа.
- Планируемые результаты образования:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД I.Организационный момент (мотивация)
- Здравствуйте, ребята. (Слайд 2)
Громко прозвенел звонок. Начинается урок.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь мы прямо сели, На меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем - Ничего не пропускаем.
- Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям в классе.
Дети улыбаются друг другу и гостям в классе. Присаживаются, проверяют свою готовность к уроку.
Р: организация своего рабочего места.
Л:создание положительного настроя на урок.
II.Постановка проблемы.
- Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
(слайд 3)
- Вам знакомы эти герои?
- А что они принесли с собой?
- Сегодня Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку, а чтобы понять куда, Муравьишка просит вас отгадать загадку.
- Отгадайте загадку:
Травою поле зарастает,
Траву домашний скот съедает.
Всё лето скот на нём пасётся.
Скажи, как поле то зовётся.
(ЛУГ). Слайд 4.
Да, знакомы. Это Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.
- У Муравьишкицветок, а Мудрая черепаха принесла бабочку.
Отгадывают загадки
П:общеучебные - осознанно и произвольно высказываться в устной форме;
логические- расширять имеющиеся знания.
К:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться мнениями, слушать друг друга
Л:понимать многообразие природного мира и место человека в нем III.Самоопределение к деятельности.
IV.Целеполаганиние
- Ребята, посмотрите на луг. Слайд 5
- Что мы видим там?
- Давайте послушаем, какие звуки до нас доносятся с луга.
Включает аудиозапись
- А что мы можем почувствовать, ощутить на нашем лугу?
Выдвигает проблему.
- Посмотрите, какой луг изображён у меня здесь. (Показывает ватман с изображённым на нём красивым и чистым лугом).
- А хотели бы вы погулять по такому лугу?
- А теперь посмотрите.(показывает ватман с изображённым на нём грязным лугом).
- А ведь это один и тот же луг!Что случилось с ним?
- А почему так получилось?
- Ребята, а догадались ли вы о чём мы будем говорить на уроке?
- А чтобы вам понять, какова тема урока, нужно выполнить одно задание. Перед вами цифры от одного до шести. Нужно их расположить в порядке возрастания. Сначала самое маленькое число, потом больше и так до самого большого.
- А теперь, не меняя карточки с цифрами местами, переверните их на другую сторону. Прочитайте, что там написано про себя или шёпотом.
- Так какова тема нашего урока?
- Ребята, как вы думаете, раз у нас тема «Почему нельзя ловить бабочек и рвать цветы?», точто мы сегодня с вами должны узнать на уроке? Слайд 6.
- А на лугу растёт так много цветов и летает так много бабочек. Вы можете мне сказать, как называются все эти цветы и бабочки?
- Тогда, что мы с вами еще узнаем?
- Молодцы. А вот сегодня, когда я вам показала луг пустой и грязный, вы мне сказали, что так вышло, потому что люди рвали цветы, ловили бабочек и мусорили. Другими словами - они не соблюдали правила поведения на лугу. Вот теперь скажите мне, а чему мы с вами научимся, изучая эту тему?
Показ слайдов с целями.
Слайд 7
Дети рассматривают слайд с фотографией луга.
- Цветы, бабочки, трава…
Дети слушают звуки (жужжание насекомых, пение птиц)
- Дуновение ветерка, запах цветов…
- Да.
- Нет цветов, бабочек и грязно.
- Потому что люди ловили бабочек и рвали много цветов, мусорили.
Ребята высказывают свои предположения
Дети выполняют задания на своих местах, а один ученик у доски.
Дети читают тему урока.
- Почему нельзя ловить бабочек и рвать цветы?
- Узнать, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.
- Нет.
- Какие цветы растут на лугу, и какие бабочки там живут.
- Научимся правилам поведения на лугу.
П:общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
логические - осуществление поиска необходимой информации
Р:понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
V.Пробное действие.
VI. Открытие новых знаний.
- Посмотрите ещё раз на луг. В какое время года он особенно красив?
- А чем он красив? Слайд 8.
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
Демонстрирует слайды с редко встречающимися луговыми цветами.Слайд 9. - Ребята, а сейчас я прочитаю вам сказку. Слайд 10. Итак, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Стоит на опушке избушка, живет в избушке старушка. Любит она собирать травы целебные, цветы душистые. Хранит их бабуля на полочке за печкой. Но однажды появилось в избушке странное существо: бесформенное и чумазое. Это была Злючка-Грязючка. И начала она безобразничать: травы все перепутала, цветы разбросала. Огорчилась бабушка, стала растения разбирать, да поняла, что забыла, как они называются. - Ученики, давайте поможем бабушке разобраться, где какой цветок! А для того чтобы разобраться в этом, надо отгадать загадки. Слушайте внимательно и, если знаете ответ, не кричите с места, а поднимайте руку.
Учитель помогает отгадывать названия растений с помощью стихотворений:
-
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!(одуванчик)
-
На лугу растут сестрички-
Золотой глазок, белые реснички.
(ромашки)
-
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчики)
- Какие вы у меня молодцы! Все загадки отгадали, бабушке помогли. На лугу есть и такие цветы, названия которых мы с вами не знаем, и я вас сейчас с некоторыми из них познакомлю. Вот посмотрите, у меня есть такая книга, это атлас-определитель «От земли до неба». Она нам и подскажет, какие есть цветы на лугу.
- Посмотрите сейчас на экран. Как называется этот цветок?
- Нет, друзья мои! Это нивяник.(с.49)Слайд 11. Он очень похож на ромашку, но отличается листьями. У ромашки листья как будто разрезанные, похожие на укроп. Вот нивяник на лугу. Слайд 12.
- А вот этот цветок называется таволга. (с.73). Слайд 13Таволга- очень высокое растение. В высоту оно достигает двух метров.
- И ещё один цветок - это короставник. Слайд 14.
Слайд 15.- Ребята, а вот сейчас закройте глазки и представьте, что вы пришли на луг, там так много цветов. Все они такие красивые, так приятно пахнут…Откройте глаза. Сразу возникает желание, что сделать?
- А представьте, что же будет, если все, кому захочется, пойдут на луг и будут рвать цветы?
- Значит можно рвать цветы на лугу?
- Молодцы. А давайте узнаем, почему нельзя рвать цветы. А сделаем с вами это следующим образом: перед вами карточки с ответами на вопрос «Почему нельзя рвать цветы?» выберите из них правильные ответы. Обратите внимание ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ, а НЕ ОТВЕТ. Вам сейчас придётся работать в парах.
Я вам напомню правила,которые вы должны соблюдать:Слайд 16.
-
Работать должны оба.
-
Когда один говорит, другой слушает.
-
Если ты не согласен, скажи об этом вежливо.
-
Если не понял, переспроси.
- Если вы все выполнили и готовы ответить, поставьте на своей парте флажок.
Ответы на карточках.
- будет пусто и некрасиво; - бабочки погибнут без цветов; - мама будет ругать.
- Ответьте теперь на вопрос, почему нельзя рвать цветы?
- Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов и ещё бабочки питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут.
- Ребята, а еще есть такие цветы, которых осталось очень мало на нашей планете. Как вы думаете, как мы должны к ним относиться?
- Эти цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом (демонстрация Красной книги).
- Весной и летом.
- Он красив цветами.
Дети отвечают на вопрос.
Слушают сказку.
Дети отгадывают загадки.
- Ромашка.
- Нарвать букет.
- Цветов совсем не останется на лугу.
- Нет.
Дети выбирают правильные ответы в парах.
Дети отвечают, что цветы нельзя рвать потому что, бабочки питаются нектаром или пыльцой цветов и цветы украшают природу.
- Бережно.
П:общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи цветов и бабочек;
логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов.
Физкультминутка
Видишь, бабочка летает, Машем руками -крыльями.
На лугу цветы считает.
- Раз, два, три, четыре, пять! Считаем пальчиками.
Ох, считать, не сосчитать! Хлопки в ладоши.
За день, за два и за месяц… Прыжки на месте.
Шесть, семь, восемь, девять, десять Считаем пальчиками.
Дажемудрая пчела
Сосчитать бы не смогла. Машем руками -крыльями.
Выполняют движения.
Л: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения
Открытие новых знаний.
- Друзья мои, а ведь не только цветы есть на лугу. А кто еще вы узнаете, отгадав загадку. Слайд 17
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
- Кто это? Слайд 18.
- Молодцы. Слайд 19.Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу много разных бабочек. Посмотрите, сегодня они прилетели к нам в класс и сели на ваши парты. Ребята, а вы знаете, как их зовут?
- Давайте попробуем подобрать каждой бабочке её название. Я вам дам небольшую подсказку: иногда бабочкам дают названия по цвету их крыльев. Перед вами лежат карточки с изображениями бабочек, а рядом написаны их названия. Названия и изображения перепутаны. Соедините изображения бабочек с их названиями стрелочками. Кто выполнил задание, ставим флажок.
Проверка задания: один ученик выходит к доске и прикрепляет магнитами названия бабочек рядом с их изображениями.
- Проверьте, правильно ли на доске выполнено задание?
- Ребята, проверьте, правильно ли выполнено у вас задание.
- Почему этих бабочек так назвали?
- Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха хотят рассказать нам одну историюи чтобы нам её узнать, надо объединиться в группы по четыре человека. Напомните мне правила работы в группах. Слайд20.
Давайте с вами прочтём историю. Она написана на карточке№1.
Текст на карточке №1.
У Ани есть младший братик Вова. Однажды он принёс с прогулки бабочку и хотел посадить её в баночку.
Что нужно сделать сестре в этот момент?
- Ребята, подумайте и скажите, как поступить Ане? Сказать ему, что так делать нельзя или принести ему баночку и посадить туда бабочку? Перед вами лежат карточки с вариантами ответов. Посовещайтесь и выберите один ответ. Если готовы отвечать, поднимайте флажок.
Проверка задания: группа, выбравшая первая ответ, называет его.
Класс, по команде учителя, переворачивает карточку с выбранным вариантом. Один ученик читает то, что получится, если последовать такому выбору, а другие следят.
Карточка №2. Аня объясняет Вове, что так делать нельзя.
Аня сказала братику, что так поступать плохо. Если все начнут ловить бабочек, цветы некому будет опылять. Они вместе отпустили бабочку на волю.
Карточка №3. Аня одобряет поступок Вовы.
Аня обрадовалась и принесла баночку, в которой будет жить бабочка. Вечером ребята заметили, что бабочка не шевелится.
- Класс, скажите, а правильное решение вы выбрали?
- А что было бы, если бы вы выбрали ответ с карточки №3? Давайте прочтём, чтобы получилось тогда.
- Ребята, можно ли ловить бабочек на лугу?
- А вы знаете почему?
- Правильно, если бабочки исчезнут, то некому будет опылять цветы, а тогда у цветов не будет плодов и семян и цветы просто исчезнут. А ещё многие из них, как и растения, занесены в Красную книгу России.
- Вы посмотрите, как интересно всё получается - бабочки опыляют цветы, а цветы кормят бабочек нектаром. Какой вывод можно сделать из моих слов?
- Молодцы, ребята. В природе всё взаимосвязано. Если исчезнут цветы, исчезнут и бабочки и наоборот, если исчезнут бабочки, исчезнут и цветы.
- Бабочка.
- Нет.
Дети работают в парах.
Дети проверяют и исправляют ошибки.
Отвечают на вопрос про каждую бабочку.
Один ученик читает, а остальные следят по карточкам.
Совещаются в группах.
Один ученик читает, а остальные следят.
-Да.
Дети читают.
- Нет. Нельзя.
- Они опыляют растения.
- Бабочки нужны цветам, а цветы бабочкам.
П:общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи цветов и бабочек
VII.Применение новых знаний Работа по материалам учебника (с. 46-47).
Слайд21.
- Сравните, что дети делают неправильно, придя на луг?
Что можно брать с собой, отправляясь на луг? - Если бы на лугу, как на автомобильной дороге, можно было поставить запрещающие знаки, что бы вы на них нарисовали?
- Прочитайте вывод на с.47.
- Скажите, какие правила мы должны соблюдать на лугу?
Сравнивают рисунки(с.46)
Отвечают на вопросы.
Дети читают.
Ученики. Не сорить! Не разводить огонь! Не ловить насекомых!
Не рвать цветы!
П:умение ориентироваться на страницах в учебнике; использовать отобранную информацию для решения проблемы;
выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.
Р: умение действовать по плану.
К: доносить свою позицию, понимать других; умение сотрудничать
Л: оценивать конкретные поступки людей, как хорошие или плохие
VIII. Контроль полученных знаний.
- Вспомните, ребята, что мы с вами должны были узнать?
- Чему научиться?
- Поставленные задачи выполнены?
- Где и когда нам могут пригодиться полученные знания?
-О каких новых бабочках и цветах вы узнали сегодня на уроке?
- Что интересного и полезного вы сделали на уроке?
- Так почему же мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
- Почему нельзя ловить бабочек и рвать цветы. Какие цветы и бабочки встречаются на лугу.
- Правилам поведения на лугу.
- Да.
Ответы детей.
- Мы узнали о голубянке, зорьке, пестрянке и о таволге, короставнике и нивянике.
Ответы детей.
- Потому что в природе всё взаимосвязано: бабочки помогают цветам, а цветы бабочкам. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, формулируют цель и делают вывод
К:умение участвовать в коллективном обсуждении
IX. Рефлексия.
- У вас на партах лежат цветы: красные, белые и жёлтые. Давайте наши цветочки прикрепим на наш некрасивый и пустой луг,чтобы он стал таким, каким был прежде. Если вам на уроке всё понравилось, было интересно, у вас всё получалось - возьмите жёлтый цветок. Если у вас на уроке получалось не всё и осталось ощущение, что вы не всё сделали - возьмите белый цветок, а если на уроке было трудно и ничего не получилось - возьмите красный цветок.
- Всем спасибо за урок. Слайд 22
Дети выбирают цветы и прикрепляют их на плакат с лугом.