- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суханова В.М. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
2 класс
Тема: «Закрепление изученного. Имя существительное»
Учитель: Суханова В.М.
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: закрепление знаний об имени существительном.
Задачи: - Закрепить знания учащихся об имени существительном, его грамматических признаках. - Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. - Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
Ход урока:
Имя существительное - хлеб языка.
Л. Успенский
- Оргмомент. Сообщение темы, целей урока
- Здравствуйте, ребята и дорогие гости! - Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов. - Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают? II. Чистописание.
- Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: Проворонила ворона воронёнка. - Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая). - Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные. Слово ворона - словарное слово.). - Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены. III. Орфографическая минутка. - Вспомним правила, которые мы уже выучили. Прочитайте слова, объясните, как заполним пропуски и раскроем скобки. (Дети устно комментируют каждое слово, называют изученные правила: круж_л, (Ж,ж)уч _ ка, ш_рокий, с_ел, , п_л_то,ч_стый. - На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика. Жучка широкий кружил пальто частый съел - Что обозначают слова каждой группы? ( 1 - предметы, 2 - признаки, 3 - действия) IV. Работа над новым материалом.
1. Лексико - грамматические признаки имен существительных - Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы) - Как называется такие группы слов (части речи)?
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
Упражнение 1.Прочитайте слова, задавая к ним вопросы. Какой частью речи являются слова? Запишите слова обозначающие:
1 ряд Явления природы: что? Буран. вьюга, шторм …. Что обозначают слова? (ветер)
Какие бывают ветра? (их около 300).
1) Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу? (Вьюга).
2) Слабый береговой ветер, дующий днем с моря на сушу, а ночью - с суши на море? (Бриз).
3) Бывает метель при ясном солнышке. Ветер не поднимает снег вверх, а несет его по низу, по земле? (Поземка.)
4) Особо опасный ветер. Он может быть на суше и на море. Столбом, винтом закручивает все, что встречается на пути? (Смерч.)
5) Эти ветры гораздо сильнее и разрушительнее смерчей? (Ураган, тайфун.) 2 ряд События: что? война, битва, сражение ….…. Какие это слова? (Синонимы) 3 рядСостояние: что? обида, горе, радость… Какие слова не выбрали. Существительные могут обозначать и многое другое. Желтизна, (Цвет) бег,(Действие)
V. Физминутка
2. Собственные - нарицательные имена существительные
- Давайте вернемся к первой группе слов. Что можно сказать про слова, записанные в 1 группе (одно - собственное, другое нарицательное) Задание. Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним - собственные.
Город
река
деревня
озеро
журнал
собака
поэт
сказочник
книга
имя
фамилия
газета
мультфильм
Приведите примеры слов, которые в различных значениях могут быть как собственными, так и нарицательными; придумайте с ними предложения.
Образец: Сережка носит в ухе сережку. - Докажите, что важно уметь различать собственные и нарицательные существительные. Карточка 1. Соедините слово из левого столбика со словом из второго столбика, чтобы получились словосочетания. Зачитайте словосочетания в которых встретилось имя существительное собственное. Город, Орёл птица, орёл теплоход «Орёл»
Журнал, «Огонёк» яркий огонек,
Коренной москвич комфортабельный «Москвич»
Телевизор «Рекорд» спортивный рекорд Карточка 2. Прочитайте словосочетания. Что заметили ? ..елая акация, река ..елая дерево ..руша, тётя ..руша братик ..асилёк, цветок ..асилёк. Выпишите по вариантам. 1в. Имена собственные 2в. Имена нарицательные - Дополните 1 столбик собственными существительными. - Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы)
3. Одушевленные - неодушевленные имена существительные - На какой вопрос отвечают имена существительные? (Кто? иЧто?) Что они обозначают? Почему два вопроса? Как называются такие имена существительные?
Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные - отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные
Упражнение 2. Замените одну букву в словах так, чтобы они стали одушевленными. кол вол капля цапля дверь зверь мак рак дом сом -Что можете сказать о словах левого столбика? Правого?
3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам. - Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один - много) - Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).
Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)
Упражнение 3 Запишите слова во множественном числе.
ед.ч. мн.ч. волна волны ягода ягоды яблоня яблони сова совы воробей воробьи бревно бревна помидор помидоры чиж чижи - Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)
Имена существительные изменяются по числам
Употребляются только во множественном числе.
Брюки, санки, щипцы, ножницы ,сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, каникулы..
Употребляются только в единственном числе.
Белизна, чистота, мужество, веселье. 3. Род имен существительных. - Какой ещё признак имени существительного вы знаете? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода) - Как определить род имени существительного?
Имена существительные , к которым можно поставить слова этот, мой, он - мужского рода (м.р.). Имена существительные , к которым можно поставить слова эта, моя, она - женского рода (ж.р.). Имена существительные , к которым можно поставить слова это, моё, оно - среднего рода (ср.р.).
Упражнение 4. Выпишите слова: 1 ряд - мужского рода 2 ряд - женского рода 3 ряд - среднего рода. Село, поле, страна, вагон, лопата, облако, багаж, корабль, пассажир, море, товарищ ,окно, поход, диктант, канал, земля, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка, лето..
М.р.: вагон, багаж, корабль, пассажир, товарищ, поход, диктант, канал. Ж.р.: страна, лопата, земля, работа, книга, одежда, полка. Ср.р.: село, поле, море, мыло, облако, окно, лето.
- Ребята, вы знаете, совсем недавно нашла стихотворение. - Послушайте его («Как нельзя говорить»)
Как - то рано по утру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне А вернее, я и ты Без кашна и пальты . - Все верно в этом стихотворении? - Ничто вас не смущает? -Что это за существительные? - Что вы о них знаете? -- Как правильно должны звучать слова? (Правильно написанные слова Метро, Кашне, Пальто, Кино, Кенгуру повесить на доску).
VI. Итог урока. Обобщение об имени существительном. - Что мы сегодня повторили об имени существительном? А на следующих уроках вы узнаете ещё больше нового и интересного! Мы узнаем, как ещё могут изменяться имена существительные.
Самоанализ урока русского языка во 2 классе. Тема: закрепление знаний об имени существительном. Тип урока: Повторение об имени существительном. При подготовке к уроку были учтены программные требования: -по работе над орфографией -по развитию устной и письменной речи -валеологии ( физминутки, смена деятельности) -особенности учебной деятельности -активность, осознанность, системность -психологические особенности младших школьников. Исходя из этого, были поставлены цели урока. - Закрепить знания учащихся об имени существительном, его грамматических признаках. - Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. - Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным: 1)Вначале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения темы. 2)Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог-мотивация изучения учебного материала. 3) Организована работа по закреплению нового материала. Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. При построении урока пользовалась принципами: -научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности. Для достижения поставленных цели урока мною были выбраны методы средства: - проблемные - наглядно-иллюстративные -контроля- карточки слов -игровые, словесные -наглядные - карточки для групповой и индивидуальной работы. На уроке проводилась работа по расширению словарного запаса, по овладению умениями и навыками устной письменной речи, по орфографии. Велась работа с лексическим значением слов, с корнем слова, с различными группами лексики (синонимами). Я думаю. Что мне удалось решить поставленные задачи. Избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся. Сохранив продуктивную мотивацию учащихся.
Русский язык