- Преподавателю
- Начальные классы
- «Поговорим о духовных ценностях…»
«Поговорим о духовных ценностях…»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сазонова Н.Г. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки»
Волгоградской области
« Поговорим о духовных ценностях…»
Внеклассное мероприятие проведено в параллели 4-х
классов по итогам поломнической поездки в Усть-Медве-
дицкий Спасо-Преображенский монастырь г. Серафимови-
ча и посещения Свято-Никольского храма г. Михайловки
Учителя начальных классов
Сазонова Надежда Георгиевна
Крысаченко Людмила Александровна
7 декабря 2012 года
Задачи:
-
Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической
деятельности.
-
Формировать у школьников ценностные ориентиры, мо- ральные нормы и нормы человеческого общежития.
-
Способствовать приобретению опыта позитивного взаимо- действия с окружающим миром, развитию коммуникатив- ных навыков, навыков самоорганизации.
-
Формировать патриотические чувства и сознание учащих- ся на основе исторических ценностей.
Ход мероприятия.
Учитель.
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу -
Утверждает духовенство,
Мудрец ответит просто - путь к себе,
Поэт с художником подскажут -
Вдохновенье,
Певец и композитор - песнь души,
Политик - совесть,
Физик - убежденье,
И все они по-своему правы.
Учитель. Что же такое духовность, духовные ценности?
Об этом мы сейчас поговорим, вспомним нашу поездку в Усть-
Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь г. Серафи-
мовича и посещение Свято-Никольского храма г. Михайловки
Учитель. Какие понятия вы бы отнесли к духовным ценнос-
тям?
Дети.
-Доброта - черта характера и поступки: отзывчивость,
милосердие, душевное расположение к добру и стремление
делать его другим.
-Достоинство - это внутреннее чувство самоуважения и
ответственности за сделанный выбор, порой превозмогая
собственное малодушие, безволие и даже трусость. Но сила
человеческого духа помогает нравственной личности выстоять.
-Духовность начинается с устремленности к вечным общечело-
веческим ценностям - любви, красоте, доброте...
Учитель. Послушайте притчу о духовных ценностях. Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
- На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила:
- Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви.
Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:
- Пойдем Любовь, я возьму тебя с собой.
Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя.
Тогда она обратилась к Познанию:
- Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
- Это было Время.
- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.
Учитель. Любите ли вы кого-то?
-
Дети. Я люблю природу и берегу ее.
- Я стараюсь быть вежливым в общении, уважителен к
взрослым и младшим.
- Я люблю птиц, помогаю им выжить в зимнюю стужу.
-Я люблю людей и готов в трудную минуту прийти им на
помощь.
- А я люблю своих родителей, свою бабушку.
Учитель. Я рада, что вы так откровенно говорите о своей
любви. Откровением называют такие моменты, когда что-то
важное становится очевидным.
Ученик.
Словом, делом помышляем:
В храме исповедь идет.
За сердечным утешеньем
Собирается народ.
С каждым батюшка беседует.
Тихий голос, мудрый взгляд.
-Что такое храм? (Дом Божий)
-Что такое крест? (Это символ спасения человека и заботы о других людях, добровольно ради Христа взятые на себя каждым христианином)
- По каким признакам мы отличаем православные храмы от других зданий? (Маленькие и большие храмы, белокаменные и расписные - все имеют на главках крест)
- Давайте рассмотрим нашу выставку. Расскажите, в каком храме вы были. Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)
Учитель. В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная - духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота - орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле. Как люди ведут себя в храме? Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда ходили в храм вспомните, как прихожане берут благословение у священника, как ставят свечи, как осеняют себя крестным знамением. Подумайте, о чём бы каждый из нашего класса хотел попросить Господа, но вслух об этом не говорите. Ребята, вы не должны рассказывать и не любопытствовать о том, с чем человек хочет обратиться к Богу. То, что касается только отношений Господа и каждого человека, может обсуждать только со священником в духовной беседе или на исповеди, либо с родителями. Вмешиваться в чужой духовный мир или раскрывать свой на обозрение всех присутствующих - не принято, это признак невоспитанности. У православных людей красота и переживания внутреннего мира должны находить выражение в творчестве, в добросовестной работе, хороших поступках, заботе о друзьях, близких.
Ученик.
Божьей силою полна,
В каждом храме есть она,
В каждом доме, где про Бога
Люди помнят хоть немного.
Знай: с молитвой и постом
Все на ней выводится:
Бог, в сиянии святом,
Или Богородица,
Или Ангелов чины,
Что нам только здесь видны,
Так они чисты, и -
Божии святые!
Вот - копьем, в венце побед
Бьет святой дракона...
Не картина, не портрет
Это, а - икона!
Ученик.
Мудрость. Гармония. Святость.
Взгляд в мою душу и вдаль.
Неизреченная радость.
Нежность сквозь боль и печаль.
Светом любви наполняюсь.
Вера моя горяча.
В лике святом отражаясь,
Тихо мерцает свеча.
Учитель. Как попасть в Рай (притча)
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой.
Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис!
Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья,
словом, отдых.
- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть
по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны...
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошел мимо… Через некоторое время дорога привела его
на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там.
- Врет он все. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
Ученик.
Если мы дружим с человеком. Мы готовы помочь ему, выручить в трудной ситуации, простить ему все, любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» (клик) - простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого и простить-то трудно.
- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь?
Ученик.
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть ,вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
( доска)
«Плод же духа: любовь, радость,
мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера.» Св. апостол Павел
Учитель. Как вы понимаете эти слова?
Учитель.
Итак…
Духовность - это творчества начало,
Полет души, что ввысь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала,
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов,
В ней Дух Святой,
Лишь с нею мы богаты.